Ремонт электродвигателей в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Челябинск, Пермь, Казань, Красноярск
Подшипники скольжения средних и крупных машин требуют постоянного контроля за нагревом, уровнем масла, вибрацией и зазорами между вкладышем и шейкой вала. О температуре подшипника судят по температуре масла. Принято считать, что допустимый нагрев подшипника может быть в пределах половины температуры вспышки масла, которая составляет 180 °С.
Следует иметь в виду, что масло холоднее вкладыша подшипника на 5— 10 °С.
Температура масла в масляной камере не должна превышать 80 °С. В машинах с принудительной подачей масла температура на выходе из подшипника не должна превышать 65 °С.
К основным причинам нагрева подшипников относятся следующие:
1) недостаточная подача масла на шейку вала. Это возможно при засорении труб или кранов регулировки подачи масла; разошлось смазочное кольцо на замке; неправильная форма кольца, кольцо разбалансировалось; низкий уровень масла в подшипнике; повышенная вязкость масла; засорены фильтры, масло загрязнено;
2) в масло попадает вода из охладителя (змеевика для охлаждения масла);
3) плохая подгонка вкладышей;
4) шейка вала и нижний вкладыш, изъеденные подшипниковыми токами, стали шероховатыми, масло потемнело. Повреждена изоляция подшипникового стояка или муфт маслопроводов;
5) осевое смещение ротора (якоря), вследствие чего возникает трение о галтели. Такое явление возможно в том случае, если любой вид соединительных муфт в зацеплении работает односторонне, т. е. соединительные пальцы, кулачки, зубцы работают не в диаметрально противоположных точках, возникает осевое смещение, перегрузка я нагрев подшипников;
6) выброс масла из подшипников. Это возможно при обильной подаче масла, больших зазорах у лабиринтных уплотнений (допустимое 0,1—0,15 мм); наличие грязи по валу создает фитильный эффект и вытягивает масло из подшипника.
Все эти дефекты следует устранить.
Неисправность подшипников качения проявляется их нагревом, сопровождающимся высокозвенящим шумом, издаваемым внутри телами качения. Допустимый нагрев подшипников качения 95 °С, что выше температуры щита на 5—10°С и температуры окружающей среды на 30 °С. При нагреве подшипника его прослушивают с помощью стетоскопа или длинной отвертки, прикладыванием ручки инструмента к уху. Причиной различных неисправностей внутри шарикового или роликового подшипника может быть тугой натяг на вал, недостаточное количество смазки в подшипнике. Нагрев подшипника возможен при избытке смазки. Закладывать в подшипник смазку следует не более чем на 2/3 объема камеры. Количество смазки является важным фактором обеспечения долговечности работы подшипника.
Тип применяемой смазки подшипников выбирают в зависимости от условий и режима работы электрических машин. Так, широко применяют смазку Ш1-13, пригодную для нагрева до температуры 100 °С. Смазка типа ЦИАТИМ хорошо зарекомендовала себя при работе в широком диапазоне температур. В металлургической промышленности успешно применяют смазку литол-24.
Таким образом, долговечность работы подшипника зависит от степени подготовки его к монтажу (замер всех посадочных размеров, стерильная чистота в процессе ревизии подшипника и закладки смазки).
Подробнее, о причинах отказов электрических машин, читайте здесь.
Источник: Н.К. Мандыч. Ремонт электродвигателей
- Рекомендованные материалы:
- Перегрев обмотки статора асинхронного электродвигателя
- Перегрев обмотки ротора АД
- Обрыв в обмотках АД
- Искрение щеток машины постоянного тока
- Пониженный вращающий момент АД
- Причины возникновения повышенного уровня шума в двигателях
- Причины вибрации электродвигателя
- Подшипниковые токи и способы их устранения
- Работы по ТО и ремонту электрических машин