Термины и определения на букву «И»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

ИЗМЕРЕНИЕ — нахождение значения физической величины (например, силы тока в электрической цепи, температуры и др.) опытным путем с помощью специальных технических средств. По способу получения значения все измерения делятся на четыре основных вида: прямые, косвенные, совокупные и совместные.
При прямом измерении искомое значение величины находят непосредственно из опытных данных (например, измерение длины линейкой, температуры — термометром, объема жидкости — мерником, электрического напряжения — вольтметром); при косвенном — на основании известной зависимости между этой величиной и величинами, подвергаемыми прямым измерениям (например, объем прямоугольного параллелепипеда можно определить по результатам прямых измерений длины в трех взаимно перпендикулярных направлениях; электрическое сопротивление — по результатам измерений падения напряжения, силы тока и др.). Находить значения некоторых величин, а также получать более точные результаты легче и проще путем косвенных измерений. Иногда прямые измерения практически невозможно осуществить (например, измерить плотность твердого тела, определяемую обычно по результатам измерений объема и массы).
Совокупными называются измерения, в которых значения величин находятся по данных повторных измерений одной или нескольких одноименных величин при различных сочетаниях мер или этих величин. Результаты определяются путем решения системы уравнений, составляемых по результатам нескольких прямых измерений (например, измерения, при которых массы отдельных гирь набора находят по известной массе одной из них и по результатам прямых сравнений масс различных сочетаний гирь). Совместными считаются измерения двух или нескольких неодноименных величин, производимые одновременно (прямые или косвенные).

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ — часть конструкции электроизмерительного стрелочного прибора, состоящая из элементов, взаимодействие которых вызывает их взаимное перемещение. Значение измеряемой величины определяется по углу поворота подвижной части измерительного механизма. Наиболее распространены магнитоэлектрический. электромагнитный и ферродинамический измерительные механизмы.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, преобразователь — средство измерения для выработки сигнала измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающееся непосредственному восприятию наблюдателем. Различают первичный измерительный преобразователь, к которому подведена измеряемая величина, т. е. первый в измерительной цепи (например, термоэлемент в цепи термоэлектрического термометра, сужающее устройство расходомера), промежуточный занимает место в цепи после первичного, передающий — предназначен для дистанционной передачи сигнала измерительной информации (индуктивный передающий преобразователь, емкостный передающий преобразователь) и масштабный — измеряет величину в заданное число раз (измерительный трансформатор тока, делитель напряжения).

ИЗМЕНЕНИЕ ВЫХОДНОЙ Э.Д.С. ТАХОГЕНЕРАТОРА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ — величина, определяемая как отношение наибольшей по абсолютному значению разности между выходной э.д.с. при предельных значениях установленного диапазона температур и при нормальной окружающей температуре к произведению выходной э.д.с. при нормальной окружающей температуре на разность температур, вызвавшей это изменение.

ИЗМЕНЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ПАРЫ ОБМОТОК ТРАНСФОРМАТОРА — арифметическая разность напряжений при холостом жиде и напряжения на зажимах обмотки при заданных токе нагрузки и коэффициенте мощности, когда напряжение на другой обмотке пары равно ее номинальному напряжению.
Изменение напряжения обусловлено падением напряжения на активном и индуктивном сопротивлениях обмотки.

ИЗМЕНЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — изменение напряжения на вторичной обмотке трансформатора, обусловленное изменением тока нагрузки. При изменении нагрузки напряжение на вторичной обмотке меняется вследствие изменения падения напряжения на активном и индуктивном сопротивлениях обмоток.

ИЗМЕНЕНИЕ СКОЛЬЖЕНИЯ — один из способов изменения частоты вращения асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.
В двигателях с короткозамкнутым ротором изменение скольжения реализуется с помощью добавочных резисторов или понижающего трансформатора в цепи обмотки статора. В этом случае скольжение увеличивается, а частота вращения двигателя падает. Указанные средства отличаются малым диапазоном регулирования частоты вращения и сильной зависимостью последней от значения момента нагрузки. Так, например, при вентиляторном характере нагрузки увеличение скольжения не превышает 30 %.
В двигателях с фазным ротором увеличение скольжения обеспечивается путем увеличения сопротивления дополнительных резисторов в цепи обмотки ротора. Для этого способа регулирования также характерны сильная зависимость частоты вращения двигателя от момента нагрузки и ограниченный диапазон регулирования, а значительные потери в дополнительных резисторах снижают КПД привода в целом.

ИЗМЕНЕНИЕ ОСТАТОЧНОЙ Э.Д.С. ОТ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА — величина, определяемая как приведенное значение отношения остаточной э.д.с. по основной гармонике к крутизне выходной характеристики асинхронного тахогенератора. Обусловлено разной толщиной стенок полого ротора.

ИЗМЕНЕНИЕ ФАЗЫ ВЫХОДНОЙ Э.Д.С. — величина, определяемая как наибольшая разность фаз э.д.с. на выводах выходной обмотки асинхронного тахогенератора при изменении частота вращения в номинальном диапазоне. На фазу выходного сигнала влияет характер нагрузки.

ИЗМЕРЕНИЕ АКТИВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ОБМОТОК ТРАНСФОРМАТОРА производится с целью определения падения напряжения и тока короткого замыкания. Для определения сопротивления используется мост постоянного тока или метод, основанный на измерении тока в обмотке при подаче на нее некоторого постоянного напряжения. В последнем случае активное сопротивление обмотки определяется как частное от деления напряжения на ток. Если ток через обмотку протекает более одной минуты, то его значение должно быть не более 20 % номинального. При обоих методах измерения необходимо учитывать реальную температуру обмотки, что позволяет определить значение ее сопротивления с поправкой на влияние температуры.
Для этого может быть использована формула:
R_t={R_0(235+t_0)}/{235+t},
где R0 — сопротивление обмотки при расчетном значении температуры t0=25 °С; t — действительное значение температуры; Rt — искомое значение сопротивления обмотки.

ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ МАЛОМОЩНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ осуществляется после подачи на первичную обмотку трансформатора напряжения постоянного тока значением 500±25 В.
По истечении одной минуты измеряется сопротивление изоляции между:
токоведущими частями и нетоковедущими элементами конструкции, доступными для прикосновения обслуживающего персонала;
первичной и вторичной обмотками, причем последняя имеет гальваническую связь с магнитной системой;
токоведущими частями и нетоковедущими элементами конструкции, недоступными для прикосновения обслуживающего персонала для трансформаторов повышенной электробезопасности;
нетоковедущими элементами конструкции, доступными и недоступными для прикосновения.
Минимально допустимым значением сопротивления изоляции между первичной и вторичной обмотками является 5 МОм, между другими частями и элементами конструкции трансформатора — 2 МОм.

ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ проводится в силовых трансформаторах с целью определения полного сопротивления каждой фазы обмотки низшего напряжения при номинальной частоте.
Значение сопротивления нулевой последовательности определяется посредством измерения тока и напряжения и вычисления по формуле:
Z_0={3U}/I.

ИЗМЕРЕНИЕ ТАНГЕНСА УГЛА ДИЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТЕРЬ — способ контроля сопротивления изоляции обмоток мощных трансформаторов. Качество изоляции считается удовлетворительным, если при использовании мостовой схемы переменного тока высокого напряжения измеренное значение тангенса угла диэлектрических потерь составляет tg δ =(5÷15) · 10-3.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — специальный маломощный трансформатор, предназначенный для преобразования контролируемого параметра мощных электрических цепей в сигнал, подаваемый на вход элементов системы автоматического регулирования или на измерительные приборы.
Такой преобразователь используется для: согласования сигналов силовых и измерительных электрических цепей; их гальванической развязки; определения токов короткого замыкания в устройствах защиты; алгебраического сложения нескольких сигналов, пропорциональных токам и напряжениям в контролируемых электрических цепях.

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, предназначенный для передачи информационного сигнала измерительным приборам, счетчикам, устройствам защиты и управления. Представляет собой понижающий трансформатор, на первичную обмотку которого воздействует измеряемый ток или напряжение, а ко вторичной обмотке подключены электроизмерительные приборы или устройства защиты. Применяют в цепях переменного тока высокого напряжения для безопасных измерений силы тока, напряжения, мощности с помощью приборов, имеющих относительно небольшие пределы измерений.
Различают измерительные трансформаторы напряжения и тока.

ИЗОЛЯТОР — твердое, жидкое или газообразное вещество, не содержащее свободных носителей зарядов или содержащее незначительное их количество и оказывающее по этой причине большое сопротивление прохождению электрического тока. В группу изоляторов входят также диэлектрики.
Основное назначение изолятора заключается в гальванической развязке токоведущих проводов друг от друга, токоведущих частей от токоведущих и от земли. К важнейшим требованиям, предъявляемым к изоляторам, относятся высокая электрическая, механическая и термическая прочность, устойчивость к воздействию химически агрессивных сред. Наиболее распространенными изоляторами являются: керамика, картон, лак, резина, песок, масло, бензин, спирт, дистиллированная вода, вакуум и различные газовые смеси, в том числе и воздух.

ИЗОЛЯЦИЯ — материал, обычно диэлектрик, препятствующий прохождению тока проводимости. Изолирующие материалы, применяемые в электрических машинах, делят на классы в соответствии с их нагревостойкостью (см. нагревостойкость диэлектрика). Изоляция должна иметь хорошую теплопроводность, быть влаго- и химически стойкой, иметь высокую механическую прочность и малую толщину. Качество изоляции влияет в сильной степени на габаритные размеры и надежность электрической машины. 95 % отказов общепромышленных электродвигателей происходит из-за повреждения изоляции обмоток, из которых 93 % обусловлены междувитковыми замыканиями.

ИЗОЛЯЦИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ — изоляция, покрывающая части обмоток электрических машин, расположенные вне паза статора или ротора.
В качестве изоляции используются прессшпан, стеклоткань, синтетическая ткань, хлопок, шелк и другие электроизоляционные материалы. Электрические, механические и термические свойства изоляции должны соответствовать реальным значениям указанных параметров.

ИЗОЛЯЦИЯ ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ (ОВ). Под изоляцией обмотки возбуждения, выполненной в виде концентрической катушки, понимают изоляцию провода, межслойную изоляцию и изоляцию полюса, обеспечивающую необходимую электрическую, механическую и термическую прочность обмотки.
Тип используемой в конкретной электрической машине изоляции ОВ зависит от конструкции обмотки и значения напряжения питания. Для обмоток с большим количеством витков и малым сечением провода используется межслойная изоляция из прессшпана, остеклованной ткани или электроизоляционной бумаги. В качестве наружной изоляции ОВ используют хлопчатобумажную или остеклованную ленту (тесьму). Для обмоток с малым количеством витков и большим сечением провода к межслойной изоляции предъявляются менее жесткие требования, поскольку в этих случаях имеется возможность располагать отдельные витки на некотором расстоянии друг от друга. В этом случае стержень полюсного наконечника обматывается миканитовой лентой или на него надевается гильза из довольно жесткого электроизоляционного материала. Особое внимание уделяется изоляции ОВ, установленных на вращающихся полюсах, где первостепенное значение имеет их механическая прочность. В этих обмотках, как правило, используется жесткий медный провод круглого или прямоугольного сечения. Подобные обмотки нередко пропитываются компаундом, который после высыхания придает обмоткам необходимую электрическую и механическую прочность. Сушка обмоток производится в специальных сушильных печах. Широко используется при изготовлении вращающихся обмоток возбуждения эпоксидная смола.

ИЗОЛЯЦИЯ ПРОВОДА — слой электроизоляционного материала, покрывающий поверхность круглых, прямоугольных и многожильных медных и алюминиевых проводов.
На практике наибольшее распространение получила лаковая и стеклолаковая изоляция. В отдельных случаях используется также изоляция из хлопчатобумажной ткани, синтетических материалов и асбеста. Выбор изоляции провода того или иного типа полностью определяется электрической, механической и тепловой нагрузками электрической машины, что в свою очередь зависит от условий ее эксплуатации.

ИЗОЛЯЦИЯ СТЕРЖНЯ ОБМОТКИ — слой изоляции, покрывающий провод стержневой обмотки.
В качестве изоляции стержня используются различные электротехнические лаки, шелк, синтетические материалы, хлопок, асбест, микалента и т. д. Выбор той или иной изоляции определяется механическими, электрическими и тепловыми нагрузками электрической машины.

ИЗОЛЯЦИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — изоляция между отдельными конструктивными элементами трансформатора с различными электрическими потенциалами.
В качестве витковой изоляции используются электротехнические лак или бумага, а в сухих трансформаторах большой мощности — резина и стеклоткань. Для витковой изоляции не предъявляются высокие требования к электрической прочности в отличие от требований относительно механической прочности. Последнее объясняется тем обстоятельством, что при формировании витка изоляция испытывает значительные механические напряжения.
В цилиндрических обмотках нижняя обмотка изолируется от стержня магнитной системы и с помощью межобмоточной изоляции — от обмотки другого напряжения. Для обеспечения отвода тепла от сердечника и обмотки в стержневой и межобмоточной изоляции предусматриваются каналы для циркуляции воздуха или масла. Толщина стержневой изоляции оказывает влияние на значение потоков рассеяния обмоток трансформатора. Корпус трансформатора изолируется от активных частей с помощью воздуха или трансформаторного масла. Выводы обмоток трансформатора с масляным охлаждением подключаются к питающей сети и к нагрузке через фарфоровые изоляторы, установленные в крышке бака трансформатора.
Класс изоляции выбирается с учетом номинальных значений напряжений на обмотках, условий эксплуатации и допустимой температуры нагрева.

ИМПУЛЬСНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — регулируемый электропривод, скорость которого изменяется путем периодического включения и отключения источника питания. В качестве переключающих импульсных элементов применяются транзисторы, реже тиристоры и магнитные усилители. Относительное время замкнутого состояния транзисторного ключа (скважность) изменяется несколькими методами. В широтно-импульсных преобразователях изменяется длительность замкнутого состояния ключа при неизменной частоте переключений. При частотно-импульсном управлении длительность замкнутого состояния ключа постоянна, а изменяется частота коммутаций. Импульсный электропривод характеризуется высокой экономичностью, надежностью, малыми размерами и массой. Применяется в относительно маломощных системах управления: летательные аппараты, металлорежущие станки, бытовая техника.

ИНВЕРТОР (inverter) — преобразователь электрической энергии постоянного тока в электрическую энергию переменного тока. Различают инверторы напряжения и инверторы тока.

ИНВЕРТОР НАПРЯЖЕНИЯ (voltage source inverter) — инвертор, вход которого подключен к источнику постоянного напряжения, а выходное напряжение регулируемой частоты получают за счет коммутации ключей инвертора по определенному алгоритму. Значение выходного напряжения можно регулировать как источником постоянного напряжения (применяется редко), так и с помощью широтноимпульсной модуляции (используется наиболее часто). Применяется в преобразователях частоты с промежуточным звеном постоянного тока.

ИНВЕРТОР ТОКА (current source inverter) — инвертор, вход которого подключен к источнику питания, работающему в режиме источника тока. Выходной ток требуемой частоты получают за счет коммутации ключей инвертор тока Значение выходного тока изменяют регулированием тока источника питания. Используется в преобразователях частоты с промежуточным звеном постоянного тока).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — электропривод, предназначенный для привода одного исполнительного органа рабочего механизма с одним или несколькими исполнительными органами. Индивидуальный привод отличается от группового электропривода, предназначенного для привода одновременно нескольких исполнительных органов одного рабочего механизма или нескольких различных рабочих механизмов. В групповом электроприводе механическая связь вала электродвигателя с несколькими исполнительными органами осуществляется с помощью различных передаточных устройств (трансмиссий, редукторов и т. п.).

ИНДИКАТОРНЫЙ СЕЛЬСИН-ПРИЕМНИК — возбуждаемый однофазным напряжением сельсин, угловое положение ротора которого определяется амплитудами и фазами напряжений трехфазной обмотки, питаемой от сельсина-датчика. Применяется для передачи угла на расстояние при незначительном моменте сопротивления на валу. В зависимости от погрешности разделяются на три класса: класс 1 — погрешность 0,75 град; класс 2 — 1,5 град; класс 3 — 2,5 град.

ИНДУКТИВНАЯ НАГРУЗКА — составляющая полной нагрузки электрической машины переменного тока, участвующая в создании электромагнитного поля. Соотношение активной и индуктивной нагрузок электрический машины зависит от угла фазового сдвига между током и э.д.с., причем э.д.с. опережает ток по фазе. Индуктивная нагрузка оказывает размагничивающее действие на основной магнитный поток электрической машины, вследствие чего напряжение на ее зажимах имеет меньшее значение, чем при работе в режиме холостого хода. При работе электрической машины в режиме генератора.

ИНДУКТИВНО-ЕМКОСТНОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (inductance-capacitance converter) — электротехническое устройство, состоящее из одного или нескольких реакторов и конденсаторов с оди­наковыми реактивными сопротивлениями, включаемое между сетью переменного тока с постоянным значением напряжения и нагрузкой и обеспечивающее за счет резонанса напряжений неизменность выходного тока при изменении нагрузки в широких пределах.

ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА (inductor motor) — синхронная электрическая машина, у которой обмотки якоря и возбуждения расположены на статоре; ротор имеет ряд равномерно расположенных по окружности выступов без обмотки. Индукторный генератор — индукторная электрическая машина для генерирования одно- или многофазного переменного тока с частотой 400 Гц — 15 кГц в установках индукционного нагрева и поверхностной закалки, для сварки на переменном токе повышенной частоты, для питания высокоскоростного электропривода. Мощность индукторной электрической машины — от нескольких ватт до сотен киловатт.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — реактивное сопротивление, обусловленное индуктивностью цепи и равное произведению индуктивности и угловой частоты. Выражается в Ом. Практически любая катушка, включенная в цепь переменного тока, обладает индуктивным сопротивлением.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ — отношение реактивной составляющей основной гармоники напряжения нулевой последовательности на обмотке якоря к току нулевой последовательности той же частоты, в той же обмотке синхронной машины.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПОТЬЕ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — индуктивное сопротивление, вычисляемое по реактивному треугольнику и используемое для определения тока возбуждения при работе синхронной машины с нагрузкой с помощью диаграмм электродвижущих и магнитодвижущих сил.

ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ РАССЕЯНИЯ — отношение э.д.с., индуктируемой в обмотке якоря магнитным потоком рассеяния, обусловленным током в ней, к этому току.

ИНДУКТИВНОСТЬ — количественная характеристика связи между магнитным потоком самоиндукции электрической цепи и силой тока в ней. Единица измерении — генри (Гн). Различают индуктивность статическую и динамическую.
Индуктивность зависит от размеров и конфигурации электрической цепи и магнитной проницаемости проводников, образующих цепь, и окружающей среды.

ИНДУКТИВНЫЙ ДАТЧИК — измерительный преобразователь в виде катушки индуктивности с ферромагнитным сердечником, индуктивность которой в результате изменения воздушного зазора в магнитопроводе либо глубины погружения сердечника в катушку пропорционально значению измеряемой величины (перемещению или углу поворота).

ИНДУКТОР — статор или ротор электрической машины, на котором размещены постоянные магниты или обмотка возбуждения.

ИНДУКТОРНАЯ МАШИНА — синхронная машина, у которой статор выполняет функции якоря и индуктора и у которой процесс преобразования энергии обусловлен пульсациями магнитной индукции вследствие зубчатости ротора.
Частота пульсаций магнитной индукции пропорциональна скорости вращения и числу зубцов ротора. Индукторная машина может работать в режиме генератора и двигателя. В 1854 г. Найтом получен английский патент на генератор, соответствующий по принципу действия этому классу машин. В 1877 г. Павлом Николаевичем Яблочковым изобретен индукторный генератор, напоминающий современные конструкции. В 1901 г. Гюи предложил индукторный генератор с зубчатым магнитопроводом статора. Индукторный генератор применяется в качестве источника переменного тока высокой частоты.
Высокочастотный индукторный генератор изобрел Никола Тесла.
Применяются в установках индукционного нагрева, поверхностной закалки, сварки, для питания антенного контура радиолокационных станций и высокоскоростного электропривода. Мощность генераторов от нескольких Вт до сотен кВт. К.п.д. 0,4-0,75 при коэффициенте мощности 1.
Индукторные двигатели позволяют получить малую частоту вращения при питании от сети стандартной частоты, не прибегая к помощи редуктора. Поэтому их называют также синхронными двигателями с электромагнитной редукцией частоты вращения или редукторными двигателями.
Различают индукторные двигатели возбужденные и реактивные. Реактивные двигатели не имеют обмотки возбуждения, но статор их обязательно зубчатый, также как и ротор. Скорость вращения реактивного двигателя в два раза больше скорости возбужденного индукторного двигателя с тем же числом зубцов на роторе.
Скорость вращения индукторного двигателя пропорциональна частоте питания и обратно пропорциональна числу зубцов ротора.
Мощность — несколько сотен Вт.

ИНДУКТОСИН — информационная бесконтактная электрическая машина без магнитопровода с печатными первичной и вторичной обмотками, возбуждаемая однофазным напряжением, выходное напряжение которой является функцией углового положения ротора. Частота напряжения питания 10-100 кГц, коэффициент передачи напряжения составляет 0,005-0,01. По свойствам аналогичен многополюсному поворотному трансформатору с размещением первичной обмотки возбуждения на роторе, а вторичной на статоре. Индуктосин используется для измерения малых угловых и линейных перемещений.
Недостатки: малое значение выходного сигнала, сложность изготовления и высокая стоимость.

ИНДУКЦИОННАЯ МАШИНА — асинхронная машина, у которой магнитный поток сцеплен с двумя или более электрическими контурами, перемещающимися друг относительно друга, и в которой энергия передается посредством электромагнитной индукции из неподвижной части в движущуюся или наоборот.

ИНДУКЦИОННЫЙ ДАТЧИК УГЛА — информационная электрическая машина, амплитуда выходного напряжения которой пропорциональна углу поворота ротора.

ИНДУКЦИОННЫЙ РЕГУЛЯТОР — асинхронная машина с фазным ротором, предназначенная для плавного регулирования напряжения переменного тока за счет поворота ротора. Используется в энергосистемах и в лабораториях.

ИНДУКЦИОННЫЙ ФАЗОВРАЩАТЕЛЬ — информационная электрическая машина, возбуждаемая переменным напряжением, фаза выходного напряжения которой является функцией углового положения ротора. В качестве фазовращателей используются поворотные трансформаторы, дифференциальные сельсины, трехфазные асинхронный машины с фазным ротором. При использовании в качестве фазовращателя на две обмотки статора синуснокосинусного поворотного трансформатора подаются напряжения, одинаковые по амплитуде и сдвинутые по фазе на угол 90 град. При этом возникает круговое вращающееся поле, которое индуцирует в обмотках ротора э.д.с. с фазой, определяемой угловым положением ротора. Амплитуда же э.д.с. будет неизменной. Такой режим работы поворотного трансформатора обеспечивает минимальные погрешности фазы э.д.с. в зависимости от угла поворота.
Применяется в следящих системах для измерения угла рассогласования.

ИНДУКЦИОННЫЕ ПЕЧИ — устройства, в которых происходит нагрев металлов и их плавление за счет потерь, создаваемых переменным магнитным полем.

ИНДУКЦИОННЫЙ НАСОС — см. магнитогидродинамический привод.

ИНДУКЦИОННЫЙ ТОК — электрический ток, возникающий вследствие электромагнитной индукции.

ИНДУКЦИЯ (лат. inductio — наведение, побуждение) — см. электромагнитная индукция, магнитная индукция.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для выработки электрических сигналов, характеризующих частоту вращения ротора или его угловое положения, или для преобразования электрического сигнала в соответствующее ему угловое положение ротора. В качестве информационных машин используются
тахогенераторы, сельсины, магнесины, индуктосины, поворотные трансформаторы, гироскопические двигатели.
Основное предъявляемое требование — высокая точность преобразования входных сигналов.
Требования в отношении энергетических показателей отступают на второй план.
Применяется в системах автоматического управления.

ИНЕРЦИОННОЕ ЗВЕНО (relaxation circuit) — звено системы автоматического регулирования, передаточная функция которого имеет в знаменателе полином первого порядка, а числитель представлен или коэффициентом усиления, или коэффициентом передачи. Переходная функция инерционного звена представляет собой экспоненту. Инерционное звено часто называют апериодическим.

ИНТЕГРИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО (integrator) звено системы автоматического регулирования, у которого выходная величина пропорциональна интегралу по времени от величины, подаваемой на вход. Если на вход И.з. подать постоянное задающее воздействие, то на его выходе получают величину, возрастающую линейно с течением времени.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (intelligent drive) — электропривод, обладающий свойствами коммуникабельности, обучаемости, контролируемости и пр. Указанные свойства электропривод получает за счет применения интеллектуальных способов управления (см. нечеткая логика, нейронные сети, генетические алгоритмы), использования сетевых технологий (см. промышленная коммуникационная сеть).

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ (failure ratio) — отношение числа однотипных устройств, отказавших за определенный интервал времени, к величине данного интервала и к числу работоспособных к началу данного интервала времени таких же устройств с одновременным началом эксплуатации при условии, что отказавшие объекты не восстанавливаются и не заменяются исправными. интенсивность отказов — важнейшая характеристика надежности электропривода и приводится в справочниках по надежности.

ИНТЕРФЕЙС (interface) — совокупность унифицированных аппаратных и программных средств, предназначенных для обмена информацией как между элементами и устройствами внутри электропривода, так и с внешними устройствами, в том числе с другими электроприводами и с системой автоматического управления более высокого уровня. Обеспечивает совместимость (взаимодействие) устройств различного функционального назначения и делает электропривод интеллектуальным (см. интеллектуальный электропривод). Различают параллельный и последовательный интерфейс.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАНАЛ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (control equipment) — совокупность устройств, обеспечивающих управление силовым каналом электропривода с целью осуществления требуемого протекания технологического процесса рабочей машины. В состав информационного канала электропривода входят управляющее устройство и датчики координат электропривода.

ИСКРЕНИЕ ПОД ЩЕТКОЙ — искрение между рабочей поверхностью щетки и поверхностью коллектора машины постоянного тока или поверхностью контактного кольца электрической машины переменного тока.
Причинами искрения являются недостаточное давление щетки на контактную поверхность, неправильное ее положение в щеткодержателе (нейтраль геометрическая), а в машинах постоянного тока — коммутация секций якорной обмотки, приводящая к появлению э.д.с. самоиндукции.
Искрение щеток машины постоянного тока подробно рассмотрено здесь.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РАБОЧЕЙ МАШИНЫ (driven equipment) — движущийся элемент рабочей машины, выполняющий основную технологическую операцию. Приводится в движение, как правило, посредством электропривода.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — вращающийся электродвигатель для динамического режима работы. В качестве исполнительных двигателей применяются асинхронные двигатели, двигатели постоянного тока, синхронные двигатели. Особенности исполнительных двигателей: переходный режим работы, отсутствие вентилятора для охлаждения.
Предъявляемые требования:
1) отсутствие самохода;
2) устойчивость работы во всем диапазоне угловых скоростей;
3) линейность механических и регулировочных характеристик;
4) большой пусковой момент;
5) высокое быстродействие;
6) малая мощность
управления;
7) широкий диапазон регулирования угловой скорости;
8) малое напряжение трогания;
9) надежность в работе;
10) малые габаритные размеры и масса.
Используется в качестве силового элемента систем автоматического управления.

ИСПЫТАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — испытания, предназначенные для определения характеристик и параметров трансформаторов. Такие испытания позволяют определить номинальные значения тока и напряжения первичной и вторичной обмоток, коэффициент трансформации, напряжение короткого замыкания, группу соединения обмоток, устойчивость к механическим и электрическим перегрузкам и т. д. Полученные в результате испытаний данные должны с некоторой точностью
соответствовать данным, указанным в техническом паспорте трансформатора.

ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ИМПУЛЬСНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — напряжение, подаваемое с целью определения электрической прочности витковой, межслойной, межобмоточной и корпусной изоляции. Испытательное напряжение подается на выводы проверяемой обмотки трансформатора. Другие выводы этой и остальных обмоток подключаются к земле непосредственно или через измерительные резисторы. Повреждение витковой, межслойной, корпусной и межобмоточной изоляции определяется на слух по акустическим эффектам внутри трансформатора, а также визуально по осциллограммам тока и напряжения в обмотках.

ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — предельно допустимое значение напряжения, выдерживаемое каким-либо элементом электрооборудования без повреждения его изоляции. Значение испытательного напряжения для различного вида оборудования оговаривается соответствующими ГОСТ и в несколько раз превышает номинальное напряжение.
Нормы испытательного напряжения находятся здесь

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.

Поделитесь с друзьями: