Термины и определения на букву «В»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

ВАРИКАП — полупроводниковый диод, в котором используется зависимость емкости от обратного напряжения. Применяется в качестве элемента с электрически управляемой емкостью в радиоэлектронных устройствах.

ВАРИОМЕТР — радиотехнический прибор для плавного изменения индуктивности механическим изменением положения двух катушек индуктивности.

ВАРИСТОР — полупроводниковый резистор, электрическое сопротивление которого изменяется нелинейно и одинаково под действием как положительного, так и отрицательного напряжения. Применяется для защиты устройств переменного тока от импульсного перенапряжения, для стабилизации и регулирования напряжения и тока и др.

ВАЛ (англ. SHUFT) — деталь электрической машины, предназначенная для передачи крутящего момента и поддержания вращающегося вместе с ним ротора.

ВАр (вольт-ампер реактивный) — обозначение единицы реактивной мощности переменного электрического тока. 1 ВАр равен реактивной мощности при напряжении 1 В, силе тока 1А и синусе угла сдвига фаз между током и напряжением, равным единице.

ВАОР — серия взрывозащищенных асинхронных двигателей с частотным регулированием угловой скорости ротора.

ВАТТ (англ. WATT) — единица измерения активной мощности электрической цепи в СИ.
Обозначение — Вт. 1 Вт равен мощности, при которой за время 1 с совершается работа в 1 Джоуль. Названа в честь английского инженера Джеймса Уатта (1736-1819).

ВАТТМЕТР — прибор для измерения активной электрической мощности в ваттах (Вт). Для измерений в цепях постоянного и переменного токов применяются электродинамические ваттметры, переменного — ферродинамические реже индукционные.

ВЕБЕР (англ. WEBER)- единица магнитного потока в СИ. Обозначение — Вб. 1 Вб равен магнитному потоку, при убывании которого до нуля в сцепленной с ним электрической цепи сопротивлением 1 Ом через поперечное сечение проводника проходит количество электричества 1 Кл. Названа по имени немецкого физика Вильгельма Вебера (1804-1891).

ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (switched reluctance motor) — электродвигатель, принцип действия которого основан на притяжении ферромагнитного тела к возбужденному электромагниту — индуктору (см. электромеханическое преобразование энергии). Вентильно-индукторный двигатель состоит из n-полюсного статора, несущего катушки, и m-полюсного пассивного ротора, причем n не равно m . По сигналам датчика положения ротора (или наблюдателя положения) катушки статора в заданной последовательности подключаются к источнику питания, что приводит к повороту ротора на определенный угол. Дальнейшее переключение тока в катушках ведет к непрерывному вращению ротора. Момент вентильно-индукторного двигателя можно регулировать изменением значения тока в катушках статора и углов включения и отключения токов в катушках.

ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (switched reluctance drive) — электропривод, в котором в качестве электродвигателя используется вентильно-индукторный двигатель. Благодаря предельной простоте, низкой стоимости и высокой надежности двигателя, широким функциональным возможностям и хорошим энергетическим показателям вентильно-индукторный электропривод может превосходить по эксплуатационным показателям частотно-регулируемый электропривод с асинхронным двигателем.

ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (Brushless Direct Current Motor, BLDC) — совокупность устройств, состоящая из синхронного двигателя (преимущественно с постоянными магнитами), датчика положения ротора и коммутатора, подключающего обмотки статора к источнику постоянного напряжения в определенной последовательности в функции положения ротора. Обладает хорошими регулировочными свойствами, аналогичными свойствам электропривода постоянного тока.

ВЕТВЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ — участок электрической цепи, расположенный между двумя узлами.

ВЗАИМНАЯ ИНДУКТИВНОСТЬ — величина, характеризующая отношение потокосцепления одной цепи (катушки) к току другой цепи (катушки), возбуждающему это потокосцепление. В Международной системе единиц (СИ) измеряется в генри (Г). Взаимная индуктивность зависит от числа витков катушек, их размеров и формы, взаимного расположения и магнитной проницаемости среды.

ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННОЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ (explosion-proof electrical equipment) — электрооборудование специального назначения, выполненное таким образом, что устранена или затруднена возможность воспламенения окружающей его взрывоопасной среды вследствие эксплуатации.

ВВОД ТРАНСФОРМАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕЧИ — гальваническая связь вторичной обмотки трансформатора электрической печи с нагревательным элементом.
Ввиду больших значений тока во вторичной обмотке трансформатора провода, подключенные к нагревательному элементу, создают мощные магнитные поля. Поля вызывают вихревые токи в металлоконструкциях, что приводит к их нагреву, к рассеянию мощности трансформатора и к значительным электродинамическим перегрузкам. Для уменьшения вредного влияния магнитных полей расстояние между токоподводящими проводниками должно быть минимально возможным. При использовании токоведущих шин ток в каждой паре не должен превышать 20 кА. Для больших значений тока нагрузки используется несколько пар шин или применяется водяное охлаждение. В последнем случае шины выполняются в виде медных труб, через которые прокачивается вода. Возникающее при этом тепловое расширение труб обеспечивает герметичность их соединения в месте стыка.

ВЕКТОРНАЯ ДИАГРАММА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — графическое изображение в виде векторов синусоидально изменяющихся электрических и магнитных величин, характеризующих работу электрической машины. При изменении физической величины во времени происходит изменение модуля и углового положения вектора на диаграмме.

ВЕКТОРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (vector control, fiux-vector control, field oriented control, F.O.C.) — управление в частотно-регулируемом электроприводе, при котором регулируется не только модуль вектора напряжения, подаваемого на статор (см. частотное управление) или модуль вектора тока в обмотках статора (см. частотно-токовое управление), но и пространственное положение этих векторов, например, относительно положения вектора потокосцепления ротора в асинхронном электродвигателе. Векторное управление позволяет управлять асинхрон­ными и синхронными двигателями аналогично электроприводам постоянного тока со схемой подчиненного регулирования.

ВЕНТИЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ — общее название электрических приборов, проводимость которых зависит от направления электрического тока: в прямом направлении она на один или несколько порядков выше, чем в «обратном». Благодаря этому вентиль электрический широко используют в выпрямительных устройствах.

ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — электропривод, в котором для питания двигателя и регулирования его частоты вращения используется преобразователь на управляемых электрических вентилях (тиратронах, ртутных выпрямителях, тиристорах).

ВЕНТИЛЬНАЯ МАШИНА — бесщеточная машина постоянного тока, обмотка якоря которой связана с внешними цепями через вентильное коммутирующее устройство.

ВЕНТИЛЬНАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — бесколлекторная машина переменного тока, обмотка якоря которой связана с внешними цепями через вентильное коммутационное устройство и у которой отношение частоты вращения ротора к частоте тока цепи, подключенной к машине, зависит от нагрузки и может быть изменено за счет изменения фазового положения импульсов управления, даваемых на вентили.

ВЕНТИЛЬНЫЙ ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА — электромашинный генератор постоянного тока, вентильное коммутационное устройство которого представляет собой выпрямитель.

ВЕНТИЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА — двигатель, вентильное коммутирующее устройство которого представляет собой инвертор, управляемый либо по положению ротора, либо по фазе напряжения на обмотке якоря, либо по положению магнитного поля.
Статор ВД выполняется таким же, как и статор синхронного двигателя.
Обмотка статора выполняется многофазной. Наиболее эффективной является трехфазная обмотка, соединенная треугольником и питаемая от сети постоянного тока через трехфазный мостовой инвертор. В ВД малой мощности используются транзисторные инверторы, а в двигателях большой мощности — тиристорные инверторы. Инвертор управляется сигналами, поступающими с датчика положения ротора (ДПР), который закреплен на валу ВД. Практическое применение нашли ДПР фотоэлектрические (оптопара), индуктивные (с переменным воздушным зазором), емкостные, элементы Холла и др. Такой способ управления ВД называется двухполупериодным. Ротор выполнен из постоянного магнита (в общем случае ротор может иметь электромагнитное возбуждение), который имеет число пар полюсов от 1 до 3. Принцип действия ВД основан на том, что по команде с ДПР включаются в определенной последовательности транзисторы, через которые подается ток на соответствующие фазы обмотки. В результате взаимодействия тока в обмотке с полем постоянного магнита к ротору прикладывается электромагнитный момент.
Под действием этого момента ротор вращается и одновременно происходит коммутация транзисторов.
По принципу действия ВД является синхронным двигателем, но обладает рядом особенностей: имеет пусковой момент в любом положении ротора; частота тока в обмотке зависит от угловой скорости ротора; сдвиг фаз между векторами э.д.с. и напряжения остается постоянным. Механическая характеристика ВД совпадает с механической характеристикой двигателя постоянного тока с независимым возбуждением. Управление угловой скоростью возможно как за счет изменения подводимого напряжения, так и с помощью управляемого инвертора импульсным методом при неизменном напряжении сети. Для повышения
жесткости механической характеристики в схеме может применяться обратная связь по скорости. Для этого на валу устанавливается тахогенератор (обычно синхронный с выпрямителем) или используется ДПР с преобразованием частоты импульсов в соответствующий сигнал по скорости (например, комплексные датчики ПДФ-8, ПДФ-Э). Достижимый диапазон регулирования угловой скорости при импульсном управлении составляет 1:30000. Для реверса ВД необходимо переключение фаз обмотки или цепей ДПР относительно транзисторов инвертора.
К преимуществам ВД наряду со всеми положительными качествами, присущими ДПТ, относятся его высокая надежность, способность работать в любых средах, безыскровая коммутация, пониженный уровень звука.
Недостатки: сложность конструкции, высокая стоимость, большие габариты инвертора, пульсации электромагнитного момента.
ВД широко применяется в электроприводах космических аппаратов, транспортных средств, промышленных роботов, металлорежущих станков, периферийных устройств компьютеров, видео- и звуковоспроизводящей техники.
Мощность от долей ватта до десятков кВт. Типы: БДМ, БДС, БК, ДЕ, ДБМ, ДВМ, ДВУ, МБ, ПСС.
ВД предложил в 1933 г. Керн.
В России впервые создан Д.В.Свечарником в 1944 г. и представлял собой синхронный трехфазный двигатель с ламповым инвертором и ДПР в виде сельсина.
Новые возможности развития ВД открылись после изобретения в 1948 г. транзисторов.

ВЕНТИЛЯТОР — конструктивный элемент вращающейся электрической машины, устанавливаемый на ее валу внутри или снаружи корпуса и предназначенный для охлаждения активных частей машины.
Различают вентиляторы аксиального и радиального типов. В первом случае воздушный поток входит в центральную часть машины и отбрасывается затем к ее периферии. Во втором случае воздушный поток проходит вдоль оси электрической машины. В конструктивном отношении вентиляторы многообразны. Количество и скорость перемещения воздуха относительно охлаждаемых поверхностей зависят от частоты вращения вентилятора. Лопасти изготовляются из стали, алюминиевых сплавов, чугуна и пластмассы.

ВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД — каскадный электропривод, в котором для преобразования мощности скольжения используется вентильный преобразователь.

ВЗАИМНАЯ ИНДУКТИВНОСТЬ — скалярная величина, равная отношению потокосцепления взаимной индукции одного элемента электрической цепи к току в другом элементе, обусловливающему это потокосцепление. Является количественной характеристикой связи между полным магнитным потоком через некоторую электрическую цепь, создаваемым электрическим током, текущим в другой цепи, и силой этого тока.
Зависит от формы, размеров, взаимного расположения двух электрических цепей, а также от магнитной проницаемости среды и магнитопроводов.
Единица измерения — генри (Гн).

ВЗАИМНАЯ ИНДУКЦИЯ — электромагнитная индукция, вызванная изменением сцепляющегося с контуром магнитного потока, обусловленного электрическими токами в других контурах.
Взаимная индукция — частный случай электромагнитной индукции.
Явление взаимной индукции (наведение э.д.с. в одной электрической цепи при изменении электрического тока в другой цепи) лежит в основе принципа действия трансформатора. Количественной характеристикой является взаимная индуктивность.

ВЗАИМНАЯ БЛОКИРОВКА — электрическая блокировка, предотвращающая одновременное включение двух или более контакторов. Такая блокировка применяется в тех случаях, когда из нескольких контакторов во включенном состоянии может находиться либо один, либо другой. Такое управление контакторами характерно при реверсе двигателей, когда один контактор обеспечивает прямое направление вращения. При этом одновременное включение контакторов недопустимо, так как может привести к короткому замыканию.
Для осуществления взаимной блокировки размыкающий блок-контакт одного контактора включен в цепь питания обмотки другого контактора, размыкающий блок-контакт которого в свою очередь включен в цепь питания обмотки первого контактора. Включение любого контактора в этом случае приводит к разрыву цепи питания обмотки другого контактора, который может быть включен только после отключения включенного контактора.

ВИХРЕВЫЕ ТОКИ (Фуко токи) — замкнутые электрические токи, индуктируемые в массивных проводниках при изменении пронизывающего их магнитного потока или при перемещении проводников в постоянном магнитном поле. Возникая в проводниках, вихревые токи нагревают их согласно закону Джоуля-Ленца. В магнитопроводах электрических машин вихревые токи приводят к потерям энергии. Для уменьшения вихревых токов магнитопроводы изготовляют из отдельных электрически изолированных пластин стали (см. шихтовка). На тепловом действии вихревых токов основан индукционный нагрев.

ВИБРАЦИОННЫЙ РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ — электромеханический регулятор, используемый для стабилизации напряжения генератора.
Такой регулятор включается в цепь обмотки возбуждения генератора и шунтирует добавочный резистор с частотой 5—7 Гц. При замкнутом состоянии регулятора через обмотку возбуждения протекает максимальный ток, в разомкнутом состоянии — меньший ток. Изменяя соотношение интервалов времени, в течение которых регулятор замкнут и разомкнут, можно регулировать напряжение, подаваемое на обмотку возбуждения, а следовательно, и протекающий через нее ток. Вибрационные регуляторы напряжения характеризуются незначительным диапазоном регулирования напряжения.

ВОЗБУДИТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН (англ. EXCITER) — устройство, питающее постоянным током обмотки возбуждения электрических машин. В качестве возбудителей ЭМ широко применяют полупроводниковые управляемые преобразователи, которые вытесняют электромашинные возбудители.

ВОЗБУЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — создание рабочего магнитного потока во вращающейся ЭМ током в какой-либо из ее обмоток или постоянными магнитами. В зависимости от способа возбуждения ЭМ делятся на машины с самовозбуждением и с независимым возбуждением (см. способ возбуждения).

ВОЗМУЩАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ — воздействие какой-либо физической величины на систему автоматического управления, приводящее к отклонению параметра регулирования от заданного значения.
Целью автоматического регулирования является возможно полная компенсация возмущения на систему автоматического регулирования. В электроприводах в качестве возмущающего воздействия выступает момент нагрузки, в генераторах и трансформаторах — ток нагрузки, фазовый сдвиг между током и напряжением температура активных частей и многое другое.

ВОЛНОВАЯ ОБМОТКА — обмотка якоря коллекторной машины, катушки которой через расстояние, равное двойному полюсному делению, присоединяются к коллекторным пластинам. Различают право- и левоходовые, а также одно- и двухслойные волновые обмотки.

ВОЛЬТ — единица электрического напряжения, разности электрических потенциалов, э.д.с. в СИ. Обозначение — В. 1 В равен электрическому напряжению на участке электрической цепи, при котором по участку проходит постоянный ток силой 1А и затрачивается мощность 1 Вт. Названа в честь итальянского физика Алессандро Вольта (1745-1827) — изобретателя первого источника постоянного тока.

ВОЛЬТОДОБАВОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор с переменным коэффициентом трансформации, включаемый своей вторичной обмоткой последовательно в цепь вторичной обмотки основного трансформатора для регулирования или стабилизации напряжения в цепи нагрузки.

ВОССТАНАВЛИВАЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (restorable electric drive) — комплектный электропривод, для которого проведение восстановления работоспособного состояния предусмотрено в нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

ВРАЩАЮЩЕЕСЯ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ — магнитное поле электрической машины, волна индукции которого перемещается по окружности статора с некоторой угловой скоростью.
Вращающееся магнитное поле может быть образовано двумя способами:
1) с помощью вращающейся обмотки возбуждения при питании ее постоянным током;
2) с помощью неподвижной многофазной обмотки при питании ее переменным током.
Первый способ используется в синхронных машинах, второй — в асинхронных машинах. В асинхронных машинах вращающееся магнитное поле создается сдвинутыми в пространстве фазами обмотки статора, по которым протекают токи, сдвинутые во времени. Для получения вращающегося поля необходимо иметь как минимум две фазы обмотки. Если амплитуда результирующего магнитного поля постоянна во времени, то поле называется круговым — конец результирующего вектора м.д.с. (индукции) за один период изменения тока описывает на пространственной диаграмме окружность. При изменении амплитуды результирующего поля конец вектора индукции описывает эллипс, а поле называется эллиптическим.
Условия образования двухфазной обмоткой кругового поля:
1) сдвиг фаз в пространстве на 90 эл.град;
2) сдвиг токов в фазах во времени на 90 эл.град;
3) равенство м.д.с. фаз обмотки.
Для трехфазной обмотки сдвиг фаз и токов должен быть равным 120 эл. град. При невыполнении хотя бы одного из условий поле превращается в эллиптическое. Угловая скорость поля прямо пропорциональна частоте напряжения питания и обратно пропорциональна числу пар полюсов обмотки статора. При частоте напряжения, равной 50 Гц, максимальная угловая скорость вращения поля составляет 3000 об/мин (при числе пар полюсов, равном 1). Направление вращения поля зависит от последовательности чередования фаз. Явление «магнетизма вращения» обнаружил в 1824 г. французский физик Ф.Д.Араго.
Способ образования вращающегося магнитного поля двумя неподвижными обмотками переменного тока предложил серб Никола Тесла в Будапеште весной 1882 г. 12 октября 1887 г. Никола Тесла подал заявку 252,132 на изобретение асинхронного двигателя и 1 мая 1988 г. получил патент США 381,968.

ВРАЩАЮЩЕЕСЯ ЭЛЛИПТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ — специальное вращающееся поле, амплитуда которого периодически меняется в некоторых пределах. Поле образуется в результате взаимодействия (сложения) двух вращающихся в разные стороны магнитных полей с различной амплитудой. Конец результирующего вектора магнитной индукции поля перемещается по эллиптической траектории в отличие от вращающегося поля, конец вектора магнитной индукции которого вращается по круговой траектории (круговое вращающееся поле). Эллиптическое поле возникает и в том случае, если на круговое накладывается вращающееся поле. При этом центры вращения векторов магнитной индукции обоих полей совпадают.

ВРАЩАЮЩИЙ МОМЕНТ — электромагнитный момент двигателя, возникающий в результате взаимодействия тока в обмотке якоря с магнитным полем и заставляющий ротор вращаться. Вращающий момент уравновешивается тормозным моментом, создаваемым приводимым во вращение механизмом и внутренними силами трения.

ВРАЩАЮЩИЙСЯ ТРАНСФОРМАТОР (поворотный трансформатор) — индукционная электрическая машина, предназначенная для преобразования угла поворота ротора в напряжение, пропорциональное некоторым функциям этого угла или самому углу поворота ротора.
В зависимости от режима работы, определяемого схемой включение обмоток, различают следующие ВТ:
1) синуснокосинусные, у которых выходное напряжение одной обмотки пропорционально синусу угла поворота ротора, а другой обмотки — косинусу угла поворота;
2) линейные, у которых выходное напряжение пропорционально углу поворота ротора;
3) масштабные, у которых выходное напряжение пропорционально входному, а коэффициент пропорциональности (масштаб) определяется углом поворота ротора;
4) преобразователи координат, осуществляющие поворот осей декартовой системы координат или переход к полярной системе координат (построители);
5) фазовращатели, преобразующие пространственный угол поворота ротора во временной угол (фазу) между выходными напряжениями;
6) датчики и приемники в системах дистанционной передачи угла.
По конструкции разделяют на контактные и бесконтактные. Контактный ВТ выполняют также, как асинхронную машину с фазным ротором. На статоре и роторе размещают по две одинаковые однофазные распределенные обмотки, сдвинутые между собой в пространстве на 90 град. Магнитопровод изготавливают из листов пермаллоя — материала с высокой магнитной проницаемостью. Концы обмоток ротора выводятся на контактные кольца, по которым скользят щетки. Кольца и щетки изготавливаются из сплавов серебра. В ВТ, предназначенных для работы с ограниченным углом поворота ротора, кольца и щетки заменяются гибкими спиральными пружинами из латуни.
Закон распределения витков по пазам подбирается таким образом, чтобы взаимная индуктивность обмоток статора и ротора изменялась по синусоидальному закону в зависимости от угла поворота ротора. Для подавления зубцовых гармоник производится скос пазов. Гармоники насыщения устраняются путем обеспечения работы при малом насыщении магнитопровода, с относительно большим воздушным зазором. ВТ выполняют двухполюсными и многополюсными — с числом пар полюсов до 180. Модификациями ВТ являются редуктосины и индуктосины.
Режимы работы (1)-(4), (6) реализуются при пульсирующем поле статора, а режим фазовращателя — при вращающемся поле. При подключении одной из обмоток статора к сети возникает пульсирующий магнитный поток, индуктирующий в обмотках ротора э.д.с.. Величина э.д.с. в обмотках ротора зависит от взаимного положения по отношению к оси обмотки статора и изменяется по синусоидальному/косинусоидальному/ закону от угла поворота с той степенью точности, с какой распределение магнитного поля в воздушном зазоре близко к синусоидальному. На закон изменения э.д.с. обмоток ротора влияет поперечный магнитный поток ротора, возникающий при несимметричной нагрузке ВТ. Для его устранения применяют первичное и вторичное симметрирование. Первичное симметрирование заключается в том, что вторую обмотку статора замыкают накоротко (или через сопротивление). Поперечный поток ротора индуктирует в замкнутой обмотке э.д.с., протекает ток, который создает свой поток, направленный встречно потоку ротора, Суть вторичного симметрирования заключается в том, что сопротивления нагрузки обмоток ротора подбирают таким образом, чтобы токи в обмотках ротора имели одинаковую величину. Класс точности ВТ самый высокий среди всех электрических машин автоматики.
ВТ применяются в электромеханических вычислительных устройствах, в аналогово-цифровых преобразователях типа «угол-амплитуда-код» и «угол-фаза-код», в качестве датчиков обратной связи по углу в цифровых следящих системах и системах программного управления промышленными роботами и автоматами.
Типы: ВТ, МВТ, СК-БГ, СК-МГ, СКТ, СКТД, БСКТ, ДСС, И6.713.

ВРЕМЯ ПУСКА — продолжительность разгона электродвигателя до номинальной скорости вращения после подключения его к питающей сети. Время пуска прямо пропорционально моменту инерции, скорости холостого хода и обратно пропорционально разности пускового момента двигателя и момента сопротивления на валу.

ВРЕМЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ — время с момента подачи на вход элемента системы автоматического регулирования тестового сигнала до момента появления сигнала на его выходе.

ВРЕМЯ РАЗГОНА — время от момента подачи напряжения на зажимы электродвигателя до момента, когда частота вращения его ротора достигает 0,95 установившегося значения, соответствующего норме.
Время разгона зависит от мощности двигателя, его пусковых характеристик и от момента инерции электропривода. Для обеспечения разгона двигателя необходимо, чтобы на всем диапазоне изменения его частоты вращения момент двигателя превышал момент нагрузки.

ВРЕМЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ (settling time) — промежуток времени между приложением скачка задающего воздействия и окончательным вхождением регулируемой переменной в определенную (обычно пятипроцентную) область ее отклонения от заданного значения. Время регулирования — один из показателей быстродействия.

ВРЕМЯ СРАБАТЫВАНИЯ (ВС) — интервал времени, в течение которого после подачи на обмотку реле входного сигнала оно переходит из одного устойчивого состояния (включенное или отключенное) в другое устойчивое состояние (отключенное или включенное).
Для реле обычного исполнения ВС должно быть минимально возможным, что позволяет повысить быстродействие систем управления. В селективных системах защиты, предусматривающих приоритетное отключение тех или иных электрических цепей, осуществляют искусственное увеличение ВС тех реле, которые должны срабатывать в последнюю очередь. При отключении реле отсчет ВС начинают с момента исчезновения напряжения, подаваемого на обмотку реле, и заканчивают в момент времени, характеризующийся погасанием дуги на размыкающихся контактах, через которые до этого протекал ток нагрузки. Таким образом, ВС определяется не только быстродействием механизма реле, но и эффективностью гашения дуги на коммутируемых контактах. В свою очередь время гашения дуги является функцией значения напряжения и характера нагрузки коммутируемой цепи. Одним из наиболее распространенных способов увеличения ВС является использование биметаллических расцепителей.

ВРЕМЯ ТОРМОЖЕНИЯ — время, в течение которого электропривод после начала торможения приходит в состояние покоя. Время торможения определяется: моментом инерции привода, приведенным к валу двигателя; значением момента и характером нагрузки; частотой вращения, с которой начато торможение; значением тормозного момента, развиваемого тормозным устройством.

ВРЕМЯ ОТКЛИКА (response time) — промежуток времени между приложением скачка задающего воздействия и первым моментом вхождения регулируемой переменной в определенную область ее отклонения от заданного значения. Время отклика — один из показателей быстродействия.

ВРЕМЯИМПУЛЬСНЫЙ ДАТЧИК — измерительный преобразователь физической величины в электрический импульс, длительность которого (или интервал повторения) пропорциональна времени действия измеряемой величины. Применяется в телемеханических системах и цифровых устройствах централизованного контроля, например для измерения угла поворота вала.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (auxiliary electric drive) — электропривод, обеспечивающий движение исполнительного органа рабочей машины, выполняющего вспомогательную технологическую операцию.

ВСЫПНАЯ ОБМОТКА — обмотка машин переменного и постоянного тока, секции которой изготовляются на намоточных станках и затем вручную укладываются в открытые или полуоткрытые пазы.
При укладке в пазы всыпной обмотки следует проявлять осторожность во избежание повреждения пазовой и витковой изоляции. После укладки стороны секции в паз последний закрывается пазовой изоляцией. После укладки обмотки в пазы производится изолирование и бандажирование лобовых частей обмотки. Бандаж позволяет повысить механическую прочность лобовых частей. В заключение производится электрическая и визуальная проверка обмотки, а затем пропитка компаундом и сушка обмотки.

ВТОРИЧНАЯ ОБМОТКА ТРАНСФОРМАТОРА — обмотка трансформатора, от которой отводится энергия преобразованного переменного тока. Вторичная обмотка может быть обмоткой высшего и низшего напряжения соответственно в повышающем и понижающем трансформаторах.

ВТОРИЧНАЯ ОБМОТКА ТРАНСФОРМАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕЧИ — обмотка низшего напряжения трансформатора электрической печи.

ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ (ПУСКОВАЯ) ОБМОТКА — см. однофазный асинхронный двигатель.

ВТОРОЙ ЗАКОН КИРХГОФА — алгебраическая сумма падений напряжений в любом замкнутом контуре равняется алгебраической сумме э.д.с. вдоль этого же контура. Подробно второй закон Кирхгофа рассмотрен здесь.

ВЫВОДЫ ОБМОТОК — концы обмоток, выведенные на клеммную доску коробки выводов и предназначенные для подключения электрической машины к питающей сети. Согласно ГОСТ 183-74 выводы трехфазных обмоток обозначаются следующим образом: начала фаз — С1,С2,С3 (статор) и Р1,Р2,Р3 (ротор); концы фаз — С4,С5,С6 и Р1,Р2,РЗ.
Выводы обмоток однофазных синхронных машин обозначаются: для обмотки статора С1 — начало, С2 — конец; для обмотки возбуждения И1-начало, И2-конец.
Выводы обмоток однофазных асинхронных двигателей обозначаются: для главной обмотки начало — С1, конец — С2; для вспомогательной обмотки начало — В1, конец- В2.
В многоскоростных машинах выводы отдельных обмоток обозначаются с дополнением цифры впереди букв, указывающей число полюсов обмотки.
Для всех машин с диаметром корпуса не более 40 мм допускается цветовое обозначение выводов: трехфазная обмотка: фаза А-желтый, фаза В — зеленый, фаза С — красный, нулевая точка — черный; для обозначения концов фаз используется добавка черного цвета.
Обмотка двухфазных асинхронных двигателей: начало обмотки возбуждения — В1 (красный), конец — В2 (синий); начало обмотки управления — У1 либо 3 (белый), конец — У2 либо 4 (черный).
Обмотка статора однофазных двигателей: начало главной обмотки — красный, конец — красный с черным; начало вспомогательной обмотки — синий, ее конец — синий с черным; общая точка — черный.
Обозначение выводов обмоток машин постоянного тока согласно ГОСТ 183-74. Обмотка якоря: начало — Я1 (белый), конец — Я2 (белый с черным).
Последовательная обмотка возбуждения: начало — С1 (красный), конец — С2 (красный с черным); начало второй группы катушек — синий, конец — синий с черным, дополнительный вывод — синий с желтым.
Параллельная обмотка возбуждения: начало — Ш1 (зеленый), конец — Ш2 (зеленый с черным); начало второй группы катушек — желтый, конец — желтый с черным.
Независимая обмотка возбуждения: начало — Н1, конец — Н2.
Компенсационная обмотка: начало — К1, конец — К2. Обмотка добавочных полюсов: начало — Д1, конец — Д2.
Пусковая обмотка: П1, П2. Уравнительная обмотка: У1, У2. Обмотка особого назначения: начало — 01, 03, конец — 02, 04.
При отсутствии монтажных проводов необходимых цветов допускается следующая их замена: желтый на зеленый или оранжевый; синий на голубой или серый, или белый; красный на розовый или вишневый; черный на коричневый или фиолетовый.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ НАГРУЗКИ — выключатель низкого напряжения, предназначенный для отключения электропотребителей с током не выше 1,25 номинального значения. Выключатель должен выдерживать токи короткого замыкания.
К выключателям нагрузки относятся магнитные пускатели и автоматы для питания электродвигателей, а также контакторы для питания схем управления и регулирования. Конструктивные особенности выключателей зависят от характера изменения нагрузки и условий эксплуатации. В выключателях используются контакты ножевого типа, катящиеся и нажимные контакты. Включение выключателей осуществляется с помощью исполнительных органов различного конструктивного типа (кнопок, рычагов и т.д.)

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ПЕРЕГРУЗКИ — силовой выключатель, предназначенный для автоматического отключения нагрузки при недопустимом превышении в ней тока. На практике ток срабатывания такого выключателя составляет 1,25 номинального тока.

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ — аппарат для включения и отключения электрического оборудования или устройств.

ВЫПРЯМИТЕЛЬ — устройство для преобразования переменного тока в постоянный.

ВЫПРЯМИТЕЛЬ ДВУХПОЛУПЕРИОДНЫЙ — устройство, в котором для выпрямления используются два полупериода переменного напряжения.

ВЫПРЯМИТЕЛЬ МОСТОВОЙ — разновидность двухполупериодного выпрямителя. Наибольшее распространение получила мостовая схема выпрямления.

ВЫПАДЕНИЕ ИЗ СИНХРОНИЗМА — нарушение устойчивой параллельной работы синхронной машины с сетью при синхронной частоте вращения, в результате которого машина начинает вращаться с асинхронной частотой вращения.
Выпадение из синхронизма означает потерю устойчивости синхронной машины, запас которой определяется углом Θ сдвига фаз напряжения и э.д.с. синхронной машины. Для синхронных машин с явнополюсным ротором указанный угол не должен превышать 90°, для синхронных машин с неявнополюсным ротором Θ<75°. При выпадении из синхронизма в якорной обмотке синхронной машины происходит резкое увеличение тока, что приводит к срабатыванию токовой защиты.

ВЫПРЯМИТЕЛЬНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор специальной конструкции, предназначенный для питания различных выпрямителей переменного тока. Такие трансформаторы используются в маломощных блоках питания различных приборов и аппаратов, а также в силовых электроэнергетических установках — тяговых подстанциях, электрических плавильных печах и т.д. При определении нагрева трансформаторов следует учитывать, что действующее значение фазного тока не соответствует значению выпрямленного тока. В некоторых схемах выпрямителей постоянная составляющая тока протекает в фазных обмотках трансформаторов, что вызывает подмагничивание магнитной системы. Для снижения уровня пульсаций выпрямленного и переменного тока используются схемы многофазных выпрямителей со специальными схемами соединения обмоток трансформаторов.

ВЫСОКОКОЭРЦИТИВНЫЕ МАГНИТЫ — постоянные магниты, для которых характерны высокие значения коэрцитивных сил по индукции и намагниченности, постоянство намагниченности (при изменении напряженности магнитного поля от нуля до значения, равного коэрцитивной силе), большое значение энергии, практическое совпадение кривой возврата с кривой размагничивания.
Применяются в системах возбуждения высокоиспользованных (высокомоментных) электрических машин. Наибольшее распространение получили постоянные магниты на основе соединений кобальта и самария (типы КС), кобальта, самария и празеодима (тип КСП), алюминия, никеля и кобальта (альнико), железа, неодима и бора (фенебор).

ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО ТОКА — исполнительный двигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов, с большим вращающим моментом при малой высоте оси вращения ротора.
Применение постоянных магнитов позволяет исключить потери мощности на возбуждение, что создает возможность увеличить ток якоря без увеличения температуры перегрева двигателя (без увеличения габаритов двигателя), а следовательно, повысить вращающий момент двигателя. Высокомоментный двигатель способен развивать 10-, 20-кратный вращающий момент при малых угловых скоростях ротора. Для улучшения коммутации при больших токах обмотку якоря выполняют с большим числом секций, а коллектор — с большим числом коллекторных пластин. Это позволяет уменьшить число витков в каждой из секций, а значит, и наводимые в секциях э.д.с.. Использование постоянных магнитов позволяет уменьшить высоту полюсов в 2-3 раза, что приводит к уменьшению диаметра машины на 20-30 %. Одновременно упрощается установка на статоре большого числа полюсов, что обеспечивает высокую равномерность магнитного поля в воздушном задоре.
Для возбуждения наиболее широко применяются магниты на основе соединений кобальта и самария, а также феррита-бариевые недорогие магниты.
Преимущество: высокое быстродействие при большом собственном моменте инерции. Недостаток: высокая стоимость. Применяется в приводе станков и роботов. Мощность от десятков ватт до десятков кВт. Выпускаются серии маломощных двигателей ДК1 и ДК2 (полый якорь и внутриякорное расположение магнитов), двигателей средней и большой мощности серии ПБВ, 2ПБВ, ДНУ,
вентильные двигатели ДВМ, ДВУ, 2ДВУ.

ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (medium voltage drive) — электропривод, в котором используется высоковольтный (6-10 кВ) электродвигатель. При ограниченных возможностях применяемых силовых ключей в высоковольтном электроприводе используют или многоуровневый преобразователь частоты, или преобразователь частоты с трансформаторами на его входе и выходе.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.