Термины и определения на букву «Б»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

БАК ТРАНСФОРМАТОРА — бак, в котором размещается активная часть трансформатора или трансформаторного агрегата с жидким диэлектриком. Бак закрывается крышкой, которая прикручивается к активной части трансформатора посредством болтов. Для повышения теплоотдачи на внешней поверхности бака расположены ребра охлаждения. Для трансформаторов большой мощности через стенки бака проходят трубы, в которых циркулирует масло. В баке с гладкими стенками часто используются тепловые трубы, располагаемые в зависимости от мощности трансформатора в 2—5 рядов.

БАЛАНСИРОВКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН — технические мероприятия, направленные на устранение разбаланса роторов электрических машин.
Статический разбаланс ротора электрической машины является следствием смещения центра тяжести ротора в радиальном направлении. В этом случае статическая балансировка осуществляется путем определения устойчивого, преимущественного положения ротора с последующим креплением центровочных грузиков на теле ротора с противоположной стороны. Указанные грузики могут быть расположены в специальных отверстиях и выполнены из материала с большим удельным весом, чем материал ротора. Для фиксации грузиков в отверстия заливается компаунд. Статическая балансировка используется для устранения последствий грубых отклонений размеров ротора от заданных значений.
Для балансировки электрических машин наиболее часто используется динамический способ, позволяющий снизить вибрацию электрической машины на больших частотах вращения. При наличии динамического разбаланса происходит интенсивный износ подшипников и ухудшаются электромагнитный и тепловой режимы работы машины. Для устранения динамического разбаланса используются специальные балансировочные стенды. Наиболее просто динамический разбаланс устраняется путем высверливания отверстий в соответствующих точках боковой поверхности ротора, в которые запрессовываются металлические штифты. При балансировке микромашин на их поверхность наносится одна или несколько капель эпоксидной смолы. Некоторые машины уже в процессе изготовления оснащаются балансировочными приспособлениями, выполненными, например, в виде расположенных на торцах ротора направляющих, в которых фиксируются в нужном месте балансировочные грузики. Особое внимание следует уделять креплению грузиков, поскольку их срыв может привести к серьезным механическим повреждениям электрической машины.

БАРАБАННАЯ ОБМОТКА — обмотка якоря коллекторных машин постоянного и переменного тока, уложенная в пазах шихтованного магнитопровода цилиндрической формы.
Выводы обмотки в зависимости от типа и конструкции электрической машины присоединяются к пластинам коллектора, к контактным кольцам или соединены по схеме волновой обмотки. В отличие от кольцевой в барабанной обмотке используются обе стороны катушки обмотки.

БАРАБАННЫЙ КОНТРОЛЛЕР — коммутационный аппарат, предназначенный для коммутации цепей постоянного и переменного тока низкого напряжения, в котором замыкание электрических цепей производится с помощью контактного пальца специальной формы, прижимающегося к контактному сегменту, установленному на валу контроллера. Оба контактных элемента выполняются из легированной меди. При вращении сегмента рабочая поверхность контактного кольца скользит по боковой поверхности сегмента, благодаря чему обеспечивается удаление окисной пленки и грязи. При отключении контактной пары механизм контроллера обеспечивает скачкообразное изменение положения контактного пальца с помощью кулачка специальной формы. Это позволяет снизить вероятность приваривания контактных элементов. Контактная система контроллера должна подвергаться профилактическим осмотрам с целью замены пришедших в негодность контактных элементов.
Барабанный реостат (пусковой реостат).

БАЗА (франц. base, от греч. basis) — название электрода полупроводникового прибора (транзистора и др.), обеспечивающего электрическую связь с базовой областью прибора — областью между эмиттерным и коллекторным p—n-переходом.

БАРРЕТЕР — устройство, обеспечивающее стабилизацию электрического тока в цепи. Это заполненный водородом стеклянный баллон, внутри которого помещается железная нить.
Электрический ток, проходя по нити, нагревает ее, что вызывает рост сопротивления.
Диаметр и длина нити, а также давление водорода внутри баллона подбираются с учетом того, чтобы сопротивление нити изменялось пропорционально напряжению, приложенному к барретеру.
Устройство включается последовательно с нагрузкой в цепь, силу тока в которой необходимо стабилизировать. Характеризуется постоянной величиной силы тока и предельными значениями напряжения, обеспечивающего стабилизацию; не реагирует на быструю смену напряжения (требуется некоторое время, чтобы при изменении напряжения на барретере установился новый тепловой режим).

БАТАРЕЯ (франц. batterie, от battre — бить) — Соединение нескольких гальванических источников тока (гальванических элементов) для получения требуемых значений напряжения и тока, превышающих соответствующие величины одного источника.
Элементы, соединяемые в батарею, должны иметь одинаковые э.д.с. и внутреннее сопротивление.

БЕЛ (от имени американского изобретателя телефона А.Г. Белла (1847— 1922)) — условная единица оценки соотношения напряжений, токов и мощностей. Дольная единица бела — децибел (дБ) ; 1 дБ = 0,1 Б. Если отношение мощностей, напряжений или токов меньше единицы, перед числом децибел ставится знак минус.

БЕГУЩЕЕ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ — магнитное поле, совершающее в отличие от вращающегося магнитного поля не вращательное, а поступательное движение.
Если статор трехфазного двигателя переменного тока разрезать в одном месте в аксиальном направлении и развернуть на плоскости, то при подключении обмотки к трехфазной сети переменного тока магнитное поле будет перемещаться вдоль статора влево или вправо в зависимости от порядка чередования фаз. Этот принцип положен в основу работы линейного двигателя.
Бегущее магнитное поле используется в индукционных счётчиках электрической энергии, которые содержат две магнитные системы с обмотками тока и напряжения. Поле образуется в алюминиевом диске, в результате чего возникающие от поля вихревые токи создают момент, поворачивающий диск.

БЕЗДАТЧИКОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ (sensorless control) — управление электродвигателем при отсутствии датчиков (скорости, угла, момента и т.п.). В частности, скорость двигателя при бездатчиковом управлении может вычисляться с помощью математической модели в функции ЭДС, напряжений и токов двигателя, снимаемых с соответствующих датчиков. Применяется для повышения надежности электропривода и исключения дорогостоящего датчика.

БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ — электронная система автоматического управления, которая не содержит замыкающих и размыкающих контактов в электрических цепях.

БЕСКОНТАКТНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ РЕЛЕ — устройство для включения, отключения или переключения электрического тока в цепи не механическим замыканием (размыканием) контактов, а скачкообразным изменением сопротивления управляемого элемента, включенного в цепь последовательно с нагрузкой.

БЛОК-КОНТАКТ — контакт электрического устройства, предназначенного для переключения цепей управления или сигнализации. Ими снабжаются контакторы, магнитные пускатели, выключатели высокого напряжения.

БЛОК-СХЕМА — графическое изображение схемы устройства, прибора или системы автоматики, в котором условно (при помощи квадратов или прямоугольников) обозначаются отдельные функциональные элементы схемы, соединенные линиями связи.

БЕСПАЗОВАЯ МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА — машина постоянного тока, имеющая гладкий магнитопровод якоря, на поверхности которого размещается обмотка.
Основное отличие беспазовой машины постоянного тока от обычной машины постоянного тока заключается в том, что обмотка якоря не укладывается в пазы ротора, а приклеивается к поверхности. Эти двигатели используются в системах автоматического регулирования. Для повышения быстродействия за счет снижения момента инерции ротора последний выполняется в виде удлиненного цилиндра небольшого диаметра. Отношение длины к диаметру принимается не менее 2—5. Мощность беспазовых машин постоянного тока составляет 300—1500 Вт.

БИМЕТАЛЛИЧЕСКИЙ РАСЦЕПИТЕЛЬ — расцепитель инерционного типа, предназначенный для защитного отключения электрической цени при перегрузке.
Такой расцепитель используется в автоматах защиты и включается в защищаемую электрическую цепь последовательно. Он выполнен в виде биметаллической пластины, на которую намотана нагревательная спираль, включенная в контролируемую сеть. При увеличении тока нагрузки сверх номинального значения спираль нагревает биметаллическую пластину, при определенной температуре которой происходит ее изгиб. При этом пластина воздействует на фиксатор, освобождающий механизм автомата защиты, который отключается. Чем больше перегрузка защищаемой цепи, тем меньше времени требуется на нагрев биметаллической пластины. При кратковременных перегрузках, вызванных, например, запуском электродвигателя, расцепитель не успевает сработать вследствие своей инерционности. На практике биметаллические расцепители часто используются в комбинации с мгновенными электромагнитными расцепителями максимального тока, защищающими электродвигатели от коротких замыканий.

БИРКА С ПАСПОРТНЫМИ ДАННЫМИ — табличка из металла или пластмассы, закрепляемая на корпусе прибора, аппарата или электрической машины и содержащая основные технические данные о них.
К техническим данным относятся номинальное напряжение, род и значение тока, номинальная мощность, число фаз переменного тока, частота вращения (для электродвигателей), масса и т.д. Кроме того, в табличке указываются завод-изготовитель, заводской номер, дата выпуска, тип прибора, аппарата или электрической машины.

БРОНЕВАЯ МАГНИТНАЯ СИСТЕМА (магнитная система трансформатора) — магнитная система, в которой оба кош» каждого стержня соединяются не менее чем двумя боковыми ярмами.

БРОНЕСТЕРЖНЕВАЯ МАГНИТНАЯ СИСТЕМА — магнитная система, в которой часть стержней имеет боковые ярма или каждый стержень — не более чем одно боковое ярмо. Система используется при изготовлении трехфазных трансформаторов. Она имеет три стержня, на которых расположены первичная и вторичная фазные обмотки. Концы двух крайних стержней соединены боковыми ярмами, расположенными параллельно стержням и не несущим обмоток.
Бронестержневые магнитные системы применяются в мощных трансформаторах. Их преимущество заключается в том, что сечение верхних ярм примерно на 60 % меньше, чем стержневых магнитных систем, что позволяет уменьшить высоту магнитной системы.

БАЛАНСИРОВКА РОТОРА — технологическая операция, заключающаяся в определении массы и места приложения противовесов с целью устранения разбаланса ротора электрической машины и уменьшения ее вибрации. Различают балансировку динамическую, выполняемую на балансировочном станке при сообщении вращения ротору, и статическую, когда ротор уравновешивают
противовесом после определения его устойчивого положения.

БД, БС — типы бесконтактных сельсинов (датчиков и приемников)

БДМ — тип вентильного двигателя с трехфазной обмоткой, ДПР трансформаторного типа, синхронным тахогенератором и транзисторным коммутатором.
Предназначен, в частности, для привода лентопротяжных механизмов кассетных магнитофонов.

БЕГУН — подвижная часть линейного двигателя.

БЕСКОНТАКТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА (БДПТ) — (см. вентильный двигатель) двигатель, у которого коллектор заменен электронным коммутатором.

БЕЗРЕДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — тип электропривода, у которого электродвигатель непосредственно связан с приводимым в движение механизмом (см. электрические машины непосредственного привода).

БЕЛИЧЬЯ КЛЕТКА (англ. SQUIRREL CAGE) — тип короткозамкнутой обмотки машин переменного тока, состоящая из стержней расположенных в пазах, которые замкнуты с двух сторон кольцами. Применяется в качестве обмоток ротора асинхронных двигателей, демпферных (успокоительных) обмоток синхронных генераторов и пусковых обмоток синхронных двигателей.
Изготавливаются методом литья или сварки.
Преимущества: технологичность и надежность.
Изобретена 8 марта 1889 г. М.О. Доливо-Добровольским.

БЕЗОТКАЗНОСТЬ — свойство электрической машины непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени.
Наибольшее число отказов возникает: в машинах очень малых габаритов из-за обмотки; в высокоскоростных двигателях — из-за разрушения или заклинивания подшипников качения; в коллекторных машинах — из-за щеточно-коллекторного узла. Самыми надежными являются синхронные редукторные микродвигатели типа ДСР, имеющие интенсивность отказов на порядок меньшую, чем бесконтактные сельсины и асинхронные двигатели повышенной надежности типа АПН.

БЕСКОНТАКТНАЯ МАШИНА — вращающаяся электрическая машина, в которой все электрические связи обмоток, участвующих в основном процессе преобразования энергии, осуществляются без применения коммутирующих или скользящих электрических контактов.

БЕСЩЕТОЧНАЯ МАШИНА (англ. BRUSH-LESS MACHINE) — вращающаяся электрическая машина, в которой все электрические связи обмоток, участвующих в основном процессе преобразования энергии, осуществляются без скользящих электрических контактов.

БЕСЩЕТОЧНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ФАЗНЫМ РОТОРОМ (BRUSHLESS WOUND-ROTOR INDUCTION MOTOR) — асинхронный двигатель с фазным ротором, в котором выводы вторичной обмотки непосредственно присоединены к встроенному пусковому устройству.

БК — тип вентильного двигателя с возбуждением от постоянных магнитов марки ЮНДК.

БЫСТРОДЕЙСТВИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (drive velocity) — один из показателей качества регулирования координат электропривода, характеризующийся скоростью протекания переходного процесса при изменении задающего воздействия скачком. Быстродействие электропривода определяется такими параметрами, как время отклика и время регулирования.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.

Поделитесь с друзьями: