Термины и определения на букву «Д»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

Д — серия коллекторных двигателей постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Используются в системах автоматики.
Напряжение 15, 26, 27, 28 В, полезная мощность — 0,67-66,8 Вт, частота вращения 870-6500 об/мин, к.п.д. 25-54 %.

ДА — серия трехфазных (ДАТ) и однофазных (ДАО) асинхронных двигателей с КЗ ротором для систем автоматики и бытовой техники.
Напряжение 36, 115, 127, 220 В; мощность 1,6-750 Вт; частота 50, 400 Гц; к.п.д. 13-84 %.

ДАВ 71-2 — двигатель асинхронный встраиваемый, высота оси вращения 71 мм, число полюсов — 2. Предназначен для привода различных механизмов.
Напряжение 220 В, мощность 370 Вт, к.п.д. 69 %, коэффициент мощности 0,98.

ДАГ — двигатель асинхронный геофизический с экранированными полюсами.

ДАК 160-120/60 — двигатель асинхронный конденсаторный с обмотками на две частоты вращения, соответствующие р=1 и р=2; мощность 120 и 60 Вт.
Применяется в стиральных машинах.

ДАЛ — двигатель асинхронный линейный для подъемный машин и экскаваторов.

ДАМ — двигатель асинхронный магнитофонный с повышенным сопротивлением ротора. Применяется в качестве подмоточного.

ДАО60-1,6-3 УХЛ4 — двигатель асинхронный однофазный (с экранированными полюсами), диаметр статора 60 мм, мощность 1,6 Вт, синхронная частота вращения 3000 об/мин, для умеренно-холодного климата.
Предназначен для привода диапроекционной аппаратуры и приборов с вентиляторной нагрузкой.

ДАО62-2,5-2,5 УХЛ4 — двигатель асинхронный однофазный (с экранированными полюсами), диаметр статора 62 мм, мощность 2,5 Вт, номинальная частота вращения 2500 об/мин, для умеренно-холодного климата.
Предназначен для привода приборов с вентиляторной нагрузкой.
Патент РФ 2233531 от 27.07.2004 получен В.А.Лавриненко.

ДАН-6-4/45 МВ1 — двигатель асинхронный перематывающий, мощность в режиме перемотки 6 Вт, число полюсов 4, высота оси вращения 45 мм, для магнитной записи, маловибрационный, типоисполнение 1.

ДАСМ-2 — двигатель автоматической стиральной машины двухскоростной (2900 и 425 об/мин), мощность 120 и 60 Вт, к.п.д. 25 и 17 %, емкость конденсатора 20 и 16 мкФ.

ДАТЧИК — элемент системы автоматического регулирования, предназначенный для определения истинного значения регулируемой величины.
В замкнутых системах автоматического регулирования датчики включаются в цепь обратной связи и его выходной сигнал сравнивается с задающим сигналом. При наличии рассогласования между сигналами регулятор формирует управляющее воздействие, приложенное к объекту регулирования, с целью устранения рассогласования. Различают аналоговые и цифровые датчики, причем первые подразделяются на датчики непрерывного и дискретного типов. На практике датчики часто используются в сочетании с преобразователями различного типа, предназначенными для согласования его сигналов с сигналами других элементов системы автоматического регулирования, а также для визуального контроля измеряемой величины с помощью измерительных приборов.
Согласно ГОСТ термин «датчик» заменен термином «измерительный преобразователь».

ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ РОТОРА (см. вентильный двигатель).

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ — элемент электрической цепи, электрическое сопротивление или форма которого являются функцией температуры. К ним относятся терморезисторы и биметаллические реле. В масляных трансформаторах и в генераторах датчики температуры размещаются соответственно в масляном баке или в обмотках генератора. Для измерения температуры используются также термопары и термисторы.

ДАУ 90-2,5-1,5 — двигатель асинхронный унифицированный, диаметр статора 90 мм, мощность 2,5 Вт, синхронная частота вращения 1500 об/мин класс изоляции Е. Предназначен для привода звуковоспроизводящей аппаратуры.

ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ — перемещение электронов под действием внешнего магнитного поля.

ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОНОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПОЛЕ — перемещение электронов под действием внешнего электрического поля. Основные закономерности этого явления широко используются в электронике.

ДВУХЗОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СКОРОСТИ (double mode control) — регулирование в двух зонах.

ДВУХКАНАЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (two-channel electric drive) — позиционный электропривод, содержащий два электродвигателя, один из которых предназначен для отработки больших (грубых) перемещений, а другой — малых (точных). Первый двигатель выбирается традиционным (как в электроприводе постоянного тока или электроприводе переменного тока), а второй выбирается из двигателей, специально предназначенных для отработки малых перемещений, например, магнитострикционных, пьезоэлектрических и других типов.

ДВУХМАССОВАЯ СИСТЕМА (two-mass system) — частный случай многомассовой системы, когда механическая часть системы электропривод — рабочая машина может быть представлена в виде двух взаимосвязанных элементов с сосредоточенными параметрами. Каждый элемент представляется материальной точкой, обладающей определенной массой или моментом инерции, а идеализированные безынерционные связи между ними не обладают массой и характеризуются упругостью с постоянными коэффициентами жесткости. Внешние силы или моменты приложены к сосредоточенным массам.

ДЕ 50-16-4 — двигатель бесконтактный постоянного тока, диаметр статора 50 мм, мощность 16 Вт, частота вращения 4000 об/мин, к.п.д. 55 %.

ДЕТЕКТОР — устройство для преобразования модулированного напряжения высокой частоты в напряжение (ток) частоты модуляции. Широко используется в измерительной технике и радиосвязи (приемники, телевизоры).

ДИАГНОСТИКА (diagnostics) — использование методов и средств экспериментального определения технического состояния электропривода (или отдельных компонентов электропривода) с целью своевременного предотвращения нарушений работоспособного режима работы.

ДИАПАЗОН РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ (speed range) — отношение максимальной скорости при регулировании к минимальной. Увеличение верхнего предела обычно бывает ограничено механической прочностью ротора. Для двигателей постоянного тока верхний предел скорости ограничивается также коммутационной способностью коллектора. Нижний предел скорости ограничивается необходимой точностью поддержания заданной скорости при возможных колебаниях момента статической нагрузки. В тех случаях, когда не задана допустимая неточность отклонения скорости при изменениях момента статической нагрузки обычно принимают зону изменения момента нагрузки, от 0 до (1,5—2)-кратного. Если при этом известно минимальное значение модуля статической жесткости, то минимальная скорость равна отношению момента статической нагрузки к модулю статической жесткости.

ДИНАМИКА — (в автоматике) раздел теории автоматического управления, изучающий поведение элементов и систем автоматики в переходном процессе.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (dynamic braking) — процесс преобразования энергии вращения ротора и инерционной нагрузки в электрическую энергию, рассеиваемую на сопротивлении.

ДИНАМИЧЕСКИЙ ПЕРЕПАД СКОРОСТИ (maximum transient deviation) — разность между значением скорости в установившемся режиме до переходного процесса и минимальным значением скорости в переходном процессе при ударном приложении нагрузки.

ДИСКРЕТИЗАЦИЯ ПО ВРЕМЕНИ (sampling) — выборка мгновенных значений (отсчетов) непрерывного (аналогового) сигнала с равными интервалами времени между ними, в результате чего непрерывный сигнал заменяется последовательностью отдельных отсчетов в соответствующие моменты времени. Шаг дискретизации выбирается так, чтобы обратная ему величина, называемая частотой дискретизации, была в соответствии с теоремой Котельникова более чем в два раза выше наибольшей частоты спектра преобразуемого аналогового сигнала.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ СХЕМА — используется для цепей переменного тока и состоит из двух контуров с самостоятельными э.д.с. и общей ветви с результирующим током.

ДИЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОНИЦАЕМОСТЬ — одна из важнейших характеристик диэлектриков. Относительная диэлектрическая проницаемость показывает, во сколько раз в данной среде сила взаимодействия между зарядами уменьшается по сравнению с вакуумом.

ДБМ — двигатель бесконтактный моментный с редкоземельными постоянными магнитами с инкрементальным фотосчитывающим датчиком положения ротора ВЕ-178.

ДБПО — двигатель без пусковой обмотки (с пусковым конденсатором) для привода стиральных машин.
Мощность 120, 180 Вт, к.п.д. 65, 55%.

ДБС-500М — двойной бесконтактный сельсин серии 500, объединяющий вводном корпусе два сельсин-приемника. Напряжение 127 В, ток 0,48 А.

ДБСМ-1Е4 — двигатель бытовой стиральной машины первой модификации, класс нагревостойкости изоляции Е, с четырьмя выводными концами обмотки статора. Асинхронный двигатель имеет пусковую обмотку повышенного сопротивления, мощность 180 Вт, частота вращения 1420 об/мин, кратность пускового момента 1,0, КПД 50 %, коэффициент мощности 0,55, заменяется двигателем КД-180-4/56Р.

ДБУ 32-4-6 — двигатель бесконтактный управляемый постоянного тока диаметр статора 32 мм, мощность 4 Вт, частота вращения 6000 об/мин.

ДВЛВ-1,0-2 — двигатель вентиляторный открытого (ЛВ) исполнения мощностью 1,0 Вт, число полюсов 2. Асинхронный двигатель с экранированными полюсами предназначен для привода приборов микроклимата.

ДВМ — двигатель вентильный моментный постоянного тока с возбуждением от редкоземельных постоянных магнитов, с комплексным датчиком ПДФ-8.
Предназначен для привода роботов УР-16 и металлорежущих станков.

ДВА — двигатель асинхронный конденсаторный для магнитофонов.

ДВД-1 — двигатель двухскоростной первого типоисполнения. Однофазный синхронный гистерезисный двигатель с рабочим конденсатором на две скорости вращения 1500 и 750 об/мин, мощность 14 и 7 Вт, к.п.д. 13 и 7,4 %, коэффициент мощности 0,95 и 0,96.

ДВИГАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ — электрическая машина, преобразующая электрическую энергию в механическую.
По роду тока подразделяют на двигатели постоянного тока, преимущество которых заключается в возможности простого регулирования угловой скорости, и двигатели переменного тока (синхронные и асинхронные двигатели).
Наиболее распространены асинхронные двигатели с КЗ ротором: они просты в изготовлении и надежны в эксплуатации.
Принцип действия основан на взаимодействии магнитного поля одной обмотки и тока в другой.
Мощность от долей Вт до десятков мВт.
Первым был изобретен двигатель постоянного тока.
Принципиальная возможность создания двигателя показана Фарадеем в 1821 г.
Первая демонстрационная модель двигателя описана английским ученым У.Риччи в 1833 г.
Первый двигатель с вращающимся ротором создан петербургским академиком Б.С.Якоби в 1834 г.
Асинхронный двигатель (двухфазный) изобретен сербом Николой Тесла в 1888 г.
Первые промышленные образцы двухфазных асинхронных двигателей, сконструированных Н.Теслой, были изготовлены в 1888 г. на заводах американского предпринимателя Д.Вестингауза.

ДВИГАТЕЛЬ МАЛОЙ МОЩНОСТИ — двигатель с длительной номинальной мощностью, не превышающей условно принятого предела 1,1 кВт при 1500 об/мин. В стандарте Великобритании эта граница установлена на уровне 750 Вт. Условно разделяют на две группы: двигатели общего назначения (промышленные и бытовые) и двигатели автоматических устройств. Имеют ряд особенностей: большое влияние активного сопротивления обмотки статора; электромагнитная постоянная времени меньше электромеханической постоянной времени на порядок и более; малое число пазов на полюс и фазу обуславливает большое влияние высших гармонических; большое влияние механических и добавочных потерь; наличие несимметрии приводит к появлению обратно вращающегося поля, которое обуславливает увеличение намагничивающего тока и уменьшение КПД; сильное влияние технологического разброса свойств используемых материалов на выходные показатели; массовое производство; широкая номенклатура; форма двигателя зависит от конструкции механизма; высокий удельный расход материалов; диапазон частот вращения от 1 оборота в неделю до 1 млн. об/мин; ухудшенный теплообмен.
Производство двигателей малой мощности является наиболее динамичной отраслью электромашиностроения. На сегодняшний день на одну семью приходится в среднем более десятка электрических двигателей малой мощности. Во вспомогательных механизмах и агрегатах современного автомобиля используется от 10 до 20 машин малой мощности.

ДВИГАТЕЛЬ ДЕРИ — репульсионный двигатель, имеющий два комплекта щеток, один из которых жестко закреплен, а второй имеет возможность перемещаться. Благодаря двойному комплекту КЗ щеток, двигатели Дери могут выполняться на большую мощность (до 200 кВт) с большим диапазоном регулирования частоты вращения.

ДВИГАТЕЛЬ ЕФИМЕНКО — электродвигатель переменного тока с явнополюсной конструкцией статора, которая содержит четыре явно выраженных полюса. Полюсы выполнены шихтованными из аксиальных пластин, делятся в аксиальном направлении на две половины, соединяющиеся с внешней стороны перемычкой. В поперечном сечении полюсы выполняются в виде прямоугольников, утопленных с внутренней стороны в цилиндрическую обойму, шихтованную из пластин, перпендикулярных пластинам полюсов. Обмотка статора выполнена из четырех сосредоточенных катушек, по две на каждую фазу. Катушки статора расположены или на перемычках, или на каждой из двух половин полюсов. Ротор также делится в аксиальном направлении на две половины.
В варианте асинхронного двигателя между двумя половинами ротора, имеющем короткозамкнутую обмотку, располагается дополнительное короткозамыкающее кольцо. В варианте синхронного двигателя полярности полюсов возбуждения двух половин ротора в любом продольном сечении противоположны. Поле возбуждения может создаваться обмоткой возбуждения, катушки которой охватывают каждую половину ротора, или постоянными магнитами. В магнитной обойме посередине между гнездами для полюсов выполнены круглые отверстия, которые могут быть использованы под заклепки, и по обе стороны от этих отверстий сделаны дополнительные внутренние прорези.
Преимущества: уменьшение расхода активных материалов, улучшение пусковых и рабочих характеристик, повышение надежности и технологичности.
Изобретен в 1997 году Е.И.Ефименко.

ДВИГАТЕЛЬ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ — двигатель, сконструированный в соответствии со стандартизованными рабочими характеристиками, и имеющий механическую конструкцию, позволяющую эксплуатировать его в обычных условиях, без каких-либо специальных ограничений.

ДВИГАТЕЛЬ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — двигатель, работающий от сети переменного тока. Различают синхронный, асинхронный и коллекторный двигатели переменного тока. Наибольшее распространение имеют асинхронные двигатели, простые по устройству и надежные в работе. Более 90 % электроэнергии, потребляемой всеми видами электропривода, преобразуется в механическую при помощи АД. 50 % АД вращают механизмы с вентиляторной нагрузкой. Синхронные двигатели применяются в случаях, когда требуется постоянство частоты вращения, а также в качестве компенсаторов для повышения коэффициента мощности. Коллекторные двигатели применяются в высокоскоростных и регулируемых электроприводах малой мощности однофазного тока (пылесосы, швейные машины, электродрели).

ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА — двигатель, работающий от сети постоянного тока. При подключении обмотки возбуждения, расположенной на явно выраженных полюсах статора, и двухслойной обмотки якоря, расположенной на роторе, по ним протекает ток. Ток в обмотке возбуждения создает магнитное поле, которое взаимодействует с током якоря. В результате создается электромагнитный момент, приводящий к вращению ротора. Для сохранения направления тока в обмотке якоря при повороте его на 180 град. эл. используется коллектор и скользящие по нему щетки. Как только проводники обмотки якоря перемещаются из под одного полюса под другой, они автоматически подключаются к щетке с противоположной полярностью напряжения сети. Это позволяет сохранить знак вращающего момента. Для реверса ДПТ необходимо изменить направление тока в обмотке якоря или в обмотке возбуждения.
Основным достоинством ДПТ является возможность простого регулирования частоты вращения при изменении напряжения питания, либо тока в обмотке якоря или обмотке возбуждения. Включение неподвижного ДПТ на полное напряжение сети приводит к резкому увеличению (в 10 раз и более) пускового тока, т.к. при этом э.д.с. якоря равна нулю и ток якорной цепи ограничивается ее небольшим сопротивлением. Большой пусковой ток опасен для щеточно-коллекторного узла.
При пуске ДПТ мощностью более 600 Вт ограничивают пусковой ток введением в цепь якоря пускового реостата. Свойства ДПТ определяются способом возбуждения (электромагнитное или возбуждение от постоянных магнитов), а также схемой включения обмотки возбуждения относительно обмотки якоря (с параллельным, последовательным, смешанным и независимым возбуждением). В 99 % ДПТ мощностью менее 10 Вт используют магнитоэлектрическое возбуждение от постоянных магнитов (двигатели ДПМ, ДПР, МКМ, МСВ, МЧМ, ДМР, ДМ, Д, ПДЗ, ДТР, ДПМТ, ДМП-1, ПЯ-250, МДП, ДП,МЭ-2М, ДИ1-2, ДК-5-24, МК-12, МП, ДР, ДПУ, ДК1, ПБВ, ДПО). ДПТ с возбуждением от постоянных магнитов используется в робототехнике, периферийных устройствах компьютеров, медицинском оборудовании, устройствах связи, бытовой технике.
ДПТ с параллельным возбуждением и с возбуждением от постоянных магнитов вследствие повышенной жесткости механической характеристики имеют более стабильную частоту вращения. ДПТ последовательного возбуждения благодаря мягким механическим характеристикам применяют в электроприводах с изменением нагрузочного момента в широких пределах и тяжелыми условиями пуска (грузоподъемные и поворотные механизмы, стартеры, тяговый привод).
Достоинства ДПТ: хорошие регулировочные свойства, высокий к.п.д., большой пусковой момент, малые габаритные размеры и масса. Недостатки: наличие щеточно-коллекторного узла, который требует ухода, снижает надежность и увеличивает стоимость. При помощи ДПТ преобразуется в механическую 3,5 % электроэнергии, потребляемой всеми видами электроприводов. Мощность от долей Вт до 12,5 мВт. Принципиальная возможность создания ДПТ впервые показана в 1821 г. М.Фарадеем. В 1834 г. под руководством петербургского академика Б.С.Якоби построен первый ДПТ торцевого явнополюсного исполнения. В 1838 г. Б.С.Якоби построил более мощный (0,75 кВт) ДПТ, который приводил в движение небольшой катер на реке Неве. ДПТ представлял собой комбинацию из 40 небольших ЭД, питаемых от 64 платиноцинковых элементов.

ДВИГАТЕЛЬ С ДВОЙНЫМ РОТОРОМ — специальное конструктивное исполнение асинхронной машины, в которой между статором и ротором расположен дополнительный, так называемый промежуточный ротор. Последний имеет колоколообразную форму с внешней и внутренней короткозамкнутыми обмотками. Внешняя обмотка взаимодействует со статором, внутренняя — с ротором. В данной конструкции частота вращения электромагнитного поля относительно внутреннего ротора примерно в 2 раза больше, чем в обычной асинхронной машине, благодаря чему при частоте напряжения питания 50 Гц и двухполюсной обмотке статора частота вращения внутреннего ротора составляет около 6000 об/мин. Чаще всего двигатели с двойным ротором используются как быстроходные двигатели для привода механизмов в деревообрабатывающей промышленности.

ДВИГАТЕЛЬ С ЭКРАНИРОВАННЫМИ ПОЛЮСАМИ — однофазный асинхронный двигатель с сосредоточенными короткозамкнутыми обмотками, охватывающими части явновыраженных полюсов, в котором результирующее магнитное поле образуется из магнитных полей основной и короткозамкнутой обмоток и имеет эллиптическую форму.

ДВУСТОРОННЕЕ ОХЛАЖДЕНИЕ — один из способов охлаждения вращающихся электрических машин, в котором охлаждающая среда подается внутрь корпуса машины с двух противоположных сторон, а выбрасывается наружу в средней части корпуса, или наоборот.

ДВУХДИСКОВАЯ СЕКЦИОННАЯ КАТУШКА — катушка трансформатора, состоящая из секций, соединенных последовательно-встречно и образующих две дисковые катушки, каждая из которых выполнена в виде плоской спирали из одного или нескольких параллельных проводов.

ДВУХОБМОТОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор с первичной и вторичной обмотками, причем гальваническая связь между обмотками отсутствует, вследствие чего в отличие от автотрансформатора отдаваемая в нагрузку мощность передается из питающей сети посредством электромагнитного поля. Поэтому сталь магнитной системы и обмотки трансформатора должны быть рассчитаны на полную, т.е. номинальную, мощность.

ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА — обмотка статора или ротора электрической вращающейся машины, в каждом пазу которых расположено по две катушечные группы.
Укладываемые в паз машины катушки располагаются своими сторонами друг над другом, причем стороны катушки располагаются одна — в нижнем слое, а другая — в верхнем слое другого паза и имеют противоположное направление . При этом разница в пространственном расположении нижней и верхней сторон катушек обмоток относительно рабочего воздушного зазора частично компенсируется соответствующей формовкой лобовых частей обмотки. При использовании провода большого сечения применяются секции специального профиля. В двухслойной обмотке используется прием укорочения шага с целью улучшения формы напряжения в генераторах переменного тока.

ДВО-1-400 — двигатель-вентилятор осевой, высокого давления воздуха, частота 400 Гц. Однофазный асинхронный конденсаторный двигатель включается в сеть с напряжением 115 В, Р1=50 Вт, скорость 19000 об/мин. Применяется для охлаждения блоков электронной аппаратуры.

ДВУ 165М — двигатель вентильный управляемый, диаметр окружности расположения центров отверстий на фланце 165 мм, условная длина сердечника статора — средняя. Предназначен для привода подач станков и роботов.
Исполнение бескорпусное, ферритовые постоянные магниты, комплексный датчик ПДФ-Э, безлюфтовый тормоз НЗТБ, обмотка трехфазная с нулевым проводом, число полюсов 6.

ДВШ 50-0,04-0,5 — двигатель волновой шаговый, диаметр статора 50 мм, момент 0,04 Нм, шаг 0,5 град. Применяется в дискретных электроприводах.
Конструктивно объединяет четырех- или восьмифазный синхронный реактивный двигатель и волновую зубчатую передачу, гибкий элемент которой является одновременно ротором.

ДВОЙНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ — электрическая изоляция, состоящая из рабочей и дополнительной изоляции.

ДВУХОБМОТОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, имеющий две основные гальванически не связанные обмотки.

ДВУХСЛОЙНАЯ ОБМОТКА — обмотка статора или ротора, которой катушки располагаются в пазах друг над другом. Преимущество — возможность укорочения шага с целью улучшения приближения кривой распределения М.Д.С. обмотки к синусоидальной форме.

ДВУХСКОРОСТНОЙ ДВИГАТЕЛЬ (см. многоскоростной двигатель).

ДВУХФАЗНАЯ МАШИНА (см. многофазная система электрических токов).

ДГЭ-0,18 04 — двигатель герметичный, число полюсов 2, номинальная мощность 180 Вт, климатическое исполнение 04. Однофазный асинхронный двигатель с пусковой обмоткой, имеющей повышенное активное сопротивление.
Основная обмотка — синусная. Применяется для привода герметичных холодильных компрессоров холодопроизводительностью 315 Вт и 400 Вт.

ДГ-2ТВ— двигатель-генератор, мощность двигателя 2 Вт, нагревовлагостойкий.
Двигатель и генератор — двухфазные асинхронные с полым немагнитным ротором.
Напряжение питания обмоток возбуждения 36 В, обмотки управления — 30 В.
Частота напряжения питания 400 Гц. Применяется в счетно-решающих устройствах и следящих системах.

ДГМ-1 — двигатель-генератор модернизированный, полезная мощность двигателя 1 Вт. Двухфазный асинхронный двигатель с полым ротором.

ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ электрической величины — среднее квадратичное периодическое значение электрической величины за период. Для синусоидально изменяющихся величин действующее значение в 1,414 раз меньше амплитудного (максимального). Когда указывают номинальные значения напряжения, тока, то имеют в виду именно действующие значения. Большинство электроизмерительных приборов измеряют действующие значения напряжения и тока.

ДЖОУЛЬ — единица работы, энергии и количества теплоты в СИ. 1 Дж равен работе, совершаемой при перемещении точки приложения силы 1 Н на расстояние 1 м в направлении действия силы. Названа по имени английского физика Джеймса Прескотта Джоуля (1818-1889) открывателя явления насыщения при намагничивании магнитопроводов (1840 г.).

ДЖОУЛЯ-ЛЕНЦА ЗАКОН — количество теплоты, выделяющейся в проводнике при прохождении по нему постоянного электрического тока, зависит от силы тока, сопротивления проводника и времени прохождения тока.

ДИ1-2 — двигатель для игрушек, момент 1 мНм. Двигатель постоянного тока с постоянными магнитами из ферритбариевого изотропного сплава марки 6БИ240, намагниченного радиально и имеющего форму кольца, щетки проволочные
бронзовые, коллектор цилиндрический трехламельный. Напряжение питания 3 В, ток 0,45 А, частота вращения 5000 об/мин, к.п.д. 35 %.

ДИ-250-6 — двигатель постоянного тока с электромагнитным независимым возбуждением, мощность 256 Вт, частота вращения 6000 об/мин. Применяются в системах автоматики.

ДИАМАГНЕТИЗМ — возникновение в веществе (диамагнетике) намагниченности, направленной навстречу внешнему (намагничивающему) полю, магнитная проницаемость диамагнетиков меньше 1. Диамагнетизм обусловлен тем, что при внесении вещества в магнитное поле в его объеме индуктируются вихревые токи, которые в соответствии с законом Ленца создают собственное магнитное поле, направленное навстречу внешнему.

ДИГ-3 — асинхронный тахогенератор с полым немагнитным ротором. Напряжение возбуждения 36 В, частота 400 Гц, ток возбуждения 0,2 А.

ДИД-0,5ТА — двигатель индукционный двухфазный, максимальная мощность 0,5 Вт, нагревостойкий. Ротор полый немагнитный. Напряжение питания 3 В, частота 400 Гц, момент 0,686 мНм, частота вращения 14000 об/мин, к.п.д. 8 %.
Применяется в системах автоматики.

ДИНАМИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА— нагрузка электропривода, вызываемая моментом инерции движущихся элементов электропривода при изменении скорости.

ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ — способность сохранять устойчивую работу после колебания частоты вращения, вызванного внезапным нарушением установившегося состояния машины.

ДИНАМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — способность сохранять устойчивую параллельную работу с питающей сетью с синхронной частотой вращения после колебаний этой частоты, вызванных внезапным нарушением установившегося состояния машины.

ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — вращающий момент, определяющий ускорение вращающегося электродвигателя, равный разности между вращающим моментом и моментом сопротивления на валу.

ДИНАМИЧЕСКОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — электрическое торможение, при котором энергия рассеивается в обмотках или в отдельном сопротивлении, включаемом на время торможения в цепь обмотки якоря. Применяется для торможения двигателей постоянного тока, синхронных и асинхронных двигателей переменного тока.

ДИВ-1 — четырехфазный шаговый двигатель с возбуждением от постоянных магнитов на роторе со встроенным редуктором. Напряжение питания 27 В, ток 0,27 А, момент 0,04 Нм, шаг 3,6 град.

ДИСБАЛАНС РОТОРА — неравномерное распределение массы ротора относительно оси вращения. Устранение дисбаланса производится при балансировке ротора.

ДИСКОВАЯ КАТУШЕЧНАЯ ОБМОТКА — обмотка, собранная из отдельно намотанных катушек, выполненных в виде плоских спиралей из одного провода или нескольких параллельных проводов. Используется в трансформаторах низковольтных, причем обмотка высшего напряжения располагается под обмоткой низшего напряжения. Преимущество перед цилиндрической обмоткой — уменьшением магнитного потока рассеяния.

ДИСКОВАЯ МАШИНА — электрическая машина, у которой ротор выполнен в виде диска, вращающегося между полюсами статора. Обмотка ротора размещена на торцевых поверхностях диска. Для изготовления обмотки ротора применяются методы фотолитографии. Такая обмотка называется печатной. Малая отсевая длина обеспечивает конструктивную совместим масть дисковых машин с рабочим механизмом, компактность. Это важно при создании безредукторного электропривода.
Недостатки дисковых машин связаны с большим воздушным зазором, наличием сил осевого магнитного тяжения, повышенным моментом инерций. Используются в станкостроении, робототехнике, периферийном оборудовании компьютеров, бытовой технике. Обычно выполняются мощностью до 1 кВт.

ДИСКРЕТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — электропривод, подвижные части электродвигательного устройства которого в установившемся режиме находятся в состоянии дискретного движения. В качестве эдектродвигательного устройства используются шаговые двигатели. Системы управления шаговыми двигателями обладают рядом преимуществ: строятся без обратной связи по положению; не накапливается ошибка положения; совместимость с цифровыми устройствами.
Использование термина «шаговый электропривод» недопустимо.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ СЕЛЬСИН-ПРИЕМНИК — сельсин-приемник, содержащий две трехфазные обмотки, питающиеся напряжениями от обмоток синхронизации двух сельсинов-датчиков, положение ротора которого определяется суммой или разностью угловых положений роторов сельсинов-датчиков.

ДИФФЕРЕНЦИАТОР — устройство, выходной сигнал которого пропорционален скорости изменения входного сигнала. В качестве дифференциатора используется тахогенератор, выходное напряжение которого пропорционально производной от угла поворота ротора.

ДИЭЛЕКТРИК — вещество, основным электрическим свойством которого является способность поляризоваться в электрическом поле. Практически не проводит электрический ток.

ДИАГРАММА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ — последовательность включения или отключения нескольких электрических цепей, реализуемая с помощью какого-либо коммутационного аппарата.
Обычно диаграмма используется для описания алгоритма переключения контактов пакетных выключателей и программных переключателей. Так, например, с помощью диаграммы переключения может быть указана последовательность включения и отключения отдельных двигателей многодвигательного электропривода, включения электрических нагревателей и вентиляторов в системе кондиционирования, электрических светильников в различных помещениях и т.д.

ДИНАМИЧЕСКИЙ МОМЕНТ — момент, определяющий ускорение электродвигателя и равный разности между вращающим моментом и моментом сопротивления на валу. В приводах он определяет интенсивность разгона и торможения двигателя, а также характеризует нестационарный режим работы двигателя, в результате которого электропривод переходит в новое стационарное состояние, соответствующее новым значениям момента нагрузки и частоты вращения ротора. Как правило, динамический момент появляется не только при разгоне двигателя, но и при любом изменении момента нагрузки или момента двигателя. При увеличении нагрузки динамический момент имеет отрицательный знак и оказывает тормозящее действие на ротор электрической машины.

ДИСБАЛАНС РОТОРА — неравномерное распределение массы ротора относительно оси вращения.
В электрических машинах различают статический и динамический дисбалансы ротора. Если при статическом дисбалансе имеется всего одна точка, в которой имеет место смещение центра тяжести относительно оси вращения, то при динамическом дисбалансе существуют две такие точки, смещенные относительно друг друга в аксиальном направлении.

ДИСКОВАЯ КАТУШЕЧНАЯ ОБМОТКА — обмотка трансформатора, собранная из отдельно намотанных катушек, выполненных в виде плоских спиралей из одного или нескольких параллельных проводов.
Обычно дисковые обмотки используются при изготовлении обмоток трансформаторов, причем обмотка высшего напряжения расположена под обмоткой низшего напряжения.
Между обмотками размещена прокладка из электроизоляционного материала.
Преимущество дисковых обмоток перед цилиндрическими обмотками заключается в снижении потоков рассеяния.
В трансформаторах высокого напряжения они оказываются неэкономичными из-за повышенного расхода межслойной изоляции.

ДИСКОВАЯ КАТУШКА — катушка обмотки трансформатора, намотанная из одного или нескольких проводов, уложенных друг за другом в радиальном направлении.

ДИСКОВАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ОБМОТКА — двойная дисковая обмотка трансформатора, начало одной катушки которой соединено с концом другой катушки. Обычно такие обмотки различаются пространственным расположением катушек и направлением их намотки.

ДИСКОВЫЙ ТОРМОЗ — механическая часть тормозного устройства электропривода, состоящая из двух дисков, один из которых имеет возможность перемещаться в аксиальном направлении, а другой вращается на валу электропривода. При механическом контакте указанных дисков возникает тормозной момент, обусловленный трением их поверхностей друг о друга. Для повышения быстродействия и тормозного момента аксиальный ход невращающегося диска должен быть сведен к минимуму, а прижимное усилие должно быть достаточно большим.

ДИСКОВАЯ МАШИНА (ДМ) — электрическая вращающаяся машина, у которой ротор выполнен в виде диска с обмоткой или без обмотки.
В основном ДМ используются в качестве исполнительных двигателей постоянного тока в системах автоматики.

ДИСКРЕТНАЯ СХЕМА — схема управления, в которой входные и выходные сигналы формируются с помощью логических 0 и 1.
Дискретные схемы бывают контактные и бесконтактные. К первым относятся различные устройства с электромеханическими реле, контакторами, пускателями и т. п. Контакты коммутационных аппаратов могут принимать всего два состояния — замкнуто (1) и разомкнуто (0), причем этим состояниям соответствует наличие или отсутствие тока в обмотках указанных аппаратов. Бесконтактные схемы реализуются на полупроводниковых приборах, например транзисторах, работающих в ключевом режиме.

ДИСКРЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — способ обработки информации в системе автоматического управления, основанный на использовании дискретных сигналов, принимающих значения логических 0 и 1.
Дискретное управление часто называют цифровым, поскольку с помощью логических сигналов 0 и 1 вся информация преобразуется в комбинацию цифр, представленных в двоичном коде. В счетно-решающем блоке с указанными цифрами производятся необходимые преобразования с целью формирования управляющего воздействия. Дискретное управление может быть реализовано на базе контактных и бесконтактных элементов и позволяет получить более высокую точность регулирования по сравнению с аналоговым управлением.

ДИСТАНЦИОННЫЙ ПРИВОД — пневматическое и электромеханическое устройство, осуществляющее отключение или включение электрических аппаратов с удаленного от них пульта управления.
Основным преимуществом дистанционного привода является возможность централизованного управления различными устройствами и механизмами, рассредоточенными на значительной площади. При таком управлении значительное внимание уделяется цепям контроля и сигнализации, с помощью которых определяется состояние каждого устройства, механизма и аппарата. Указанные цепи, кроме того, позволяют оценить возможность исполнения конкретным устройством той или иной команды. Наиболее часто используется алгоритм управления, основанный на фиксации двух состояний: включено — выключено. Дистанционное управление может быть реализовано при помощи проводной или беспроводной линии связи. В первом случае для уплотнения передаваемой информации довольно часто используется принцип частотного разделения сигналов. При реализации беспроводной линии связи на пульте управления установлен передатчик, а на каждом механизме, управляемом дистанционно, — приемник сигнала управления.

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА — защита трансформатора от витковых, межслойных и фазных коротких замыканий обмоток (защита трансформатора).
Принцип действия дифференциальной защиты основан на по-фазном сравнении токов первичной и вторичной обмоток трансформатора с помощью дифференциального реле.
Для согласования токов используется измерительный преобразователь. Если пренебречь током намагничивания, то в нормальном режиме работы трансформатора ток первичной обмотки равен приведенному току вторичной обмотки и реле не срабатывает. При возникновении короткого замыкания баланс токов нарушается, что приводит к срабатыванию реле и отключению трансформатора с помощью силового выключателя.
Для компенсации фазового сдвига между токами, зависящего от схемы соединения обмоток трансформатора, используется дополнительный преобразователь. Защита срабатывает также при пробое на корпус и при возникновении коротких замыканий в цепи измерительных преобразователей.

ДИФФЕРЕНЦИРУЮЩЕЕ ЗВЕНО — один из основных элементов системы автоматического регулирования. Выходной сигнал звена пропорционален скорости изменения входного сигнала. При подаче на вход звена импульсного сигнала на его выходе появляется узкий сигнал большой амплитуды, длительность которого примерно соответствует длительности переднего фронта входного импульсного сигнала. По истечении указанного времени амплитуда выходного сигнала звена становится равной нулю. В указанных системах помимо дифференцирующего используются также интегрирующее звено, пропорциональное звено и в общем случае — передаточное звено.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБМОТКА АВТОТРАНСФОРМАТОРА — часть обмотки автотрансформатора, принадлежащая только вторичной обмотке.
В электрических схемах дополнительная обмотка включена последовательно с основной обмоткой, к которой прикладывается питающее напряжение, и определяет коэффициент трансформации автотрансформатора, т.е. количество ее витков соответствует разности между высшим и низшим напряжением. Сечение провода дополнительной обмотки выбирается с учетом тока в обмотке высшего напряжения.

ДРЕБЕЗГ КОНТАКТОВ — явление многократного соприкосновения рабочих поверхностей контактов, возникающее при их замыкании в результате упругого удара контактов друг о друга.
Вероятность появления дребезга особенно велика при высокой относительной скорости контактов во время их замыкания. Интервал времени между моментом первого соприкосновения контактов и моментом прекращения дребезга соответствует времени дребезга контактов. Указанное явление приводит к интенсивному обгоранию контактов и является причиной появления электромагнитных помех.

ДК1 1,7-111 — коллекторный двигатель постоянного тока с постоянными магнитами из сплава ЮНДКЗ5Т5, номинальный момент 1,7 Нм, тахогенератор постоянного тока ТГ1, датчик положения — поворотный трансформатор в режиме фазовращателя ПМБ-1, электромагнитный тормоз ЭТДВ12. Напряжение 36 В, частота вращения 1000 об/мин, мощность 180 Вт. Применяется в следящерегулируемых электроприводах подачи станков и в манипуляторах, с программным управлением.

ДК117ВМ — двигатель постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. Мощность 112 кВт, напряжение 375/750 В, частота вращения 1480 об/мин, ток 280 А. Применяется для привода вагонов метро.

ДК210А3/Б3 — двигатель постоянного тока со смешанным/последовательным возбуждением. Мощность 110 кВт, напряжение 550 Вт, частота вращения 1500 об/мин, ток 185 А. Применяется для привода троллейбусов.

ДК261А/Б — двигатель постоянного тока с последовательным/смешанным возбуждением мощностью 60 кВт для привода трамваев.

ДК3ОЭ — двигатель постоянного тока для привода дизель-электрических кранов.

ДК717 — двигатель постоянного тока смешанного возбуждения мощностью 2ЗО кВт. Используется в качестве мотор-колеса большегрузных автосамосвалов «БелАЗ».

ДК-800БМ — двигатель коллекторный, порядковый номер 800, исполнение Б, частота вращения 480 об/мин. Предназначен для комплектации электрооборудования рудничных контактных электровозов.

ДК-908 — двигатель постоянного тока для электропривода машин безрельсового напольного электротранспорта. Мощность 2,5 кВт.

ДКВ-4-2 УХЛ4 — двигатель конденсаторный встраиваемый, мощность 4 Вт, число полюсов 2, для умеренно-холодного климата. Предназначен для привода диа- и кинопроекторов.

3ДКВЛВ-4-2 УХЛ4 — двигатель конденсаторный вентиляторный открытого (ЛВ) исполнения, мощность 4 Вт, число полюсов 2, для умеренно-холодного климата. Применяются в диапроекторах, воздухоочистителях.

ДКИР-0.4-20АТВ4 — двигатель короткозамкнутый исполнительный редукторный, мощность 0,4 Вт, частота вращения 20 об/мин, конструктивное исполнение А, тепловлагостойкий. Предназначен для следящих систем автоматического управления.

ДКМ-1 УХЛ4 — двигатель кухонной машины, модификация 1, для умереннохолодного климата. Мощность от 90 до 250 Вт, частота вращения от 5000 до 12000 об/мин, ток 1,4-2,5 А, кратность пускового момента 2, к.п.д. 0,57-0,63.

ДКО-16-5 — двигатель коллекторный, мощность 16 Вт, частота вращения 5000 об/мин. Используется в приборах домашнего обихода.

ДКС-1 — двигатель конденсаторный для счетной техники, модификация 1.
Мощность 48 Вт, кратность пускового момента 0,6.

ДКЭР-1-36 УХЛ4 — двигатель с короткозамкнутым ротором с экранированными полюсами и редуктором, мощность 1 Вт, частота вращения 36 об/мин.

ДКР-5 — двигатель с катящимся ротором, модификация 5. Напряжение трехфазное 220/127 В, мощность 60 Вт, момент 4 Нм, частота вращения 30 об/мин. Синхронный двигатель предназначен для использования в качестве быстродействующего безредукторного привода исполнительных механизмов: роботов, сварочного оборудования, регулировочной арматуры.

ДМ-1 — двигатель малой мощности асинхронный с короткозамкнутым ротором управляемый, мощность 1 Вт. Частота вращения 5500 об/мин.

ДМ-3 — двигатель магнитофонный, модификация 3. Гистерезисный двухфазный трехскоростной реверсивный, мощность 15,8,4 Вт, частота вращения 3000, 1500, 750 об/мин.

ДМП-1 — двигатель с магнитами постоянными, модификация 1. Коллекторный двигатель постоянного тока тихоходный безредукторный, напряжение 17; 27 В, частота вращения на холостом ходу 120; 190 об/мин.

ДМР-0,06-2 — двигатель с магнитами редукторный, мощность 0,06 Вт, частота вращения 2 об/мин. Напряжение 12 В, момент 0,29 Нм, к.п.д. 4 %. Двигатель постоянного тока применяется в системах автоматики.

ДОБАВОЧНЫЕ ПОТЕРИ — потери электрической машины, возникающие в результате наличия высших гармонических в кривых М.Д.С. обмоток, потока рассеяния обмоток, пульсации магнитного потока в воздушном зазоре, вытеснения тока в проводниках и других неосновных электромагнитных процессов.

ДРАМ-1,8-4 — двигатель конденсаторный асинхронный для магнитофонов, мощность в режиме перемотки 19 Вт, мощность в режиме подмотки 25 Вт, число полюсов 4. Механическая характеристика мягкая, имеет таходатчик.

ДО71А2 — двигатель осевого вентилятора, высота оси вращения 71 мм, модификация А2. Трехфазный асинхронный двигатель с КЗ ротором, напряжение 220/380 В, мощность 550 Вт, частота вращения 2796 об/мин.

ДОПУСТИМОЕ ЧИСЛО ВКЛЮЧЕНИЙ В ЧАС (permissible switching per hour) — количество включений в час, не приводящее к перегреву или выходу из строя электродвигателя, работающего в повторно-кратковременном режиме с частыми пусками.

ДП20-0,6-4-6 — двигатель постоянного тока с постоянными магнитами, диаметр корпуса 20 мм, мощность 0,6 Вт, частота вращения 4000 об/мин, напряжение 6 В.
Ротор изготовляется с пазами, либо полым.

ДПВ52 — двигатель постоянного тока вертикального исполнения, исполнение 52. Мощность 50,54,60 кВт. Применяется в экскаваторах.

ДПМ-11 — двигатель постоянного тока для привода судовых механизмов.

ДПМ-20-Н1 — двигатель с постоянными магнитами, диаметр корпуса 20 м одним выходным концом вала. Используется в системах автоматики.

ДПМТ-0,6 — двигатель с постоянными магнитами тихоходный, мощность 0,6 Вт, напряжение 12 В, частота вращения 125 об/мин, момент 0,049 Нм.

ДПЛТ — двигатель постоянного тока коллекторный для видеомагнитофонов.
Щетки марки СГО-1. Заменяется двигателем СГИЗ.

ДПК-3 — двигатель перематывающий видеомагнитофона «Кадр-3».
Напряжение 220 В, мощность 250 Вт, частота вращения 1250 об/мин, емкость конденсатора 5 мкФ.

ДПР-2-Н1 — двигатель с полым ротором второго габарита с одним выходным концом вала. Напряжение 6, 12 В, мощность 0,12; 0,92 Вт. Возбуждение от постоянных магнитов. Может быть таходатчик ТИ или ТС.

ДП-3 — двигатель подмоточный третьей модификации. Однофазный асинхронный двигатель с КЗ ротором. Напряжение 60 В в режиме подмотки, (100 В в режиме перемотки. Частота вращения 1000 об/мин. Момент пусковой 0,075 Нм в режиме подмотки и 0,22 Нм в режиме перемотки.

ДП56-25-4,0-У2 — двигатель коллекторный постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов двухпроводного исполнения, диаметр корпуса 56 мм, мощность 25 Вт, частота вращения 4000 об/мин, номинальное напряжение 24 В, для умеренного климата. Предназначен для привода насоса отопителя, устанавливаемого на автомобильных транспортных средствах. Разработан под руководством В.А. Лавриненко.

ДПТР-12 — двигатель постоянного тока, тяговый, рудничный, мощность 12 кВт. Напряжение 130 В, ток 113 А, частота вращения 615 об/мин.

ДПУ160-180-3-ДЗ9-09 — двигатель постоянного тока управляемый, диаметр корпуса 160 мм, мощность 180 Вт, частота вращения 3000 об/мин, установочные размеры выполнены с повышенной точностью ДЗ9, имеется тахогенератор постоянного тока ТПЗО-20-0,2. Дисковый двигатель с возбуждением от постоянных магнитов из феррита бария, момент 0,57 Нм, напряжение 36 В, ток 7 А, к.п.д. 71,5 %. Предназначены для привода станков с ЧПУ и роботов.

ДПЭ12 — двигатель постоянного тока для экскаваторов, габарит 12.

ДР1 — двигатель для роботов, габарит 1. Двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с дисковым якорем и со встроенным тахогенератором. Напряжение 100 В, мощность 1,12 кВт, момент 3,5 Нм.

ДР-1,5Р — двигатель с редуктором, мощность 1,5 Вт. Двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением, частота вращения 153 об/мин.

ДРВ-8 — двигатель со встроенным центробежным контактным регулятором частоты вращения, мощность 8 Вт. Коллекторный двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением и стабилизацией частоты вращения.
Напряжение 27 В, частота вращения 10000 об/мин, момент 0,0076 Нм.

ДРТ-10 — двигатель рудничный тяговый, мощность 10 кВт.

ДРС 100-2/16 – двигатель регулируемый для стиральной машины, мощность 100 Вт, число полюсов 2 и 16. Асинхронный однофазный двигатель с КЗ ротором используется в стиральных машинах.

ДС-1 — двигатель синхронный, мощность 1 Вт. Однофазный гистерезисный двигатель со встроенным редуктором. Напряжение 220 В, частота вращения 2 об/мин, ток 0,055 А, момент 9,04 Нм. Обмотка трехфазная.

ДС-25-6ТВ — двигатель со стабилизацией частоты вращения, мощность 25 Вт, частота вращения 6000 об/мин, термовлагостойкий. Двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением для систем автоматики.

ДС-10-1500 — двигатель синхронный, мощность 10 Вт, частота вращения 1500 об/мин. Однофазный двигатель с трехфазной обмоткой с возбуждением от постоянных магнитов предназначен для лентопротяжных механизмов аппаратуры магнитной записи.

ДC-400 — двойной сельсин, частота напряжения возбуждения 400 Гц.

ДC-808 — двигатель для стана, габарит 808.

50ДС-32-1 — датчик синусный, диаметр корпуса 32 мм, исполнение корпусное.
Диапазон линейности 50 угл. град. Бесконтактный индукционный.

ДСГ-06-1500 — двигатель синхронный гистерезисный, мощность 6 Вт, частота вращения 1500 об/мин. Однофазный конденсаторный двигатель с внешним ротором предназначен для привода лентопротяжных механизмов.

ДСК50-1,6-0,375 — двигатель синхронный с кольцевой обмоткой статора, диаметр корпуса 50 мм, момент 1,6 Нм, частота вращения 375 об/мин.
Возбуждение от постоянного магнита кольцевого из феррита бария 6БИ.
Используется для привода диска электропроигрывающих устройств.

ДСМ — двигатель синхронный с постоянными магнитами. Однофазный двигатель с экранированными или клювообразными магнитами со встроенным редуктором. Мощность не превышает 4 ВА, синхронная частота вращения 375 об/мин, к.п.д. 3-5 %. Применяется в часовых механизмах, реле.

ДСД — двигатель синхронный двухскоростной. Однофазный двигатель с экранированными полюсами со встроенным редуктором. Частота вращения 3000 и 60 об/мин или 3000 и 2 об/мин.

ДСП-10 — двигатель синхронный прецизионный, мощность 10 Вт. Трехфазный гистерезисный двигатель на пять частот вращения: 6000, 3000, 1500, 750, 375 об/мин, что обеспечивается одновременным изменением напряжения (36; 20; 12; 7,5; 6 В) и частоты (400, 200, 100, 50, 25 Гц).

ДСПУ-128 — датчик синхронной передачи угла, число пар полюсов 128.
Масштабный вращающийся трансформатор с двумя обмотками на статоре и одной обмоткой на роторе.

ДСР-2 — двигатель синхронный с редуктором частота вращения 2 об/мин.
Трехфазный гистерезисный двигатель для включения в трех- и однофазную сети.
Напряжение 220 В, частота 50 Гц, момент 0,16/0,1 Нм.

ДТ-6Б — двигатель-тахогенератор, мощность 6 Вт. Состоит из асинхронного исполнительного двигателя и асинхронного тахогенератора. Напряжение возбуждения 40 В, частота 1000 Гц, напряжение управления 40 В.

ДТ9Н — двигатель тяговый, модификация 9Н. Шестиполюсный двигатель постоянного тока с последовательным возбуждением и компенсационной обмоткой. Мощность 465 кВт, напряжение 1500 В, частота вращения 670 об/мин.

ДТГ-4-ЗТ2 — двигатель-тахогенератор, мощность 4 Вт, напряжение трогания 3 В, нагревостойкий. Комплектуется двигателем и тахогенератором постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Напряжение на обмотке якоря 27 В, частота вращения 3000 об/мин.

ДТР-4-Ф1-03 — двигатель тихоходный для роботов, габарит 4, фланцевое крепление с одним выходным концом вала. Коллекторный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с пазовым якорем.
Напряжение 12 В, мощность 1 Вт, частота вращения 200 об/мин.

ДУ-34-1 — датчик угла, диаметр корпуса 34 мм, исполнение корпусное.
Вращающийся трансформатор, имеющий по две обмотки на статоре и роторе.
Напряжение 40 В, частота 1000 Гц, угол поворота 360 град.

ДФС-32-1В — дифференциальный сельсин, диаметр корпуса 32 мм, исполнение корпусное. Предназначены для работы только в трансформаторном режиме.
Напряжение 36 В, частота 400 Гц.

ДХМ-3-04 — двигатель холодильных машин, исполнение на 127 В, климатическое исполнение 04. Однофазный асинхронный двигатель с пусковой обмоткой повышенного сопротивления с КЗ ротором. Поставляется в разобранном виде и состоит из статора и ротора без вала, мощность 90 Вт, частота вращения 1140 об/мин, к.п.д. 58 %.

ДХМ-2-90 — двигатель холодильных машин, число полюсов 2, мощность 90 Вт. Унифицирован с показателями двигателя ЭД-23. Применяется для привода герметичных компрессоров домашних холодильников.

ДЦ71В2 — двигатель центробежного вентилятора, высота оси вращения 71 мм, модификация А2. Трехфазный асинхронный двигатель с КЗ ротором.
Напряжение 220/380 В, мощность 750 Вт, частота вращения 2796.

ДЦСМ-ЗВ УХЛ4 — двигатель центрифуги стиральных машин, модификация 3, без тормоза, для умеренно-холодного климата. Однофазный асинхронный конденсаторный двигатель.
Мощность 120 Вт, число полюсов 2.

ДШ-0,1/А/ — двигатель шаговый, момент 0,1 Нм. Четырехфазный, возбуждение от постоянных магнитов на роторе. Напряжение 27 В.

ДШ21-0,00005-22,5 — двигатель шаговый, диаметр корпуса 21 мм, момент 0,00005 Нм, шаг 22,5 град. Однофазный двигатель реактивного типа с зубчатым пассивным ротором, нереверсивный. Напряжение 6 В.

ДШИ-1М — двигатель шаговый индукторный. Четырехфазный, с зубчатым пассивным ротором. Напряжение 27 В, момент 0,001 Нм, шаг 15 град.

ДШЛ — двигатель шаговый линейный. ДШП — дугостаторный двигатель штемпельного пресса. ДЭ816 — двигатель для экскаваторов, модификация 816. Двигатель постоянного тока независимого возбуждения. Напряжение 440 В, мощность 150 кВт, ток 370 А, частота вращения 490 об/мин.

ДУГОГАСИТЕЛЬНЫЙ КОНДЕНСАТОРА — конденсатор, предназначенный для гашения электрической дуги на контактах силового выключателя.
Обычно имеет бумажную изоляцию с масляной пропиткой и включен параллельно защищаемому контакту выключателя. Последовательно с конденсатором включен резистор, способствующий снижению тока в его цепи до значения, при котором происходит гашение дуги. При разомкнутом контакте конденсатор вместе с резистором образует электрическую цепь, обладающую высоким сопротивлением переменному току.

ДУГООБРАЗОВАНИЕ — образование в воздушном промежутке электропроводящего канала из плазмы.
При размыкании под нагрузкой контактов коммутационных аппаратов в момент отрыва их друг от друга происходит уменьшение площади контактирования, что приводит к резкому увеличению плотности тока на единицу площади контактируемых поверхностей. В результате резко увеличивается температура в точке соприкосновения контактов, следствием чего является ионизация молекул воздуха в области контактов и воздух теряет свои электроизоляционные свойства. По этой причине ток в коммутируемой цепи продолжает протекать и после полного размыкания контактов. Содержащаяся в дуге энергия преобразуется в тепловую и световую энергию и рассеивается в окружающем пространстве.
Электрическая дуга возникает также при перенапряжениях и пробое электрической изоляции, обусловленном ее старением, загрязнением, механическим повреждением и т.п. Кроме того, электрическая дуга возникает при замыкании электрических контактов при относительно низкой скорости их сближения.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.

Поделитесь с друзьями: