Алфавитный указатель: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я
НАБЛЮДАТЕЛЬ КООРДИНАТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (power drive system variable observer) — модель (математическая, физическая и т.д.) в составе системы автоматического управления для косвенной оценки недоступных для прямого измерения координат электропривода (например, электромагнитного момента, скорости при отсутствии тахогенератора), которые в данном случае являются объектами наблюдения. Наблюдатель координат электропривода работает в режиме реального времени, имеет в качестве входных переменных доступные для измерения физические переменные объекта наблюдения и обратные связи по разности между истинными значениями доступных для измерения координат и их значениями, полученными при косвенной оценке, для автоматической подстройки коэффициентов модели с целью минимизации ошибок измерения восстанавливаемых координат.
НАВИТАЯ МАГНИТНАЯ СИСТЕМА — магнитная система трансформатора, в котором стержни и ярма образуются в виде цельной конструкции путем навивки из ленточной или рулонной электротехнической стали. Навитые системы используются в основном для изготовления маломощных трансформаторов. Отсутствие в них воздушного зазора позволяет снизить до минимума ток намагничивания.
При цилиндрической форме магнитных систем наиболее равномерное промагничивание обеспечивается при соотношении внутреннего и внешнего диаметров 1:2.
НАГРЕВ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН — нагрев частей электрической машины за счет выделения тепла при их работе. При температуре окружающей среды +35° С стальные сердечники и другие части машины, соприкасающиеся с обмотками (при использовании изоляции классов А и В) не должны нагреваться свыше 65…85; контактные кольца — 70…90; коллекторы — 65…85; подшипники скольжения — 80; подшипники качения — 95 °С. Конечная температура Θ слагается из превышения его температуры τ над температурой окружающей среды Θ0 = 35 °С, т. е. Θ = τ + Θ0. При меньшей температуре Θ0 создается перегрузка двигателя.
Нагревание электрических машин рассмотрено здесь.
НАГРУЖЕННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — режим работы трансформатора, при котором энергия вторичной обмотки отдается в нагрузку. Сопротивление нагрузки однозначно определяет степень загрузки трансформатора, в том числе токи первичной и вторичной обмоток. Протекание токов сопровождается падением напряжения на сопротивлениях обмоток. При активном и индуктивном характере нагрузки напряжение на вторичной обмотке нагруженного трансформатора с увеличением тока снижается. При емкостном характере нагрузки увеличение тока приводит к увеличению напряжения вторичной обмотки.
НАГРУЗОЧНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ТАХОГЕНЕРАТОРА — сопротивление электрической цепи, подключаемой к выводам генераторной обмотки тахогенератора, установленное как номинальное значение с предельными отклонениями. ГОСТ 27471-87.
НАГРУЗКА (англ. LOAD) — 1) устройство, потребляющее мощность; 2) мощность, потребляемая устройством. СТ МЭК 50(151) -78. НАГРУЗКА (ндп). См. режим нагрузки электротехнического устройства. ГОСТ 18311-88.
НАГРУЗКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА, ДОПУСТИМАЯ ПО НАГРЕВУ (heat limited load of electric drive) — длительно допустимый момент нагрузки электропривода, ограничиваемый тепловым режимом электродвигателя.
В нерегулируемом электроприводе (скорость примерно постоянна), работающем в продолжительном или повторно-кратковременном режиме с неизменной нагрузкой, допустимый момент нагрузки равен
номинальному моменту двигателя. Аналогичные условия должны выполняться для тока и мощности. При переменной нагрузке с временем цикла tц 10 мин с номинальными значениями сравниваются соответствующие эквивалентные (среднеквадратичные) величины.
Для регулируемого электропривода допустимая по нагреву нагрузка определяется номинальным током. Если магнитный поток при регулировании скорости уменьшается, то и допустимый момент уменьшается в сравнении с номинальным.
Для самовентилируемых двигателей следует учитывать ухудшение отвода тепла при снижении скорости.
НАГРУЗОЧНАЯ ДИАГРАММА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — зависимость вращающего момента или тока в цепи якоря вращающегося электродвигателя от времени в течение рабочего цикла. НАГРУЗОЧНАЯ ДИАГРАММА (кр.ф.).ГОСТ 27471-87.
НАГРУЗОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОМАШИННОГО ГЕНЕРАТОРА — зависимость напряжения на выводах цепи обмотки якоря электромашинного генератора от тока возбуждения при неизменных токах нагрузки, частоте вращения.
Примечание. Для генератора переменного тока должен быть неизменным также и коэффициент мощности. НАГРУЗОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.
НАДЕЖНОСТЬ ИЗОЛЯЦИИ — вероятность сохранения электрической прочности изоляционного материала во всем диапазоне изменения температуры и влажности окружающей среды и значений напряжений в нормальных и аварийных режимах работы.
Надежность электрических машин рассмотрена здесь.
НАДЕЖНОСТЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (reliability of electric drive) — вероятность надлежащего выполнения электроприводом своих функций в течение установленного промежутка времени при работе в оговоренных условиях. Для однотипных устройств с одновременным началом эксплуатации надежность может быть определена как отношение числа работоспособных в данный момент устройств к их общему числу. Надежность связана с интенсивностью отказов. Интенсивность отказов, в свою очередь, определяет важнейшую характеристику надежности — среднюю величину наработки до отказа. Надежность — категория технико-экономическая, и создание электроприводов с оптимальной надежностью — ответственная задача. Электропривод чаще всего является восстанавливаемым объектом, для которого критерием надежности является коэффициент готовности, определяемый через среднюю наработку до отказа и среднее время восстановления.
НАИБОЛЬШИЙ УДАРНЫЙ ТОК КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ — ударный ток короткого замыкания при наибольшем вынужденном токе и наибольшем возможном или установленном нормативным документом свободном токе ГОСТ 16110-82.
НАИБОЛЬШИЙ УСТАНОВИВШИЙСЯ ТОК КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ — установившийся ток короткого замыкания трансформатора, определяемый с учетом регламентированного реактивного сопротивления питающей сети, на который трансформатор должен быть рассчитан. ГОСТ 16110-82.
НАМАГНИЧИВАЮЩИЙ ТОК (ндп) — см. ток намагничивания трансформатора тока. ГОСТ 18685-73
НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ (НВ) определяется со стороны конца вала электрической машины, соединенного с рабочей машиной. При этом считают, что двигатель имеет прямое НВ, если его ротор вращается по часовой стрелке, и обратное НВ, если ротор вращается против часовой стрелки. В трехфазных двигателях переменного тока изменение НВ (реверс НВ) производится путем переключения двух фаз обмотки статора, в двигателях постоянного тока и в однофазных коллекторных двигателях — изменением полярности напряжения, приложенного к якорной обмотке или к обмотке возбуждения. В случае реверса двигателей при помощи разъемного контактного соединения на нем стрелкой должно быть указано НВ для каждого положения разъемного контактного соединения. Правильность подключения двигателя трехфазного переменного тока может быть оценена с помощью указателя чередования фаз.
НАПРАВЛЕНИЕ ТОКА — направление, в котором протекает электрический ток. За положительное направление тока принято движение носителей — электрических зарядов от положительного полюса источника тока к отрицательному.
НАПРЯЖЕНИЕ — скалярная величина, равная линейному интегралу напряженности электрического поля. Условное обозначение — U, единица измерения — вольт (В):
, где W — энергия; Q — заряд.
Напряжение характеризует затраты энергии, необходимые для перенесения электрического заряда из одной точки электрического поля в другую.
НАПРЯЖЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — электрическое напряжение, подаваемое на выводы цепей возбуждения информационной электрической машины, установленное как номинальное значение с предельными отклонениями или как номинальный диапазон значений. ГОСТ 27471-87.
НАПРЯЖЕНИЕ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — напряжение короткого замыкания пары обмоток для двухобмоточного и три значения напряжения короткого замыкания для трех пар обмоток: высшего и низшего, высшего и среднего, среднего и низшего напряжения — для трехобмоточного трансформатора. НАПРЯЖЕНИЕ К.3. (кр.ф.). ГОСТ 16110-82.
НАПРЯЖЕНИЕ КОММУТАЦИИ — напряжение, возникающее в секциях обмотки якоря машины постоянного тока. Напряжение коммутации возникает под действием магнитного поля обмотки добавочных полюсов. Оно действует встречно с ЭДС самоиндукции, наведенной в секциях обмотки якоря и закорачиваемой посредством щеток, и позволяет снизить вероятность возникновения кругового огня на коллекторе.
НАПРЯЖЕНИЕ МЕЖДУ ПЛАСТИНАМИ КОЛЛЕКТОРА — напряжение, определяемое между соседними пластинами коллектора машины постоянного тока. Оно не должно превышать 15—25 В, поскольку при более высоком напряжении резко повышается вероятность возникновения кругового огня на коллекторе. При наличии в машине компенсационной обмотки напряжение между пластинами коллектора может быть увеличено.
НАПРЯЖЕНИЕ ПРИКОСНОВЕНИЯ — напряжение, приложенное к телу животного или человека при их соприкосновении с токоведущими частями электрооборудования, Оно имеет место и в случае прикосновения к токоведущим частям электрооборудования, оказывающимся под напряжением в результате повреждения электрической изоляции. Ток через тело прямо пропорционален напряжению прикосновения и обратно пропорционален электрическому сопротивлению его тела.
Напряжение пробоя изоляции характеризует максимально возможное напряжение, выдерживаемое электроизоляционным материалом без потери им электрической прочности.
НАПРЯЖЕНИЕ ЦЕПИ УПРАВЛЕНИЯ — напряжение, предназначенное для управления различной коммутационной аппаратурой.
В зависимости от типа и назначения электрического аппарата в цепях управления используется постоянный и переменный ток с номинальным напряжением 24 и 48 В, а также 110 и 220 В. В аппаратах защиты для питания цепей управления используется питающая сеть. Использование отдельного источника для питания цепей управления характерно для устройств, к которым предъявляются повышенные требования к надежности работы. В качестве напряжения цепи управления используются аккумуляторные батареи, дизель-электрические агрегаты и т. п. Указанные источники используются также для питания цепей контроля и сигнализации.
НАПРЯЖЕНИЕ ХОЛОСТОГО ХОДА — напряжение на зажимах разомкнутой обмотки электрической машины.
НАПРЯЖЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (англ. RESIDUAL VOLTAGE) — сумма мгновенных значений трехфазных напряжений в трехфазной системе. СТ МЭК 50(321)-86.
НАПРЯЖЕНИЕ ТРОГАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — наименьшее значение электрического напряжения на выводах цепи питания или управления, при котором ротор электродвигателя начинает устойчиво вращаться без нагрузки.
Примечание. Определяется как наибольшее значение в пределах оборота ротора. ГОСТ 27471-87.
НАПРЯЖЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ МАЛОЙ МОЩНОСТИ — электрическое напряжение, подаваемое на выводы цепи управления информационной электрической машины, установленное как номинальный диапазон значений. ГОСТ 27471-87.
НАПРЯЖЕННОСТЬ МАГНИТНОГО ПОЛЯ — векторная величина, характеризующая магнитное поле токов и не зависящая от свойств среды. Условное обозначение — H, единица измерения — А/м: , где I — ток; w — число витков катушки с током; l — длина силовой линии.
Напряженность магнитного поля показывает, какая намагничивающая сила участвует в создании магнитного поля.
НАПРЯЖЕННОСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ — векторная величина, характеризующая электрическое поле и определяющая силу, действующую на заряженную частицу со стороны электрического поля. Численно она равна отношению силы, действующей на заряженную частицу, к ее заряду и имеет направление силы, действующей на частицу с положительным зарядом.
Условное обозначение — Е, единица измерения — В/м: , или , где U — падение напряжения; d — расстояние между двумя точка¬ми поля; F — сила; Q — заряд.
НАРАБОТКА ДО ОТКАЗА (failure time) — случайная величина, характеризующая время (пробег для транспортных средств, число циклов для циклических машин и т.п.) безотказной работы устройства в целом или его отдельных элементов. Важнейший показатель надежности электропривода.
Средняя величина наработки до отказа связана с интенсивностью отказов — основным параметром теории надежности, содержащимся в справочниках.
НАЧАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ — вращающий момент электродвигателя, развиваемый при неподвижном роторе и начальном пусковом токе. Начальный пусковой момент асинхронного двигателя и двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением обычно в 1,5—2 раза превышает номинальный момент, а в двигателях постоянного тока с последовательным возбуждением в 2—4 раза больше номинального момента (механическая характеристика).
НАСЫЩЕНИЕ МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ (МАГНИТОПРОВОДА) РЕАКТОРА — состояние магнитной системы (магнитопровода) реактора, соответствующее таким мгновенным значениям тока в его основной обмотке, при которых дальнейшее увеличение этого тока практически не вызывает изменения динамической индуктивности. ГОСТ 18624-73.
НАЧАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ — минимальный измеренный момент, развиваемый асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором в заторможенном состоянии при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети НАЧАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ (кр.ф.) ГОСТ 27471-87 (СТ СЭВ 169-86).
НАЧАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ — минимальный измеренный момент, развиваемый синхронным двигателем в заторможенном состоянии при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети. НАЧАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ (Кр.ф.).
НАЧАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ ТОК АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ — максимальный действующий ток, потребляемый заторможенным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором при питании от питающей сети с номинальным значением напряжения и частоты.
Примечание. Эта величина является расчетной без учета переходных явлений.
НЕЗАВИСИМОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ — один из способов электромагнитное го возбуждения электрических машин, согласно которому энергия в обмотку возбуждения подается от постороннего источника постоянного тока, не имеющего гальванической связи с главной цепью возбуждаемой электрической машины.
НЕЙРОННЫЕ СЕТИ (neural networks) в электроприводе — управление координатами электропривода, при котором управляющее устройство представляет собой совокупность определенным образом соединенных нейроподобных элементов (нейронов), образующих искусственную нейронную сеть, называемую в этом случае нейроконтроллером. Используется, когда при разработке алгоритма управления не известна точная модель объекта управления или когда объект управления характеризуется сложной математической моделью с нелинейностями и неопределенностью параметров, что не позволяет решить задачу управления или приводит к сложным решениям при использовании традиционных регуляторов.
НЕЙТРАЛЬНЫЙ (НУЛЕВОЙ) ПРОВОД — провод, присоединенный к концам трехфазной обмотки, соединенным вместе. Точка соединения называется нулевой точкой или нейтралью генератора (при соединении обмоток звездой). В четырехпроводной системе к нейтрали присоединяется нейтральный, или нулевой, провод.
НЕЛИНЕЙНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — активное сопротивление, напряжение на зажимах которого нелинейно зависит от значения протекающего через него тока.
У нелинейного сопротивления изменение напряжения не прямо пропорционально изменению тока, поскольку значение активного сопротивления элемента электрической цепи с нелинейным сопротивлением зависит от значения приложенного к нему напряжения, например у диода. Во многих случаях нелинейность сопротивления обусловлена зависимостью активного сопротивления элемента электрической цепи от температуры.
НЕЛИНЕЙНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ — электрическая цепь, электрическое сопротивление, индуктивность или емкость хотя бы одного из участков которой зависят от значений или от направления токов и напряжений в этом участке цепи. ГОСТ 19880-74.
НЕЛИНЕЙНОСТЬ РЕГУЛИРОВОЧНОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УПРАВЛЯЕМОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — отклонение от линейной зависимости частоты вращения убавляемого вращающегося электродвигателя от напряжения управления.
Примечание. Определяется как отношение наибольшей по абсолютному значению разности между частотой вращения, рассчитанной по уравнению прямой линии, аппроксимирующей действительную регулировочную характеристику в номинальном диапазоне напряжения управления, и действительной частотой вращения к наибольшему значению частоты вращения в номинальном диапазоне напряжения управления. ГОСТ 27471-87.
НЕМАГНИТНАЯ ПРОКЛАДКА — прокладка из немагнитного материала, выполненная в виде металлической пластины, закрепляемой на торце ярма магнитопровода электромеханических контакторов и реле постоянного тока. Немагнитная прокладка создает дополнительный немагнитный зазор между якорем и ярмом, что препятствует залипанию якоря после отключения контактора или реле под действием остаточного намагничивания.
НЕПРЕРЫВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — регулирование, в котором регулирующий орган находится в действии непрерывно, следуя за отклонением регулируемого параметра в соответствии с сигналом датчика.
НЕПРЯМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ — регулирование, при котором регулятор воздействует на исполнительный механизм посредством специального усилителя, использующего источник вспомогательной энергии.
НЕРЕВЕРСИВНАЯ МАШИНА — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для работы только при одном направлении вращения ротора ГОСТ 27471-87.
НЕРЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — электропривод, параметры которого изменяются в результате возмущающих воздействий. ГОСТ 16593-79.
НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ РАЗРЯД — электрический разряд в газе, для возникновения и поддержания которого необходимо воздействие внешнего ионизатора.
НЕСИММЕТРИЧНАЯ ОБМОТКА — обмотка якоря машины постоянного тока с несимметричным расположением секций в пределах одного или двух полюсных делений.
На практике для изменения некоторых параметров машины при неизменной конструкции магнитопровода якоря используются несимметричные обмотки. В этом случае соседние секции обмотки якоря имеют различный шаг. Асимметрия может быть также получена неполным подключением выводов секции обмотки якоря к пластинам коллектора или посредством закорачивания нескольких пластин коллектора. В последнем случае закорачивание может производиться равномерно по окружности коллектора с некоторым шагом. При использовании волновой обмотки также используются «холостые» секции. Такая обмотка ничем не отличается от обычной, кроме того, что часть выводов не подключается к пластинам коллектора. Присутствие неиспользуемых секций обмотки позволяет облегчить балансировку ротора машины. При наличии перемычек между отдельными пластинами коллектора часть витков обмотки якоря оказывается закороченной, благодаря чему и создается необходимая асимметрия. Наиболее часто это делается тогда, когда количество выводов секций обмотки якоря не соответствует количеству пластин коллектора.
НЕСИММЕТРИЧНАЯ СИСТЕМА — магнитная система, в которой отдельные стержни могут отличаться от других стержней по форме, конструкции или размерам или взаимное расположение какого-либо стержня по отношению к другим стержням или ярмам может отличаться от расположения любого другого стержня. ГОСТ 16110-82.
НЕУСТАНОВИВШИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ — режим работы, характеризующийся переходом машины из одного устойчивого состояния в другое, также устойчивое состояние.
В процессе работы электропривода на тот или иной производственный механизм происходит колебание момента нагрузки электродвигателя, обусловленное изменением режима работы механизма. При случайном увеличении момента нагрузки возникает тормозной Момент, при снижении — двигательный момент. Каждое изменение частоты вращения привода приводит к тому, что момент двигателя Мдв уравновешивается суммой момента нагрузки Мн и динамического момента Мдин, т. е. Мдв = Мн ± Мдин.
НЕЧЕТКАЯ ЛОГИКА (fuzzy logic) в электроприводе — управление координатами электропривода, при котором управляющее устройство выполняется в виде нечеткого регулятора (фаззи-регулятора). Используется, когда при разработке алгоритма управления неизвестна точная модель объекта управления или когда объект управления характеризуется сложной математической моделью с нелинейностями и неопределенностью параметров, что не позволяет решить задачу управления или приводит к сложным решениям при использовании традиционных регуляторов.
НЕЯВНОПОЛЮСНАЯ МАШИНА — разноименнополюсная машина с равномерным основным воздушным зазором. ГОСТ 27471-87.
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР — ротор трехфазного синхронного генератора, на поверхности которого расположена распределенная обмотка возбуждения.
Генератор с неявнополюсным ротором приводится во вращение от турбины с высокой частотой вращения. На валу генератора установлен массивный ротор из магнитномягкой стали, на поверхности которого расположены аксиальные пазы. В эти пазы укладывается обмотка возбуждения, выводы которой присоединены к контактным кольцам. При укладке обмотки в пазы особое внимание следует уделять ее механической прочности, поскольку при вращении ротора на нее действует центробежная сила.
НИЗШЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ТРАНСФОРМАТОРА — наименьшее из номинальных напряжений обмоток трансформатора. НН (кр. ф.). ГОСТ 16110-82.
НОМИНАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА (англ. NOMINAL VALUE) — значение величины, принимаемое для обозначения или идентификации компонента, устройства или материала. СТ МЭК 50 (151)-78.
Номинальные данные электрических машин рассмотрены здесь.
НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ ДВУХОБМОТОЧНОГО ТРАНСФОРМАТОРА — номинальная мощность каждой из обмоток трансформатора.
Примечание. В трансформаторе с расщепленной обмоткой номинальная мощность — это мощность нерасщепленной обмотки или равная ей суммарная мощность частей расщепленной обмотки. ГОСТ 16110-82.
НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ ОБМОТКИ (ОТВЕТВЛЕНИЯ ОБМОТКИ) — указанное на паспортной табличке трансформатора значение полной мощности на основном (данном) ответвлении, гарантированное изготовителем в номинальных условиях места установки и охлаждающей среды при номинальной частоте и номинальном напряжении обмотки (ответвления).
Примечание. Если на паспортной табличке трансформатора указаны несколько мощностей, соответствующих различным способам охлаждения, то за номинальную принимается наибольшая из этих мощностей. ГОСТ 16110-82.
НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ — значение полной мощности, указанное на паспортной табличке трансформатора напряжения, которую он отдает во вторичную цепь при номинальном вторичном напряжении с обеспечением соответствующих классов точности.
Примечание. Трансформатор напряжения имеет несколько значений номинальной мощности, соответствующих классам точности. ГОСТ 18683-73.
НОМИНАЛЬНАЯ МОЩНОСТЬ ТРЕХОБМОТОЧНОГО ТРАНСФОРМАТОРА — наибольшая из номинальных мощностей отдельных обмоток трансформатора ГОСТ 16110-82.
НОМИНАЛЬНЫЙ МОМЕНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — вращающий момент, создаваемый электродвигателем при номинальном значении нагрузки на валу.
НОМИНАЛЬНОЕ ВТОРИЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ (ТРАНСФОРМАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ) (англ. RATED SECONDARY VOLTAGE) — значение вторичного напряжения, указанное на табличке трансформатора, определяющее его характеристики. СТ МЭК 50 (321)-86.
НОМИНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРАМЕТРА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — значение параметра электротехнического устройства, указанное изготовителем, при котором оно должно работать, являющееся исходным для отсчета отклонений.
Примечание. К числу параметров относятся, например, ток, напряжение, мощность. НОМИНАЛЬНЫЙ ПАРАМЕТР (кр. ф.). ГОСТ 18311-80.
НОМИНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — совокупность числовых значений электрических и механических параметров, обусловленных изготовителем и указанных на табличке, которым удовлетворяет вращающаяся электрическая машина в заданных условиях. НОМИНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.
НОМИНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (rated parameters) — параметры электропривода и его элементов, заложенные разработчиками в проектную документацию и адекватно воспроизведенные изготовителем. Номинальные данные обычно включают номинальные условия питания, нагружения и предельные значения воздействующих внешних климатических, механических и электромагнитных факторов, при которых обеспечиваются все функциональные характеристики за расчетный срок службы при объявленной надежности.
НОМИНАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ (rated motor inputs) — номинальные электрические параметры на входных клеммах электродвигателя, например, номинальные значения напряжения якорной цепи и токов якоря и возбуждения для машин постоянного тока или номинальные значения напряжения, частоты и тока статора — для асинхронных двигателей.
НОМИНАЛЬНЫЙ ВХОДНОЙ МОМЕНТ СИНХРОННОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — вращающий момент, который развивает синхронный вращающийся электродвигатель при номинальных напряжении и частоте питающей сети, замкнутой накоротко обмотке возбуждения и при частоте вращения, равной 95 % синхронной. ГОСТ 27471-87.
НОМИНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — режим работы электротехнического устройства, при котором значения каждого из параметров режима равны номинальным. ГОСТ 18311-80.
НОРМАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛОСТОГО ХОДА ЭЛЕКТРОМАШИННОГО ГЕНЕРАТОРА — усредненная характеристика холостого хода электромашинного генератора, выраженная в относительных единицах. НОРМАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХОЛОСТОГО ХОДА (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.