ОАО «Мобильные ГТЭС» проводит полевые испытания инновационного оборудования для построения «интеллектуальной» сети на ПС 220кВ Псоу в Сочи
АО «Мобильные ГТЭС» проводит полевые испытания системы накопления энергии (СНЭ) на основе литий-ионных аккумуляторных батарей большой мощности, размещенной на ПС 220 кВ Псоу в Сочи. Эта серия завершает полный цикл испытаний данного вида оборудования на энергообъектах ОАО «ФСК ЕЭС».
В частности, проводится тестирование автономного режима работы, режима ограничения максимума нагрузки, регулирования частоты, режима диспетчеризации, поддержания заряда и др. Системы накопления прошли дополнительные испытания с подключением к шинам собственных нужд подстанции Псоу. Отработка различных режимов работы оборудования СНЭ позволит определить все функциональные способности системы. Всего, в настоящий момент проведено 14 видов испытаний.
Программа испытаний разработана ОАО «Мобильные ГТЭС» совместно ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС», и утверждена в ОАО «ФСК ЕЭС». Отчет, подготовленный на основе анализа полученных результатов испытаний станет отправной точной при проведении ОАО «ФСК ЕЭС» научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), после чего будут сделаны выводы о перспективах использования СНЭ на различных объектах ЕНЭС РФ в рамках внедрения «умных сетей».
Системы накопления энергии (СНЭ) — инновационная технология на основе литий-ионных аккумуляторов. Высокотехнологичные батареи способны накапливать электроэнергию из энергетической сети и при необходимости выдавать ее обратно с заданными параметрами. СНЭ являются одним из элементов «интеллектуальной» сети, которая позволит контролировать и оптимизировать выработку, передачу и потребление электроэнергии в реальном времени для достижения наибольшей эффективности функционирования каждого из элементов ЕНЭС.
Подстанции МЭС Сибири готовы к подключению новой линии, которая замкнет энергокольцо на юге Кемеровской области
Специалисты филиала ОАО «ФСК ЕЭС» – Кузбасского предприятия МЭС Сибири завершили на подстанциях 220 кВ Западно — Сибирская и 500 кВ Кузбасская ––монтаж линейных ячеек 220 кВ, предназначенных для подключения новой линии электропередачи Кузбасская – Западно-Сибирская, которая замкнет энергокольцо на юге Кемеровской области.
Энергетическое кольцо 220 кВ будет включать в себя пять подстанций: ПС 500 кВ Новокузнецкая, ПС 220 кВ НКАЗ-2, ПС 220 кВ Еланская, ПС 220 кВ Западно-Сибирская, ПС 500 кВ Кузбасская. Благодаря тому, что каждая из подстанций получит два независимых источника питания, повысится надежность электроснабжения потребителей г. Новокузнецка и расположенных здесь крупных предприятий металлургической и угольной промышленности, таких как Новокузнецкий металлургический комбинат, Новокузнецкий алюминиевый завод, ОАО «Кузнецкие ферросплавы» и др.
Начальник отдела инвестиционной деятельности Кузбасского предприятия МЭС Сибири Александр Дорогой рассказал, что «новую линию электропередачи Кузбасская – Западно-Сибирская планируется ввести в работу до конца текущего года. На данный момент уже выполнено около 95% работ. Осталось завершить обустройство самого сложного участка – перехода через реку и протоку реки Томь протяженностью 609 метров».
Каждая из четырех смонтированных на подстанциях 220 кВ Западно — Сибирская и 500 кВ Кузбасская ячеек содержит по два разъединителя с моторным приводом, а также элегазовый баковый выключатель со встроенными трансформаторами тока и напряжения. Для новых ячеек установлен комплект систем релейной защиты и автоматики, которые обеспечат надежную защиту оборудования подстанций и линии. Объем инвестиций Федеральной сетевой компании на эти цели составил 220 млн рублей.
На линейных объектах Сочинского предприятия МЭС Юга участились случаи нарушения охранных зон сторонними организациями
На линейных энергообъектах филиала ОАО «ФСК ЕЭС» — Сочинского предприятия МЭС Юга — участились случаи повреждения проводов линий электропередачи из-за незаконной вырубки деревьев и ведения несанкционированных строительных работ в охранных зонах ВЛ.
«Мы ежемесячно пресекаем до десятка таких нарушений. Сейчас в Сочи ведется активное строительство, и, к сожалению, есть недобросовестные подрядчики, которые готовы рисковать здоровьем и жизнью своих сотрудников, а также надежностью энергоснабжения жителей нашего города», — говорит начальник службы линий Сочинского ПМЭС Владимир Кустюров.
Согласно Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 г. М 160) запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу энергообъектов, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, или повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, а также нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Самое опасное нарушение правил связано с ведением несанкционированных строительных работ. При перекрытии токоведущего провода напряжением в сотни тысяч вольт металлические части строительной машины становятся проводником электрического тока. Человек, находящийся внутри, подвергается смертельному риску. Выжить после такого удара практически невозможно. Кроме того, отключается линия, а потребителей приходится переводить на резервные схемы питания. Это увеличивает нагрузки на работающие линии и угрожает надежности электроснабжения.
К серьезным последствиям приводит также незаконная вырубка лесных насаждений вдоль линий электропередачи. Поваленные деревья могут оборвать провода и повредить опоры. К тому же, за незаконную рубку деревьев Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает штраф до 150 тысяч рублей, а статья 260 Уголовного кодекса РФ — даже лишение свободы на срок до 6 лет.
В охранных зонах ЛЭП также запрещается сброс мусора, стоянка автотранспорта, проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту от поверхности дороги более 4,5 метров. Недопустимо набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы и запускать любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов, размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки.
Охранная зона для воздушных линий устанавливается на расстоянии 20 метров в обе стороны для ВЛ 110 кВ, 25 метров – для ВЛ 220 кВ. Кабельные с волоконно-оптической линией связи охраняются в зоне 2 метров.
ОАО «ФСК ЕЭС» обеспечит возможности для развития ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» в Тюменской области
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети (МЭС) Западной Сибири обеспечит технологическое присоединение энергообъектов ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» к подстанции 220 кВ Каркатеевы в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО). В результате выполненных работ нефтяная компания получит 10 МВт мощности, необходимых для дальнейшего развития Западно-Усть-Балыкского нефтяного месторождения.
Данное месторождение расположено на границе Сургутского и Нефтеюганского районов ХМАО Тюменской области около г. Нефтеюганск. Начальные запасы нефти оцениваются до 100 млн. тонн. Месторождение по запасам относится к категории крупных, а по геологическому строению – к сложным.
В рамках договора на технологическое присоединение Федеральная сетевая компания осуществила монтаж двух новых ячеек 6 кВ на подстанции 220 кВ Каркатеевы для подключения двух линий электропередачи 6 кВ, питающих распределительное устройство 6 кВ, комплектно-трансформаторные подстанции 6/04 кВ и подстанции 6/35 кВ ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз».
Подстанция 220 кВ Каркатеевы трансформаторной мощностью 136 МВА введена в эксплуатацию в 1969 году. Она обеспечивает электроснабжение потребителей города Нефтеюганска, а также крупных потребителей нефтегазового комплекса региона, таких как ОАО «Сибнефтепровод» (Нефтеюганское управление магистральных нефтепроводов), ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз», которое ежемесячно добывает более 1,5 млн. тонн углеводородного сырья.
Представители ОАО «ФСК ЕЭС» и «Iberdrola Engineering & Construction» обсудили перспективы сотрудничества
Представители ОАО «ФСК ЕЭС» и крупнейшей энергетической компании Испании «Iberdrola Engineering & Construction» обсудили в ОАО «Научно-технический центр ФСК ЕЭС» перспективы сотрудничества по широкому кругу вопросов, в том числе в области внедрения инновационных решений в электросетевой комплекс. В совещании приняли участие Директор Департамента Развития Сетей и Специальных Проектов «Iberdrola Engineering & Construction» Эдуардо Дучини, Первый заместитель генерального директора Игорь Косолапов ОАО «НТЦ ФСК ЕЭС», руководители профильных департаментов ОАО «ФСК ЕЭС», представители компаний ООО «ТЭКВЕЛ», ООО «РДК-Автоматика», ОАО «ЦИУС ЕЭС» и др.
Участники встречи ознакомились с подходами к проектированию подстанций с использованием устройств с поддержкой протоколов стандарта МЭК 61850 и инжинирингу объектов, а также обсудили конкретные решения по проектированию подстанций для нужд ОАО «ФСК ЕЭС», предложенные специалистами из «Iberdrola Engineering & Construction». В частности, были рассмотрены возможности применения автоматической системы газового пожаротушения с использованием ГОТВ ЗМ Novec 1230, системы шумоглушения, использование никель-кадмиевых батарей, унифицированной технологии строительства зданий, а также стандартизации и типизации строительства узлов подстанций.
ОАО «ФСК ЕЭС» активно сотрудничает с мировыми лидерами в сфере электроэнергетики с целью повышения эффективности НИОКР, получения доступа к технологическим новинкам и инновационным решениям, необходимым для модернизации магистрального электросетевого комплекса России.
ОАО «ФСК ЕЭС» объявило о создании программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта
ОАО «ФСК ЕЭС» объявило о создании общероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта в Российской Федерации на период 2013-2015 гг. Об этом заявил Первый заместитель Председателя Правления ОАО «ФСК ЕЭС» Роман Бердников на Всероссийской конференции «Перспективы реализации программы развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта в РФ» проходящей в Москве под эгидой Федеральной сетевой компании.
«Создание и начало реализации общероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта запланировано на период 2013-2015 гг. Программа предусматривает системное участие электросетевого комплекса в развитии рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры и будет ориентироваться на опыт проекта «МОЭСК — EV», — сказал Роман Бердников. По его словам, сформирована рабочая группа и разработан детальный план действий, который будет окончательно утвержден в первом квартале следующего года, так как при реализации проекта необходимо учесть не только потребности потребителей, но и рассчитать перспективную нагрузку на сеть.
В рамках конференции было заявлено о намерении системного участия электросетевого комплекса в развитии рынка электромобилей и зарядной инфраструктуры. Основными направлениями программы являются создание публично доступной (для личных и коммерческих электромобилей) и специализированной (для общественного транспорта) зарядной инфраструктуры, а также массовое применение электромобилей для производственных нужд энергосетей. Помимо этого, реализация программы позволит стимулировать инновационную деятельность, коммерциализацию результатов НИОКР электросетевого комплекса, развитие отечественной автомобильной промышленности и нанотехнологических разработок.
В рамках программы будут сформированы планы по развертыванию инфраструктуры с учетом климатических и географических особенностей территории РФ с запада до границы с Сибирью для городов с населением свыше 500 тыс. чел. Предполагается также соотнести планы по развертыванию инфраструктуры с планами автопроизводителей по представлению на российский рынок электромобилей и подключаемых гибридов. Для реализации проекта будут привлечены партнеры, работающие на рынке электротранспорта и сетевой интеллектуальной инфраструктуры в РФ и за рубежом.
В основу ляжет опыт исследовательского проекта «МОЭСК-EV», который с 2011 года осуществляет ОАО «МОЭСК» совместно с крупнейшими западными игроками на рынке электромобилей и зарядной инфраструктуры в Москве и Московской области. Целью данного проекта, разработанного с учетом мировых тенденций развития автомобильной промышленности и сетевой интеллектуальной инфраструктуры (Smart Grid), является обеспечение эффективной эксплуатации энергосетей при массовом внедрении электротранспорта в РФ.
В процессе реализации первого этапа проекта «МОЭСК-EV» установлены и запущены в эксплуатацию 28 зарядных станций, 25 из которых — станции переменного тока и 3 станции экспресс-зарядки постоянного тока стандарта CHAdeMO. Зарядные станции установлены на территории корпоративных парков объектов «МОЭСК», дилерских центров компании ООО «РОЛЬФ-Импорт», инновационного центра «Сколково», ТРК «Город». Для широкого доступа открыты 26 зарядных станций, в том числе станции экспресс-зарядки. Все зарядные станции объединены в единую сеть зарядных станций под управлением коммерческого оператора – ООО «Револьта» с помощью специализированного программного обеспечения с возможностями удаленного управления. Функционирует служба технической поддержки пользователей.
В результате реализации первого этапа проекта «МОЭСК-EV» получены данные о работе электромобилей и зарядных станций различных типов с учетом климатических и дорожных условий, данные о выравнивании пиковых нагрузок как элемента реализации стратегии внедрения Smart Grid в России, а также разработаны подходы к стандартизации зарядных станций и устройств. Кроме этого, разработана бизнес-модель участия сетевой распределительной компании в рынке зарядной инфраструктуры. В соответствии с данной бизнес-моделью планируется в течение следующих шести лет развернуть на территории Москвы и области сеть из 2260 зарядных станций, в т.ч. 310 комплексов быстрой зарядки.
Вторым этапом проекта «МОЭСК-EV» станет разработка технологии ультра-быстрой подзарядки для современного общественного электротранспорта (электробусов), что сделает экономически эффективным замену дизельных автобусов и троллейбусов на современные модели электробусов. Замена парка дизельных автобусов, каждый из которых равноценен в части вредных выбросов в атмосферу примерно 350 автомобилям, является очень актуальной задачей в контексте улучшения экологической обстановки крупных городов, где более 90% загрязнения воздуха вызвано транспортом. Кроме того, по мнению экспертов, контактный (традиционный неавтономный) электротранспорт — одна из существенных причин образования пробок в крупных мегаполисах, так как обычные трамваи и троллейбусы слишком медлительны. Помимо этого, они неэффективны с точки зрения потребления электричества. Транспортная система с использованием станций ультра-быстрой подзарядки разрабатываемых в рамках проекта «МОЭСК-EV» позволит использовать электробусы в таких же режимах эксплуатации, как дизельные автобусы или троллейбусы, практически снимая ограничения по суточному пробегу и времени ночной стоянки.
Второй этап будет направлен на продвижение зарядной инфраструктуры в регионы. Так, уже сейчас в рамках федерального пилотного проекта «Электротранспорт» готовятся первые комплексные проекты по массовому применению электробусов в Московской области, Казани, Новосибирске и Ставропольском крае. Расширение проекта «МОЭСК-EV» и новая программа ОАО «ФСК ЕЭС» позволят подготовить российскую энергетическую инфраструктуру к ожидаемому росту спроса на электротранспорт в потребительском и производственном сегментах экономики, в том числе решив проблему «энергетических пиков» за счет системы Smart Grid. Так, определенное количество электромобилей, поставленных одновременно на ночную зарядку и внедрение накопителей энергии, способных забирать энергию ночью и выдавать ее днем, в состоянии сгладить перепады нагрузки в энергосетях. Однако, как считают в ОАО «МОЭСК», для развития электротранспорта и зарядной инфраструктуры потребуется реализация ряда законодательных инициатив. Среди них — снятие ограничений на реализацию электроэнергии для заправки батарей электромобилей, установление упрощенного порядка технического присоединения к электрическим сетям объектов зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электрическими двигателями, а также меры, направленные на стимулирование развития объектов зарядной инфраструктуры и замещение части автомобильных парков, использующих транспортные средства с двигателями внутреннего сгорания, транспортными средствами на электротяге и снижение налогообложения на импорт транспортных средств с электродвигателями, узлов, агрегатов, деталей к ним.
Приступив к развитию зарядной инфраструктуры в ближайшее время, Россия будет развиваться в соответствии с мировыми тенденциями развития электротранспорта. По прогнозам мировых экспертов, к 2020 году доля электротранспорта может достигнуть 5-10% от общего числа автомобилей в мире. В России, по оптимистичным прогнозам, к 2020 году может использоваться около 200 тыс. машин с электродвигателем. По оценке ОАО «МОЭСК», парк электротранспорта в Московском регионе к этому времени составит от 50 до 110 тыс. машин различного типа.
Источник: пресс-центр ОАО «ФСК ЕЭС»