Термины и определения на букву «Т»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

ТАБЛИЧКА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — часть электротехнического устройства, на которой расположены надписи и (или) знаки, содержащие информацию, относящуюся к изделию.
Примечание. Табличку, содержащую номинальные данные, рекомендуется называть «паспортная табличка». ТАБЛИЧКА (кр.ф.). ШИЛЬДИК; ЩИТОК (ндп) ГОСТ 18311-80.

ТАБЛИЦА СОСТОЯНИЯ — таблица, с помощью которой записывается состояние сложных логических схем при различных комбинациях входных сигналов.

ТАХОГЕНЕРАТОР — информационная электрическая машина, предназначенная для выработки электрических сигналов, пропорциональных частоте вращения ротора. ГОСТ 27471-87.

ТАХОГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА (ТПТ) — генератор постоянного тока, предназначенный для выработки напряжения постоянного тока, значение которого пропорционально частоте вращения вала.
Конструктивно ТПТ практически не отличается от обычного генератора постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов. Для устранения колебаний выходного напряжения, вызванных изменением температуры активных частей и окружающей среды, используются различные средства температурной компенсации. Для температурной компенсации магнитного поля возбуждения в пакет ротора между полюсами из постоянных магнитов вставляются сегменты из легированной электротехнической стали, например из Fe—Ni. Для температурной компенсации сопротивления обмотки якоря последовательно с ней включается резистор с низким сопротивлением, зашунтированный термистором. Значение выходного напряжения ТПТ на практике не всегда пропорционально частоте вращения, вследствие чего возникает погрешность измерения частоты вращения. В прецизионных ТПТ погрешность не превышает 1 %, в ТПТ обычного исполнения погрешность не превышает 5 %. Чувствительность ТПТ к изменению частоты вращения составляет 0,02—0,2 В на один оборот в минуту. Прецизионные ТПТ изготовляются мощностью от 1 до 50 Вт, а обычные, с пониженной точностью — до 500 Вт.

ТЕМПЕРАТУРНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ СОПРОТИВЛЕНИЯ — физическая величина, отображающая зависимость электрического сопротивления вещества от температуры.
Условное обозначение — αт. Коэффициент указывает на относительное изменение сопротивления при изменении температуры на 1 °С. Для металлов αт>0, т.е. с увеличением температуры растет сопротивление металлов. Для полупроводников и электролитов αт<0, что означает снижение сопротивления указанных материалов при увеличении их температуры.

ТЕПЛОВАЯ ЗАЩИТА — защита электрических машин от перегрева. Перегрев возникает в результате перегрузки или отказа системы охлаждения. Следствием перегрева является тепловое старение изоляции электрических машин, приводящее к снижению ее электрической прочности. Для фиксации перегрева используются термодатчики или термоэлементы, расположенные внутри обмотки или в системе охлаждения. При недопустимом превышении температуры датчики подают команду на контакторы, отключающие часть нагрузки, если это возможно. В отдельных случаях производится полное отключение трансформатора. Тепловая защита осуществляется также при помощи плавких предохранителей и максимальнотоковых расцепителей.

ТЕПЛОВАЯ ЭМИССИЯ — эффект выделения свободных носителей электрических зарядов с поверхности металлов при увеличении их температуры.
Тепловая эмиссия возникает в процессе горения электрической дуги между контактами коммутационного аппарата, а также в электронных и газоразрядных лампах, ртутных выпрямителях.

ТЕРМОПАРА — электрический термометр, предназначенный для преобразования текущего значения температуры в электрический сигнал.
Термопара состоит из двух различных металлических пластин, одни концы которых соединены сваркой или пайкой. При нагреве места соединения пластин на их концах образуется постоянное напряжение, значение которого пропорционально значению температуры нагрева.
Термопары используются для дистанционной передачи информации о температуре различных объектов. В системах автоматики они применяются в качестве датчиков температуры. При изготовлении термопар используются следующие пары металлов: медь—константан, железо—константан, хромистый никель—никель и др. Возникающее на зажимах термопары напряжение не превышает нескольких милливольт.

ТЕРМИСТОР, терморезистор — сопротивление (резистор), изменяющее свою величину под действием температуры. Это теплоэлектрический полупроводниковый прибор, в котором используется зависимость электрического сопротивления полупроводника от температуры. Применяется для регистрации измерения температуры в системах теплового контроля, в измерителях мощности и других устройствах.

ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (electric drive theory) — система научных знаний, дающая целостное представление об основных компонентах электропривода и существенных связях между ними, об общих закономерностях, свойственных различным техническим реализациям электроприводов, о регулировании координат электропривода и формировании переходных процессов, об энергетической эффективности, о взаимодействии электропривода как технической системы с другими системами, в которые электропривод входит как подсистема — системой электроснабжения или источником электрической энергии, технологической системой или рабочей машиной и системой автоматического управления более высокого уровня, часто с человеком-оператором. Теория электропривода базируется на обширном комплексе областей науки, связанных главным образом с использованием электрической энергии для приведения в движение исполнительных органов рабочей машины и автоматического управления этим движением в соответствии с требованиями производственного процесса.

ТЕПЛОВАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ (heat model of the motor) — в большинстве случаев, упрощенная модель нагрева электродвигателя, в которой двигатель считается однородным телом с постоянной теплоемкостью, с одинаковой температурой во всех точках, с теплоотдачей в окружающую среду, пропорциональной коэффициенту теплоотдачи и превышению температуры двигателя над температурой окружающей среды. Позволяет найти температуру двигателя при известных потерях в нем и использовать упрощенные методы проверки двигателя по нагреву (см. метод средних потерь и методы эквивалентных величин).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ (technological unit) — устройство, обеспечивающее тепловые, химические и др. (не механические) воздействия на материал (например, установки нагрева, покрытия материалов различными составами и т.д.).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (technological system) — совокупность рабочих машин и технологических агрегатов, составляющих одно целое при выполнении технологического процесса (прокатный стан, бумагоделательная машина, кордная линия и т.д.).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛЕР (technological controller) — микропроцессорная система для регулирования технологических координат и управления технологическими процессами. Технологические контроллеры выполняются на основе универсальных средств промышленной автоматики. Выделяют три группы изделий: программируемые логические контроллеры, промышленные компьютеры, промышленные контроллеры.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (processing) — совокупность последовательных действий и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств и положения предмета труда.

ТИПОВАЯ МОЩНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРА — полусумма мощностей всех частей обмоток трансформатора.
Примечание. Мощностью части обмотки является произведение наибольшего длительно допустимого в этой части тока на наибольшее длительно допустимое напряжение этой части. ГОСТ 16110-82.

ТИПОВОЕ ИСПЫТАНИЕ (англ. TYPE TEST) — испытание одного или нескольких устройств, изготовленных в соответствии с проектом, с целью установления того, что эти устройства отвечают предъявляемым к ним требованиям. СТ МЭК 50(411)-78.

ТИПОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ (англ. TYPE-TESTS) — промышленные испытания, проводимые на одной из первых машин каждого типа конструкции. СТ МЭК 50(411)-73.

ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (thyristor converter) — преобразователь электрической энергии, предназначенный для преобразования напряжения переменного тока в регулируемое по заданному закону напряжение постоянного тока (см. система тиристорный преобразователь — двигатель). Различают однофазные (однополупериодные и двухполупериодные), трехфазные (с нулевой и мостовой схемами выпрямления), двенадцатифазные (с параллельным или последовательным соединением трехфазных мостовых схем) и др. Тиристорный преобразователь может быть нереверсивным (однокомплектным) или реверсивным (двухкомплектным). Нереверсивный тиристорный преобразователь обеспечивает работу электропривода в двух квадрантах механической характеристики при неизменном направлении тока в якорной цепи. Реверсивный преобразователь обеспечивает работу электропривода в четырех квадрантах механической характеристики. Реверсивный преобразователь может иметь или согласованное (совместное), или раздельное управление.

ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ (thyristor voltage converter) — преобразователь электрической энергии, обеспечивающий регулирование напряжения переменного тока по требуемому закону. Тиристорный преобразователь напряжения состоит из шести тиристоров (для реверсивного тиристорного преобразователя напряжения — 10 тиристоров), включенных попарно встречно-параллельно в цепи фаз трехфазного напряжения переменного тока. Тиристорный преобразователь напряжения чаще всего используется в устройствах мягкого пуска и обеспечивает регулирование питающего двигатель напряжения изменением угла открытия тиристоров с помощью системы импульсно-фазового управления.

ТОК ВКЛЮЧЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — увеличенное значение тока в первичной обмотке трансформатора при его подключении к питающей сети.
При всяком изменении нагрузки или первичного напряжения трансформатора новый режим устанавливается в нем после переходного процесса. Токи в обмотках во время некоторых переходных процессов могут во много раз превышать установившиеся значения. В момент включения трансформатора в его магнитной системе присутствует незначительный поток, вызванный остаточным намагничиванием. Для перехода к новому в магнитном отношении состоянию магнитной системы необходимо в первый момент резко увеличить ток намагничивания, что и является причиной броска тока в первичной обмотке. После этого происходит интенсивное затухание тока до установившегося значения. Коэффициент затухания определяется сопротивлением рассеяния первичной обмотки. Время переходного процесса составляет несколько периодов напряжения питания.

ТОК КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ — ток, возникающий в результате повреждения изоляции между корпусом или разными фазами электрической машины. Условное обозначение — Iк.
При образовании КЗ в электрической цепи возникает переходный процесс, характеризующийся значительным броском тока. По истечении некоторого времени (около 1 с) ток КЗ принимает установившееся значение, существенно меньшее амплитудного значения броска тока. Одним из основных действий тока КЗ является интенсивный нагрев токоведущих элементов, по которым он протекает. Первоначальный бросок носит название ударного тока КЗ и вызывает значительные электродинамические усилия, часто приводящие к механическому повреждению электротехнического устройства. По указанным причинам необходимо обеспечить быстрое отключение электрической цепи, находящейся в режиме КЗ (в течение 0,1—5 с), во избежание механических повреждений и пожара.

ТОК НАМАГНИЧИВАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА ТОКА (англ. EXCITING CURRENT) — действующее значение тока, потребляемое вторичной обмоткой трансформатора тока, когда ко вторичным зажимам подведено синусоидальное напряжение номинальной частоты, причем первичная обмотка и все остальные обмотки разомкнуты. НАМАГНИЧИВАЮЩИЙ ТОК (ндп). ГОСТ 18685-73.

ТОК ПЕРЕГРУЗКИ (англ. OVER-CURRENT) — ток, величина которого превышает наибольшее номинальное значение. СТ МЭК 50(151)-78.

ТОК ПРОВОДИМОСТИ — скалярная величина, равная производной по времени от электрического заряда, переносимого носителями заряда сквозь рассматриваемую поверхность.
Примечание. До настоящего времени на практике широко применяется термин «сила тока проводимости». ГОСТ 19880-74.

ТОК СМЕЩЕНИЯ — скалярная величина, равная производной по времени от потока электрического смещения сквозь рассматриваемую поверхность.

ТОК ХОЛОСТОГО ХОДА ТРАНСФОРМАТОРА — ток первичной основной обмотки трансформатора в режиме холостого хода и номинальном синусоидальном напряжении номинальной частоты на ее зажимах.
Примечание. У трехфазного и многофазного трансформатора током холостого хода считается среднее арифметическое токов всех фаз. ТОК Х.Х. (кр.ф.). ГОСТ 16110-82.

ТОКОВЕДУЩАЯ ЧАСТЬ — конструктивный элемент электрической машины, предназначенный для пропускания электрического тока.
В электрических вращающихся машинах к токоведущим частям относятся щетки, коллектор, контактные кольца, соединительные провода, посредством которых выводы обмоток подключаются к зажимам клеммной коробки.

ТОРМОЖЕНИЕ — процесс снижения частоты вращения электродвигателя или электропривода до нулевого значения под действием механических или электромагнитных сил.
Режим торможения реализуется в случае экстренной остановки привода, необходимость которой обусловлена повреждением электрической или механической части электропривода, недопустимым увеличением его частоты вращения или нагрузки. Торможение осуществляется самыми разнообразными техническими средствами, например с помощью растормаживающих электромагнитов, роторов с аксиальным смещением, электромагнитных муфт и т. д. Используются также и специальные режимы, предназначенные для формирования специальных механических характеристик привода. Например торможение на выбеге, торможение для снижения частоты вращения до некоторого заданного значения, в процессе которых осуществляется контроль тока и напряжения питающей сети.

ТОРМОЖЕНИЕ ПРИ СПУСКЕ ГРУЗА — один из режимов работы электропривода грузоподъемного механизма.
При спуске груза вал электродвигателя вращается под действием момента, создаваемого этим грузом. Наводимая в обмотке якоря двигателя постоянного тока ЭДС закорачивается на тормозной реостат, т. е. реализуется генераторное торможение. В асинхронном электроприводе ротор двигателя раскручивается до частоты вращения выше синхронной и двигатель работает в режиме генератора, отдавая энергию в сеть и создавая тормозной момент на валу.

ТОРМОЖЕНИЕ ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ — динамическое торможение асинхронного двигателя, при котором для возбуждения машины применяется постоянный ток.
Тормозной момент при этом создается в результате рассеивания запасенной в двигателе энергии в обмотках асинхронного двигателя, что приводит к их нагреву. Для реализации торможения постоянным током асинхронный двигатель отключается от сети трехфазного переменного тока и подключается к источнику постоянного тока.

ТОРМОЖЕНИЕ ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ АСИНХРОННОГО ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ДВИГАТЕЛЯ — динамическое торможение асинхронного вращающегося двигателя, при котором для возбуждения применяется постоянный ток. ТОРМОЖЕНИЕ ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ТОРМОЖЕНИЕ ПРОТИВОВКЛЮЧЕНИЕМ — электрическое торможение электродвигателя, осуществляемое путем переключения его обмоток в положение, соответствующее другому направлению вращения.
Торможение асинхронного двигателя осуществляется перестановкой двух фазных проводов трехфазной сети переменного тока, вследствие чего направление вращения электромагнитного поля двигателя становится противоположным направлению вращения ротора. Торможение противовключением сопровождается значительными электрическими, механическими и тепловыми перенапряжениями. При соединении обмотки статора асинхронного двигателя по схеме треугольник перенапряжения могут быть трехкратными по сравнению с номинальным режимом работы. Для предотвращения разгона двигателя в обратном направлении вращения должны быть предусмотрены средства контроля, например датчик частоты вращения, при помощи которого производится отключение напряжения питания в момент остановки двигателя. Торможение противовключением может быть реализовано в асинхронных двигателях, специально для этого предназначенных.

ТОРМОЖЕНИЕ ПРОТИВОВКЛЮЧЕНИЕМ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — электрическое торможение вращающегося электродвигателя, осуществляемое путем переключения его обмоток в положение, соответствующее другому направлению вращения. ТОРМОЖЕНИЕ ПРОТИВОВКЛЮЧЕНИЕМ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ТОРМОЖЕНИЕ РЕКУПЕРАТИВНОЕ (regenerative braking) — режим работы электропривода, при котором механическая энергия (в том числе и кинетическая энергия движущихся элементов электропривода) поступает на вал двигателя (при этом электродвигатель работает в генераторном режиме), преобразуется в электрическую и (за вычетом потерь в самом электроприводе) передается источнику питания. Характер движения (разгон, установившийся режим, снижение скорости) в этом режиме определяется соотношением момента нагрузки электропривода и электромагнитного момента двигателя в соответствии с уравнением движения. В электроприводе постоянного тока режим рекуперативного торможения получают при напряжении источника питания, меньшем ЭДС двигателя. В асинхронном электроприводе режим рекуперативного торможения получают при скоростях вращения ротора, больших скорости вращения поля статора.

ТОРМОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА МЕХАНИЧЕСКОЕ (mechanical braking of electric drive) — снижение (частичное или до нуля) скорости исполнительного органа рабочей машины за счет момента нагрузки электропривода, в том числе и создаваемого тормозным устройством, применяемым в ряде случаев. Электродвигатель при этом может иметь электромагнитный момент, равный нулю (двигатель отключен от источника энергии), или иметь движущий момент, действующий в направлении движения, по величине меньший момента нагрузки электропривода. Темп снижения скорости определяется значением момента нагрузки электропривода, значением электромагнитного момента двигателя и моментом инерции электропривода в соответствии с уравнением движения.

ТОРМОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ (electric braking of electric drive) — режим работы электропривода, при котором электродвигатель создает тормозной электромагнитный момент (момент, действующий против направления движения). Различают торможение рекуперативное, торможение динамическое и торможение противовключением.

ТОРМОЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬ — электрическая часть тормозного устройства электропривода.
В электрических тормозных устройствах с тормозным двигателем вал последнего соединен с тормозной колодкой или диском посредством редуктора с большим коэффициентом редукции. Преимуществом таких тормозных устройств является малый ток потребления при срабатывании устройства и его удержании в рабочем состоянии.

ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — вращающий момент на валу вращающегося электродвигателя, действующий так, чтобы снизить частоту вращения двигателя. ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ (кр. ф.) ГОСТ 27471-87.

ТОРОИДАЛЬНАЯ ОБМОТКА (ТО) — обмотка, выполненная в виде спирали, намотанной на сердечнике кольцевой формы.
Обычно ТО используется при изготовлении обмоток якоря машин постоянного тока. При этом выводы ее витков присоединяются к пластинам коллектора.
Первые конструкции машин постоянного тока (1860 г.) содержали именно ТО, которые впоследствии были заменены на барабанные обмотки. Основными недостатками ТО являются плохое использование стали и сложность изготовления. К достоинствам ТО относятся высокая ремонтопригодность, возможность питания от источников высокого напряжения, малое количество витков.

ТОЧНАЯ ОСТАНОВКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА (accurate stopping of electric drive) — точное позиционирование электропривода в заданных точках пути по дискретным сигналам путевых датчиков. Задача точной остановки электродвигателя сводится к автоматическому отключению электро­двигателя и наложению механического тормоза в такой точке пути, из которой электропривод за время торможения, двигаясь по инерции, перемещает исполнительный орган рабочей машины ИОРМ в заданную точку пути с требуемой точностью. Сигнал на отключение электродвигателя поступает с датчика точной остановки, после чего движение электропривода становится неуправляемым. Максимальная погрешность (отклонение точки остановки ИОРМ от заданной) зависит от начальной скорости электропривода (скорости электропривода в момент отключения двигателя), от жесткости механической характеристики, момента инерции и момента нагрузки электропривода.

ТОЧНОСТЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ КООРДИНАТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (control accuracy of electric drive coordinate regulation) — характеристика качества регулирования, отражающая степень близости значения регулируемой координаты к ее заданному значению.
Чем меньше регулируемая координата отклоняется от заданного значения, т.е. чем меньше погрешность, тем выше точность регулирования координат электропривода. Иногда в качестве количественной оценки точности регулирования координат электропривода указывают погрешность, однако погрешность — понятие противоположное точности.
Различают статическую и динамическую точность регулирования координат электропривода. Статическая точность, например, регулирования скорости электропривода оценивается по отношению статического отклонения скорости к заданному значению. Динамическая точность регулирования координат электропривода оценивается по отношению мгновенного максимального отклонения регулируемой координаты в переходном процессе к ее заданному значению.

ТРАВЕРСА ЩЕТОЧНАЯ — поперечная балка, применяемая для крепления щеткодержателя.

ТРАНСФОРМАТОР (Т) — статическое электромагнитное устройство, имеющее две или более индуктивно-связанные обмотки и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем переменного тока в одну или нескольких других систем переменного тока.
Принцип действия Т основан на использовании взаимной индукции. В зависимости от назначения и условий эксплуатации существует большое количество конструктивных вариантов Т. В самом общем случае Т состоит из магнитной системы, первичной и вторичной обмоток. Магнитная система обеспечивает магнитную связь между обмотками. Различают силовые, преобразовательные, измерительные, регулирующие Т.
Типы трансформаторов и их параметры рассмотрены здесь.

ТРАНСФОРМАТОР ВОЗБУЖДЕНИЯ — трансформатор или автотрансформатор, предназначенный для питания вольтодобавочного трансформатора.

ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ (ТН) — маломощный трансформатор, предназначенный для согласования напряжения электрической сети с напряжением, подаваемым на измерительный прибор (вольтметр).
Обычно ТН преобразуют напряжение свыше 500 В в напряжение 100 В. В конструктивном отношении ТН аналогичен одно- или трехфазному силовому трансформатору. Внешний вид ТН зависит от значения напряжения первичной обмотки, типа изоляции способа крепления и подключения к электрической сети и т. д. Ввиду малой мощности ТН (10—300 ВА) в них не используются какие-либо средства для отвода тепла, что позволяет снизить их габариты и упростить монтаж. В то же время в высоковольтных электрических цепях напряжением около 380 кВ применяются ТН размером до 3 м и массой до 2000 кг. Для снижения напряжения на внутреннем сопротивлении ТН используют в режиме, близком к режиму холостого хода. По этой причине подключаемые ко вторичной обмотке измерительные приборы и электрические реле должны Иметь высокое внутреннее сопротивление. Точность преобразования напряжения в ТН определяется с помощью классов точности.
Выбор трансформаторов напряжения здесь.

ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (англ. DUAL PURPOSE VOLTAGE TRANSFORMER) — трансформатор напряжения, у которого один магнитопровод выполняет две функции — измерительную и защитную, у такого трансформатора может быть одна или несколько вторичных обмоток. CT МЭK 50(321)-86.

ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ (англ. PROTECTIVE VOLTAGE TRANSFORMER) — трансформатор напряжения, предназначенный для передачи информационного сигнала устройствам защиты и (или) управления.
Примечание. Класс точности трансформатора напряжения для зашиты обозначается числом и следующей за ним буквой «Р» (начальная буква английского и французского слова «Protection» (защита), число в обозначении класса — допустимое абсолютное значение погрешности напряжения при напряжении от 5% номинального напряжения до напряжения, соответствующего нормированному коэффициенту повышения напряжения. СТ МЭК 5О(321)-86.

ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ (англ. MEASURING VOLTAGE TRANSFORMER) — трансформатор напряжения, предназначенный для передачи информационного сигнала к измерительным приборам и счетчикам. СТ МЭК 50 (321)-86.

ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (англ. RESIDUAL VOLTAGE TRANSFORMER) — трехфазный трансформатор напряжения или группа из трех однофазных трансформаторов напряжения со вторичными обмотками, соединенными в разомкнутый треугольник так, чтобы между соответствующими выводами получить напряжение, соответствующее напряжению нулевой последовательности, существующему в приложенном к первичным зажимам трехфазном напряжении. СТ МЭК 50(321)-86.

ТРАНСФОРМАТОР ТОКА (ТТ) — измерительный трансформатор, ток в первичной обмотке которого пропорционален току во вторичной обмотке и совпадает с ним по фазе.
Первичная обмотка ТТ включается в электрическую цепь последовательно с потребителем, ток которого необходимо определить. К выводам вторичной обмотки ТТ подключается либо амперметр с диапазоном измерения тока 1—5 А, либо токовое реле. Для снижения погрешности преобразования, обусловленной то¬ком намагничивания и потерями в стали магнитной системы, ТТ работает в режиме короткого замыкания. По этой причине включаемые во вторичную цепь ТТ реле, измерительные приборы и соединительные провода должны обладать малым сопротивлением.
Выбор трансформаторов тока здесь.

ТРАНСФОРМАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕЧИ — одно- или трехфазный трансформатор, предназначенный для питания нагревательных элементов электрической печи.
При образовании электрической дуги или прохождении тока через резисторы происходит выделение тепловой энергии, используемой для нагревания или плавления металлов, стекла и других материалов. Для повышения коэффициента теплопередачи активная зона печи заполняется газовой смесью. Напряжение и ток вторичной обмотки трансформатора определяются физическими свойствами газовой среды и размерами обрабатываемой детали. В настоящее время напряжение и ток вторичной обмотки находятся в пределах соответственно 400 В и 110 кА. Напряжение вторичной обмотки, как правило, изменяется в небольших пределах (около 16 %). Для снижения бросков тока, возникающих в процессе изменения структуры и состояния нагреваемого материала, применяются сглаживающие дроссели.

ТРАНСФОРМАТОРНАЯ СТАЛЬ — магнитомягкое вещество, используемое для изготовления магнитных систем трансформаторов.
В ранних конструкциях трансформаторов использовалась горячекатаная сталь. В настоящее время она заменена на холоднокатаную сталь с ориентацией направления прокатки относительно структуры стали (текстурованная сталь), потери в которой существенно меньше потерь в горячекатаной стали. Магнитная система трансформатора набирается из отдельных листов толщиной 0,35—0,5 мм. Каждый лист покрыт слоем электроизоляционного материала (синтетическим лаком, керамикой, окисной пленкой) и легирован кремнием. Качество трансформаторной стали характеризуется удельными потерями.

ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ СЕЛЬСИН-ПРИЕМНИК — сельсин, амплитуда и фаза напряжения на однофазной обмотке которого определяются амплитудами и фазами напряжений на трехфазной обмотке синхронизации, питающейся от сельсина-датчика или дифференциального сельсина-датчика. ГОСТ 27471-87.

ТРЕХОБМОТОЧНЫЙ СИЛОВОЙ АВТОТРАНСФОРМАТОР — силовой автотрансформатор, две обмотки которого имеют общую часть, а третья основная обмотка не имеет гальванической связи с двумя первыми обмотками. ГОСТ 16110-82.

ТРЕХОБМОТОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, имеющий три основные гальванически не связанные обмотки. ГОСТ 16110-82.

ТРЕХОБМОТОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ — трансформатор напряжения, имеющий две вторичные обмотки: основную и дополнительную. ГОСТ 18685-73.

ТРЕХФАЗНОЕ ПЕРЕМЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — многофазное переменное напряжение, образованное системой из трех однофазных синусоидальных напряжений с одинаковыми частотами и действующими значениями напряжений и с относительным фазовым сдвигом в 120°.
Трехфазное напряжение может быть образовано тремя отдельными источниками однофазного переменного напряжения. При этом благодаря взаимному сдвигу фаз указанных напряжений в 120° их сумма в любой момент времени равна нулю. Это свойство трехфазного напряжения с учетом количества фазных проводов используется при соединении фазных обмоток генераторов переменного тока по схемам звезда и треугольник. Указанные схемы соединения не пригодны для многофазных систем переменного тока с числом фаз более трех, что приводит к увеличению массы и количества проводов распределительной сети.

ТРЕХФАЗНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОКОВ — многофазная система электрических токов при числе фаз, равном трем. Примечание. Аналогично определяются трехфазные системы э.д.с. и напряжений. ГОСТ 19880-74.

ТРЕХФАЗНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, в магнитной системе которого создается трехфазное магнитное поле. ГОСТ 16110-82.

ТУРБОГЕНЕРАТОР (англ. TURBINE TYPE ALTERNATING CURRENT GENERATOR) — синхронный генератор, приводимый во вращение от паровой или газовой турбины. ГОСТ 27471-87.

ТЯГОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для привода колес подвижного состава рельсового или безрельсового транспорта. ГОСТ 27471-87.

ТЯЖЕСТЬ ПУСКА — один из критериев оценки процесса пуска электропривода, который в первую очередь определяется значением и характером изменения момента нагрузки механизма электропривода. Наибольшей тяжестью пуска обладают электроприводы с большим моментом инерции ротора двигателя, например электроприводы конвейеров, шаровых мельниц. Вследствие значительного времени разгона таких электроприводов происходит интенсивный нагрев активных частей двигателя пусковым током. Одновременно увеличивается падение напряжения от пускового тока в питающей сети. Эффективным средством снижения тяжести пуска является разгон электропривода на холостом ходу с последующим присоединением нагрузки с помощью, например, электромагнитной муфты.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.