Термины и определения на букву «С»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

САМОБЛОКИРОВКА — схема электропитания электрического коммутационного аппарата (реле, контакторов, пускателей и т. д.), обеспечивающая поддержание его во включенном состоянии после снятия команды на включение.

САМОВОЗБУЖДЕНИЕ — разновидность электромагнитного возбуждения электрического генератора, в котором генератор сам производит энергию, необходимую для его возбуждения.
Мощность возбуждения составляет, как правило, 2—5 % мощности электрической машины. Принцип самовозбуждения основан на использовании остаточного намагничивания главных полюсов, благодаря чему при вращении ротора в обмотке якоря наводится ЭДС. Если напряжение с обмотки якоря подать на обмотку возбуждения, то произойдет дополнительное увеличение потока возбуждения, а следовательно, увеличится напряжение на зажимах обмотки якоря вплоть до номинального значения напряжения. Этот принцип саморегулирования впервые был обнаружен в 1886 г. Вернером Сименсом и широко используется в современных крупных машинах.
Для питания обмотки возбуждения от обмотки якоря необходимо использовать контактные кольца. В зависимости от схемы включения обмотки возбуждения относительно обмотки якоря различают схемы с последовательным, параллельным и смешанным возбуждением.
После начала самовозбуждения возникающий в обмотке возбуждения ток производит дополнительное подмагничивание полюсов, что ускоряет процесс самовозбуждения машины. В случае неправильного включения обмотки возбуждения протекающий по ней в начале самовозбуждения ток приведет к размагничиванию полюсов, т. е. к снятию их остаточного намагничивания, вследствие чего генератор не может возбудиться. Для приведения его в рабочее состояние необходимо намагнитить полюсы от внешнего источника постоянного тока.

САМОНАСТРАИВАЮЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОПРИВОД (selftuning electric drive) — адаптивный электропривод, в котором на основе информации о входных, выходных и управляющих сигналах автоматически изменяются уставки или параметры регуляторов в целях достижения требуемого качества управления. Применяется при неопределенности или изменении непредвиденным образом в процессе эксплуатации параметров электропривода и приводимого им исполнительного органа рабочей машины, их характеристик и условий работы.

САМООБУЧАЮЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОПРИВОД (self-learning electric drive) — адаптивный электропривод, в котором на основе информации о входных, выходных и управляющих сигналах автоматически изменяется алгоритм его функционирования по мере накопления опыта управления в целях достижения оптимального (в каком-либо определенном смысле) поведения электропривода. Самообучение наиболее эффективно при использовании искусственных нейронных сетей в электроприводе. Применяется при неопределенности или изменении непредвиденным образом в процессе эксплуатации параметров электропривода и приводимого им исполнительного органа рабочей машины, их характеристик, условий работы, решения вновь возникающих задач.

САМОИНДУКЦИЯ — электромагнитная индукция, вызванная изменением сцепляющегося с контуром магнитного потока, обусловленного электрическим током в этом контуре.
При подключении катушки к источнику питания через нее начинает протекать электрический ток, создающий магнитный поток, сцепляющийся с витками катушки. При изменении тока, а следовательно, и потока в контуре наводится ЭДС самоиндукции, препятствующая изменению тока в контуре. Таким образом, ЭДС самоиндукции всегда направлена навстречу протекающему току и имеет знак минус: E=-L{di}/{dt}.

САМОСИНХРОНИЗАЦИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — синхронизация, при которой синхронная машина, вращающаяся с частотой, близкой к синхронной, после включения ее в сеть и подачи постоянного тока в обмотку возбуждения сама входит в синхронизм. САМОСИНХРОНИЗАЦИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

САМОТОРМОЗЯЩИЙСЯ ДВИГАТЕЛЬ — двигатель специальной конструкции, самостоятельно останавливающийся сразу же после его отключения от питающей сети.
У самотормозящегося двигателя статор и ротор имеют сопрягающиеся участки конической формы, причем ротор прижимается к статору посредством цилиндрической пружины. При подключении двигателя к питающей сети ротор смещается в аксиальном направлении относительно статора и освобождает тормозной диск, после чего приходит во вращение. При отключении двигателя ротор смещается в обратном направлении и его край прижимается к тормозному диску, что приводит к быстрой остановке ротора. Самотормозящиеся двигатели используются в электроприводах грузоподъемных механизмов небольшой мощности.

СБОРОЧНЫЕ ШИНЫ ПАРАЛЛЕЛЬНО РАБОТАЮЩИХ ТРАНСФОРМАТОРОВ (параллельная работа трансформаторов).

СВАРОЧНЫЙ ГЕНЕРАТОР (генератор постоянного тока смешанного возбуждения).

СВАРОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор специального исполнения, предназначенный для электродуговой сварки и имеющий специальную нагрузочную характеристику, благодаря которой при снижении напряжения вторичной обмотки и возникновения электрической дуги между электродами ток в межэлектродном промежутке увеличивается по мере увеличения расстояния между электродами. В режиме холостого хода напряжение вторичной обмотки составляет 60—80 В. При токе нагрузки 100—500 А напряжение вторичной обмотки падает до 15—35 В. Сварочные трансформаторы изготовляются с большой индуктивностью рассеяния, что позволяет ограничить ток короткого замыкания. Регулирование напряжения вторичной обмотки осуществляется изменением длины воздушного зазора в магнитной системе либо изменением взаимного положения первичной и вторичной обмоток.

СВОЙСТВА ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ — трансформаторов тока и напряжения (при изменении сопротивления цепи вторичной обмотки).
Изменение значения сопротивления, включенного в цепь вторичной обмотки измерительных трансформаторов, не приводит к изменению тока и напряжения первичной обмотки, поскольку трансформаторы подключаются к мошной питающей сети.
Увеличение сопротивления в цепи вторичной обмотки трансформатора напряжения приводит к снижению тока первичной и вторичной обмоток. Увеличение сопротивления в цепи вторичной обмотки трансформатора тока приводит к увеличению его входного сопротивления и как следствие — к увеличению падения напряжения в первичной обмотке трансформатора тока. При разрыве цепи вторичной обмотки трансформатора тока происходит резкое увеличение падения напряжения в первичной обмотке, приводящее к сильному намагничиванию магнитной системы, что повышает потери в стали и вероятность возгорания трансформатора тока. В этом режиме работы трансформатора тока на его вторичной обмотке появляется опасное для жизни человека напряжение. По этой причине следует избегать размыкания цепи вторичной обмотки трансформатора тока.

СВЕРХПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ПРИ РАЗОМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами успокоительных контуров по продольной оси с учетом реактивного действия обмотки возбуждения синхронной машины. ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ ПРИ РАЗОМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами успокоительных контуров по поперечной оси с учетом реактивного действия обмотки возбуждения по поперечной оси синхронной машины, если таковая имеется. ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ПРИ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами успокоительных контуров по продольной оси с учетом реактивного действия обмотки якоря и обмотки возбуждения синхронной машины. ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ ПРИ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами успокоительных контуров по поперечной оси с учетом реактивного действия обмотки якоря и обмотки возбуждения по поперечной оси синхронной машины. ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение начального значения основной гармоники электродвижущей силы, индуктируемой в обмотке якоря синхронной машины полным магнитным потоком, обусловленным составляющей тока в этой обмотке по продольной оси, к начальному значению этой составляющей тока при внезапном изменении, наличии успокоительных контуров по продольной оси и синхронной частоте вращения. СВЕРХПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение начального значения основной гармоники электродвижущей силы, индуктируемой в обмотке якоря синхронной машины полным магнитным потоком, обусловленным составляющей тока в этой обмотке по поперечной оси, к начальному значению этой составляющей тока при ее внезапном изменении, наличии успокоительных контуров по поперечной оси и синхронной частоте вращения. СВЕРХПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПЕРЕХОДНЫЙ ТОК КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — периодический ток короткого замыкания обмотки якоря синхронной машины, равный сумме переходного тока и сверхпереходной составляющей, обусловленной реактивным действием успокоительных контуров. СВЕРХПЕРЕХОДНЫЙ ТОК КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

СВЕРХПРОВОДИМОСТЬ — явление, заключающееся в том, что электрическое сопротивление некоторых материалов исчезает при уменьшении температуры ниже некоторого критического значения, зависящего от материала и от магнитной индукции. ГОСТ 19880-74.

СВЕРХСИНХРОННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — рекуперативное торможение вращающегося асинхронного электродвигателя, осуществляемое при вращении его ротора с частотой выше синхронной. СВЕРХСИНХРОННОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (кр. ф.).ГОСТ 27471-87.

СВОБОДНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — электрический ток, равный разности переходного и установившегося токов. ГОСТ 19880-74.

СГЛАЖИВАЮЩИЙ ДРОССЕЛЬ (англ. SMOOTHING INDUCTOR) — индуктивная катушка, предназначенная для ограничения переменной составляющей пульсирующего тока. СТ МЭК 50(151)-78.

СДВИГ ФАЗ — временной сдвиг моментов прохождения через нуль мгновенных значений токов и (или) напряжений в многофазных и однофазных цепях переменного тока.
В многофазных цепях переменного тока сдвиг фаз имеет место как между фазными напряжениями и токами, так и между током и напряжением одной фазы. В первом случае сдвиг фаз имеет фиксированное значение, во втором зависит от индуктивности или емкости нагрузки.

СДВИГ ФАЗ МЕЖДУ ТОКОМ И НАПРЯЖЕНИЕМ (коэффициент мощности).

СЕГНЕТОДИЭЛЕКТРИКИ — кристаллические диэлектрики, у которых при отсутствии внешнего электрического поля произвольно возникает поляризация. Имеют высокое значение диэлектрической проницаемости.

СЕКЦИОННАЯ КАТУШКА — катушка трансформатора, состоящая из двух секций с равным числом витков, намотанных встречно и включенных последовательно. Каркас такой катушки состоит из двух частей.

СЕКЦИОНИРОВАННАЯ ОБМОТКА ТРАНСФОРМАТОРА ТОКА — обмотка трансформатора тока, состоящая из отдельных секций, допускающих различные соединения.
Примечание. Для получения различных коэффициентов трансформации или выравнивания индукции в магнитопроводе. ГОСТ 18682-73.

СЕКЦИОНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (sectioned electric drive) — частотно-регулируемый электропривод, у которого электродвигатель имеет на статоре несколько (например, три) одинаковых изолированных друг от друга обмоток (секций) с питанием каждой от отдельного преобразователя частоты. Это позволяет, например, увеличить мощность двигателя при ограниченной мощности преобразователей частоты.

СЕЛЬСИН — информационная электрическая машина переменного тока, предназначенная для выработки напряжений, амплитуды и фазы которых определяются угловым положением ротора, и применяемая в качестве датчика или приемника в системах дистанционной синхронной передачи угловых перемещений. ГОСТ 27471-87.

СЕЛЬСИН-ДАТЧИК — сельсин, возбуждаемый однофазным напряжением, на трехфазной обмотке синхронизации которого вырабатываются напряжения, амплитуды и фазы которых определяются угловым положением ротора. ГОСТ 27471-87.

СЕРДЕЧНИК ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — ферромагнитная деталь, на которой или вокруг которой расположена обмотка электротехнического устройства. КЕРН (ндп). ГОСТ 18311-80.

СЕРВОДВИГАТЕЛЬ — электродвигатель, выполняющий вспомогательные функции в электроприводе. Серводвигатели бывают постоянного тока, одно- и трехфазного переменного тока и используются в качестве усилителей в системах автоматики. Они могут приводить в движение механизмы регуляторов различного типа.

СЕРВОПРИВОД (servo drive) — электропривод, обеспечивающий исполнение команд и заданий, управляющих положением рабочих или регулирующих органов машин и технологических установок с требуемой точностью.
По назначению различают два класса:
Сервоприводы перемещения регулирующих органов (задвижки, клапаны, рулевые и др. исполнительные устройства) в положение, определяемое технологическим регулятором или оператором.
Сервоприводы перемещения исполнительных органов рабочих машин (обрабатывающих станков, транспортирующих, маркирующих, сканирующих, наводящих и подобных механизмов) в заданное
положение. Второй класс часто определяют как следящий электропривод.

СЕРДЕЧНИК ПОЛЮСА (индуктор электрической машины).

СЕТЕВОЙ ТРАНСФОРМАТОР — трехфазный трансформатор переменного тока, преобразующий напряжение в 380 и 220 кВ линии электропередачи в напряжение 110 кВ, подаваемое в распределительную сеть. Последняя может быть выполнена на напряжения 30, 20 и 15 кВ.

СЕРИЕСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (момент электродвигателя).

СИГНАЛЬНЫЙ ПРОЦЕССОР (digital signal processor — DSP) — специализированный микропроцессор, предназначенный для цифровой обработки сигналов (обычно в реальном масштабе времени).
Архитектура сигнальных процессоров, по сравнению с микропроцессорами общего применения, имеет особенности, позволяющие максимально ускорить выполнение типовых задач цифровой обработки сигналов (цифровая фильтрация, преобразование Фурье, поиск сигналов и т.п.). Наиболее трудоемкая часть этих задач — операция перемножения массивов данных определенной длины (последовательностей выборок АЦП, коэффициентов фильтров и т.п.). Поэтому сигнальный процессор ориентирован, в первую очередь, на многократное выполнение умножения с расчетом адресов перемножаемых элементов массивов.

СИЛА ЛОРЕНЦА — векторная величина, представляющая собой силу, действующую на заряженную частицу, движущуюся в электромагнитном поле.
Примечание. Сила Лоренца имеет две составляющие: электрическую, не зависящую от скорости частицы, обусловленную электрическим полем, и магнитную, пропорциональную скорости частицы, действующую со стороны магнитного поля. ГОСТ 19880-74.

СИЛА ТОКА — физическая величина, используемая для количественной оценки электрического тока.
Условное обозначение — I, единица измерения — ампер (А):
I={dQ}/{dt},
где Q — количество электричества; t — время.

СИЛОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ — электрическая цепь, содержащая элементы, функциональное назначение которых состоит в производстве или передаче основной части электрической энергии, ее распределении, преобразовании в другой вид энергии или в электрическую энергию с другими значениями параметров. СИЛОВАЯ ЦЕПЬ (кр. ф.). ГОСТ 18311-80

СИЛОВОЙ КАНАЛ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (power equipment) — совокупность устройств, осуществляющих передачу и преобразование энергии от источника энергии к исполнительному органу рабочей машины, обслуживаемой электроприводом, и в некоторых случаях — в обратном направлении. В качестве источника энергии может быть или промышленная электрическая сеть, или, в случае автономного электропривода, — автономный источник (аккумуляторная батарея, дизель-генератор и пр.). Обязательными элементами силового (энергетического) канала являются электродвигатель, преобразующий электрическую энергию в механическую, устройства коммутации, защиты и сигнализации. В силовой канал электропривода могут входить передаточное устройство и преобразователь электрической энергии.

СИЛОВОЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, предназначенный для преобразования электрической энергии в электрических сетях и в установках, предназначенных для приема и использования электрической энергии.
Примечание. К силовым относятся трансформаторы трехфазные и многофазные мощностью 6,3 кВА и более, однофазные мощностью 5 кВA и более. ГОСТ 16110-82.

СИММЕТРИЧНАЯ МАГНИТНАЯ СИСТЕМА — магнитная система, в которой все стержни имеют одинаковую форму, конструкцию и размеры, а взаимное расположение любого стержня по отношению ко всем ярмам одинаково для всех стержней. ГОСТ 16110-82.

СИММЕТРИЧНАЯ МНОГОФАЗНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОКОВ — многофазная система электрических токов, в которой отдельные электрические токи равны по амплитуде и отстают по фазе друг относительно друга на углы, равные К = 2π/m, где m — число фаз; К — любое число. Аналогично определяются симметричные многофазные системы э.д.с. и напряжений. ГОСТ 19880-74.

СИММЕТРИЧНАЯ МНОГОФАЗНАЯ ЦЕПЬ — многофазная цепь, в которой комплексные сопротивления составляющих ее фаз одинаковы. ГОСТ 19880-74.

СИМЕНС — единица измерения проводимости. Условное обозначение — См.
Проводимость участка электрической цепи составляет 1 См, если при протекании через него тока в 1 А на нем возникает падение напряжения в 1 В.
Единица названа в честь немецкого инженера Вернера Сименса (1816—1892).

СИМИСТОРНЫЙ РЕГУЛЯТОР — совокупность элементов электрической цепи, предназначенных для регулирования частоты вращения универсального коллекторного двигателя.

СИММЕТРИЧНАЯ НАГРУЗКА — нагрузка, равномерно распределенная по фазам трехфазной сети переменного тока или трехфазного трансформатора. При симметричной нагрузке фазные токи равны по значению, а сдвиг между ними составляет 120°. При гальваническом соединении концов фазных обмоток электрической машины переменного тока напряжение между точкой их соединения и нулевым проводом или «землей» равно нулю. При подключении к питающей сети однофазных потребителей возникает режим несимметричной нагрузки (нагрузка несимметричная).

СИММЕТРИЧНАЯ СИСТЕМА НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТОКОВ — симметричная многофазная система электрических токов, совпадающих по фазе.
Примечание. Аналогично определяются симметричные системы нулевой последовательности э.д.с. и напряжений. ГОСТ 19880-74.

СИММЕТРИЧНАЯ СИСТЕМА ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТОКОВ -симметричная многофазная система электрических токов, порядок следования фаз которых является обратным (при К = ±1).
Примечание. Аналогично определяются симметричные системы обратной последовательности э.д.с. и напряжений. ГОСТ 19880-74.

СИММЕТРИЧНАЯ СИСТЕМА ПРЯМОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ТОКОВ — симметричная многофазная система электрических токов с предусмотренным порядком следования фаз, принятым в качестве основного (при К = ±1).
Примечание. Аналогично определяются симметричные системы прямой последовательности э.д.с. и напряжений ГОСТ 19880-74.

СИММЕТРИЧНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НЕСИММЕТРИЧНОЙ ТРЕХФАЗНОЙ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОКОВ — три симметричные трехфазные системы электрических токов, на которые данная несимметричная трехфазная система электрических токов может быть разложена, а именно:
система нулевой последовательности, система прямой последовательности и система обратной последовательности.
Примечание. Аналогично определяются симметричные составляющие несимметричных трехфазных систем э.д.с. и напряжений. ГОСТ 19880-74.

СИНУСНО-КОСИНУСНЫЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ТРАНСФОРМАТОР — вращающийся трансформатор, содержащий две выходные однофазные обмотки, на одной из которых вырабатывается напряжение с амплитудой, пропорциональной синусу угла поворота ротора, на другой – косинусу. ГОСТ 27471-87.

СИНХРОНИЗАЦИЯ — процесс, при котором синхронная машина приводится к синхронной и синфазной работе с другой, механически не связанной с ней, синхронной машиной или сетью.
Для включения трехфазных синхронных машин на параллельную работу необходимо обеспечить равенство напряжений обмоток якоря по амплитуде, частоте и фазе. Выравнивание амплитуд напряжений производится изменением тока возбуждения, выравнивание частот — изменением частоты вращения первичного двигателя. Выравнивание фаз осуществляется в зависимости от знака рассогласования кратковременным торможением или ускорением вала генератора.
Контроль синхронизации производится с помощью сдвоенных измерителей амплитуды и частоты напряжения генераторов или с помощью ламп накаливания. Для генераторов большой мощности с этой целью используются синхроскопы.

СИНХРОНИЗАЦИЯ ЗА СЧЕТ РЕАКТИВНОГО МОМЕНТА СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — синхронизация путем доведения частоты вращения синхронной машины с явно выраженными полюсами до частоты вращения, близкой к синхронной, но без подачи возбуждения. ГОСТ 27471-87.

СИНХРОНИЗИРОВАННЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (англ. SYNCHRONOUS INDUCTION MOTOR) — синхронный двигатель с цилиндрическим ротором и вторичной обмоткой, сходной с обмоткой ротора асинхронного двигателя с фазным ротором, эта обмотка используется как для пуска, так и для возбуждения. СТ МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННАЯ МАШИНА (англ. SYNCHRONOUS MACHINE) — бесколлекторная машина переменного тока, у которой в установившемся режиме отношение частоты вращения ротора к частоте тока в цепи, подключенной к обмотке якоря, не зависит от нагрузки в области допустимых нагрузок. ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННАЯ МАШИНА С КОГТЕОБРАЗНЫМИ ПОЛЮСАМИ — разноименнополюсная синхронная машина, возбуждаемая постоянными магнитами или кольцевыми обмотками, создающими трехмерное магнитное поле, полюса которой имеют когтеобразную форму. ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННАЯ МУФТА (англ. SYNCHRONOUS COUPLING) — электромашинная муфта, в которой вращающийся момент передается за счет взаимодействия между магнитными полюсами, установленными на ведомом и ведущем валах, которые имеют одинаковую частоту вращения.
Примечание. Одна из вращающихся частей может быть выполнена явнополюсной без обмотки или без постоянных магнитов ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — частота вращения ротора вращающейся машины переменного тока, равная частоте вращения магнитного поля, определяемого частотой сети и числом ее полюсов. СИНХРОННАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННОЕ ИНДУКТИВНОЕ COПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение установившегося значения основной гармоники электродвижущей силы, индуктируемой в обмотке якоря синхронной машины полным магнитным потоком, обусловленным составляющей тока в этой обмотке по поперечной оси, к этой составляющей тока при синхронной частоте вращения. СИНХРОННОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение установившегося значения основной гармоники электродвижущей силы, индуктируемой в обмотке якоря синхронной машины полным магнитным потоком, обусловленным составляющей тока в этой обмотке по продольной оси, к этой составляющей тока при синхронной частоте вращения. СИНХРОННОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР (англ. SYNCHRONOUS GENERATOR) — синхронная машина, работающая в режиме генератора. СТ МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР С ДВОЙНОЙ ОБМОТКОЙ (англ. DOUBLE WOUND SYNCHRONOUS GENERATOR) — синхронный генератор, с двумя подобными первичными обмотками, расположенными на одном и том же магнитном элементе, но не обязательно связанными электрически друг с другом внутри или вне машины. CT МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (англ. SYNCHRONOUS MOTOR) — синхронная машина, работающая в режиме двигателя. CT МЭK 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ИНДУКТОРНОГО ТИПА (англ. INDUCTOR TYPE SYNCHRONOUS MOTOR) — индукторная машина, работающая в режиме двигателя, причем вращающий момент создается за счет сил, возникающих между неподвижными полюсами и выступающими зубцами ротора. СТ МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КЛЕТКОЙ (англ. CAGE SYNCHRONOUS MOTOR) — синхронный двигатель с явно выраженными полюсами, имеющими короткозамкнутую обмотку типа клетки, размещенную на полюсных башмаках. CT МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С МАССИВНЫМИ ПОЛЮСАМИ (англ. SOLID POLE SYNCHRONOUS MOTOR) — синхронная машина с явно выраженными полюсами, имеющими массивные стальные полюсные башмаки. СТ МЭК50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ (англ. PERMANENT MAGNET SYNCHRONOUS MOTOR) — синхронный двигатель, в котором система возбуждения состоит из одного или нескольких постоянных магнитов СТ МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ КОМПЕНСАТОР (англ. SYNCHRONOUS COMPENSATOR) — синхронная машина, работающая без механической нагрузки, предназначенная для выдачи или потребления реактивной мощности. СТ МЭК 50(411)-73.

СИНХРОННЫЙ РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (reluctancemotor) — синхронный двигатель специального исполнения с явнополюсным пассивным ротором. Статор синхронный реактивный двигатель конструктивно выполняется аналогично статору двигателя переменного тока обычного исполнения. Наибольшее применение нашли синхронные реактивные двигатели с асинхронным пуском. Для этого на их роторе предусматривается короткозамкнутая обмотка, как у обычных синхронных двигателей.

СИНХРОННЫЙ ТАХОГЕНЕРАТОР — информационная электрическая машина, представляющая собой синхронный генератор с постоянными магнитами или независимого возбуждения, частота и амплитуда выходного напряжения которого пропорциональны частоте вращения ротора. ГОСТ 27471-87.

СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (synchronous power drive system) — электропривод переменного тока, в котором в качестве электродвигателя используется синхронный двигатель. Синхронный электропривод широко используется в нерегулируемом электроприводе. Регулирование скорости синхронного электропривода осуществляется изменением частоты питающего напряжения. Наилучшие регулировочные свойства синхронного электропривода имеет в режиме работы вентильного двигателя. Синхронный электропривод выгодно отличается возможностью иметь желаемый коэффициент мощности.

СИСТЕМА (англ. SYSTEM) — совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных единой целью и общим алгоритмом функционирования.

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (automatic control system) — совокупность устройств, предназначенных для автоматического поддержания с требуемой точностью постоянства или изменения по заданному закону некоторой физической величины, характеризующей технологический процесс. Например, в электроприводе такой величиной может быть любая координата электропривода. Управление осуществляется приложением управляющего воздействия (УВ) к регулятору. В системе автоматического регулирования УВ обычно является функцией отклонения регулируемой координаты от заданного значения (регулирование по отклонению). Заданное значение регулируемой координаты определяется задающим воздействием, которое может быть изменено оператором (ручное управление), программно или автоматически (см. система автоматического управления).

СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ (automatic control system) -— совокупность устройств, предназначенных для автоматического изменения некоторой физической величины, характеризующей технологический процесс. Например, в электроприводе такой величиной может быть любая координата электропривода. Система автоматического управления обеспечивает поддержание с требуемой точностью постоянства заданного значения регулируемой координаты или ее изменение по заданному закону (см. система автоматического регулирования); оптимизирует работу объекта управления в соответствии с опреде­ленным критерием качества управления; изменяет уставки, параметры регуляторов, структуру, алгоритм функционирования с целью достижения требуемого качества управления при изменении параметров системы автоматического управления и условий эксплуатации (см. адаптивный электропривод).

СИСТЕМА ГЕНЕРАТОР — ДВИГАТЕЛЬ (Г-Д) (generatormotor system) — регулируемый электропривод постоянного тока, в котором в качестве управляемого преобразователя электрической энергии используется генератор постоянного тока с независимым возбуждением (см. система управляемый преобразователь — двигатель), приводимый во вращение первичным двигателем (чаще асинхронным или синхронным электродвигателем). Г-Д обеспечивает р егулирование координат электропривода изменением напряжения на якоре двигателя за счет изменения ЭДС генератора. ЭДС генератора изменяется за счет регулирования тока в его обмотке возбуждения. Обмотка возбуждения генератора, как правило, получает питание от своего управляемого преобразователя электрической энергии (тиристорного, транзисторного и др.).

СИСТЕМА ТИРИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — ДВИГАТЕЛЬ (ТП-Д) (Thyristor converter-motor system) — регулируемый электропривод постоянного тока, в котором в качестве управляемого преобразователя электрической энергии используется тиристорный преобразователь переменного тока в постоянный и обратно. ТП-Д обеспечивает регулирование координат электропривода изменением напряжения на якоре двигателя постоянного тока независимого возбуждения путем регулирования угла включения тиристоров.

СИСТЕМА ТРАНЗИСТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — ДВИГАТЕЛЬ (Transistor converter power drive system) — регулируемый электропривод постоянного тока, в котором в качестве управляемого преобразователя электрической энергии используется транзисторный преобразователь (см. преобразователь транзисторный). Система транзисторный преобразователь — двигатель обеспечивает регулирование координат электропривода изменением напряжения на якоре двигателя постоянного тока независимого возбуждения путем регулирования среднего значения напряжения на выходе транзисторного преобразователя посредством широтно-импульсной модуляции. Якорная цепь двигателя периодически подключается транзисторами, работающими в ключевом режиме (см. ключ управляемый), к источнику питания постоянного тока (неуправляемый выпрямитель), имеющему постоянное значение выпрямленного напряжения. Частота коммутаций, как правило, постоянна и может составлять десятки килогерц. Значение среднего напряжения на выходе преобразователя определяется скважностью, т.е. отношением времени включенного состояния ключа ко времени периода коммутации.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (power drive control system) — совокупность управляющих и информационных устройств, устройств сопряжения и программного обеспечения электропривода, осуществляющих управление потоком энергии в силовом канале электропривода с целью обеспечения алгоритма функционирования для выполнения требуемого технологического процесса рабочей машины, обслуживаемой электроприводом. Система управления электропривода в общем случае обеспечивает включение и отключение электродвигателя, выбор направления движения и значения скоростей электропривода, формирование переходных процессов при пуске, торможении и ударном приложении нагрузки, создание временных пауз в движении, регулирование координат электропривода и поддержание (стабилизацию) той или иной координаты на требуемом уровне (см. система автоматического регулирования, следящий электропривод), диагностику (см. диагностика техническая), отображение информации и защиту электропривода, защитное отключение электродвигателя и остановку исполнительного органа рабочей машины.

СИСТЕМА УПРАВЛЯЕМЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — ДВИГАТЕЛЬ (controlled converter power drive system) — регулируемый электропривод, обеспечивающий регулирование скорости или других координат электропривода изменением выходной координаты управляемого преобразователя {преобразователя электрической энергии). В электроприводе постоянного тока при регулировании координат электропривода изменением напряжения на якоре двигателя в качестве управляемого преобразователя используются генератор постоянного тока (см. система генератор — двигатель), тиристорный преобразователь (см. система тиристорный преобразователь — двигатель), транзисторный преобразователь (см. система транзисторный преобразователь — двигатель).
В асинхронном электроприводе и в электроприводе с синхронным двигателем в качестве управляемого преобразователя могут использоваться преобразователь частоты, тиристорный преобразователь напряжения. В вентильно-индукторном электроприводе, в электроприводе с вентильным двигателем могут использоваться коммутаторы, переключающие токи в обмотках в функции положения ротора.

СИСТЕМА «УПРАВЛЯЕМЫЙ ВЫПРЯМИТЕЛЬ — ДВИГАТЕЛЬ» — вентильный электропривод постоянного тока, преобразовательным устройством которого является регулируемый выпрямитель и инвертор. СИСТЕМА УВ-Д (кр. ф.). ГОСТ 16593-79.

СКВАЖНОСТЬ (off-duty factor) — один из квалификационных признаков импульсных систем, определяющий отношение длительности периода следования импульсов к длительности импульса. Величина, обратная скважности, называется коэффициентом заполнения (Duty cycle — D). В электроприводе понятие скважности используется для характеристики преобразовательных устройств с широтно-импульсной модуляцией.

СКОЛЬЖЕНИЕ (slip) — отношение отклонения угловой скорости ротора от угловой скорости вращающегося магнитного поля к угловой скорости поля. В частотно-регулируемом электроприводе при частоте, отличающейся от номинальной, отношение отклонения угловой скорости ротора от угловой скорости поля к угловой скорости поля при номинальной частоте называют абсолютным скольжением.

СКОЛЬЖЕНИЕ РОТОРА МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — разность между синхронной частотой вращения магнитного поля и частотой вращения ротора, выраженная в относительных единицах или в процентах от синхронной частоты вращения. СКОЛЬЖЕНИЕ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

СКОЛЬЗЯЩИЙ КОНТАКТ (англ. SLIDING CONTACT) — контакт, в котором относительное перемещение контакт-деталей происходит в направлении, параллельном контактной поверхности. СТ МЭК 50 (441)-84.

СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — зависимость частоты вращения ротора вращающегося электродвигателя от потребляемого тока в заданных условиях. СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ГОСТ 27471-87.

СКОРОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО ХОЛОСТОГО ХОДА (ideal noload speed) — скорость электродвигателя при идеальном холостом ходе, когда развиваемый двигателем электромагнитный момент равен нулю. В асинхронном электроприводе, например, скорость идеального холостого хода равна синхронной, определяемой скоростью вращения магнитного поля, создаваемого обмотками статора.

СКОРОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО ХОЛОСТОГО ХОДА ЭЛЕКТРОПРИВОДА — скорость электропривода при электромагнитном моменте электродвигательного устройства, равном нулю. СКОРОСТЬ ИДЕАЛЬНОГО ХОЛОСТОГО ХОДА (кр.ф.). ГОСТ 16593-79.

СКОРОСТЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (speed of power drive system) — скорость исполнительного органа рабочей машины ИОРМ, приводимого в движение электроприводом. Скорость электропривода — векторная величина, характеризующая движение точки (тела). При равномерном поступательном движении вектор скорости направлен в сторону движения и численно равняется отношению пройденного пути к промежутку времени, за который этот путь пройден. Измеряется в м/с. При движении по сложной пространственной траектории вектор скорости направлен по касательной в рассматриваемой точке траектории.
При вращательном движении различают угловую скорость и линейную (окружную). Угловая скорость — векторная величина, характеризующая вращательное движение точки (тела). При равномерном вращении тела вокруг неподвижной оси его угловая скорость численно равна отношению угла поворота к промежутку времени, за который этот поворот совершен.
Вектор угловой скорости направлен вдоль оси вращения. Измеряется угловая скорость в рад/с. Иногда угловую скорость измеряют в об/мин. В этом случае угловую скорость называют частотой вращения и обозначают буквой n.

СЛЕДЯЩИЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — автоматизированный электропривод, отрабатывающий перемещение исполнительного органа рабочей машины в соответствии с произвольно меняющимся задающим сигналом ГОСТ 16593-79.

СМЕЩЕНИЕ НЕЙТРАЛИ — неравномерность распределения фазных напряжений силового трансформатора при подключении к его вторичной обмотке однофазных потребителей.
Смещение нейтрали проявляется наиболее заметно при группе соединения обмоток трансформатора УУ-О. При неравномерной загрузке фаз трансформатора напряжение более загруженной фазы оказывается наименьшим, а менее загруженной фазы — большим по величине. В результате в схеме с нулевым проводом фазные напряжения уже не соответствуют своим номинальным значениям.

СОБСТВЕННАЯ ИНДУКТИВНОСТЬ — скалярная величина, равная отношению потокосцепления самоиндукции элемента электрической цепи к току в нем. ИНДУКТИВНОСТЬ (кр. ф.). ГОСТ 19880-74.

СОБСТВЕННАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ОБМОТКИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами обмотки якоря синхронной машины при отсутствии трансформаторной связи ее с другими обмотками. СОБСТВЕННАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ОБМОТКИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

СОВМЕЩЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-ГЕНЕРАТОР (англ. DYNAMOTOR) — машина постоянного тока с одной системой возбуждения и двумя отдельными обмотками якоря, которые могут одновременно работать одна — в режиме двигателя, другая в режиме генератора. CT МЭK 50(411)-73.

СОГЛАСУЮЩИЙ ТРАНСФОРМАТОР (англ. MATCHING TRANSFORMER) — трансформатор, предназначенный для включения между двумя цепями с различными сопротивлениями с целью оптимизации мощности передаваемого сигнала. CT МЭK 50(151)-78.

СОГЛАСУЮЩИЙ ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ (англ. VOLTAGE MATCHING TRANSFORMER) — трансформатор напряжения для согласования номинального вторичного напряжения основного трансформатора напряжения и номинального напряжения нагрузки. СТ МЭК 50(321)-86.

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МУФТА (англ. STRAIGHT-JOINT) устройство, обеспечивающее соединение между двумя кабелями с целью обеспечения непрерывности цепи. CT MЭK50(411)-84.

СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАМАГНИЧИВАЮЩЕЙ СИЛЫ ОБМОТКИ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — составляющая намагничивающей силы обмотки, которая направлена перпендикулярно к оси полюсов индуктора синхронной машины. СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАМАГНИЧИВАЮЩЕЙ СИЛЫ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАМАГНИЧИВАЮЩЕЙ СИЛЫ ОБМОТКИ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — составляющая намагничивающей силы обмотки, направленная вдоль оси полюсов индуктора синхронной машины. СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАМАГНИЧИВАЮЩЕЙ СИЛЫ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА — электрическая машина специального назначения, предназначенная для применения только в одном определенном механическом устройстве. ГОСТ 27471-87.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, предназначенный для непосредственного питания потребительской сети или приемников электрической энергии, если эта сеть или приемники отличаются особыми условиями работы, характером нагрузки или режимом работы.
Примечание. К числу таких сетей и приемников электрической энергии относятся подземные шахтные сети и установки, выпрямительные установки, электрические печи и т. п. ГОСТ 16110-82.

СПОСОБЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН. По способам охлаждения электрические машины классифицируются по нескольким признакам:
1) в зависимости от наличия или отсутствия вентилятора различают машины соответственно с искусственным и с естественным охлаждением;
2) в зависимости от того, какие части в машинах с искусственной вентиляцией обдуваются воздухом, различают обдуваемые и продуваемые машины;
3) в зависимости от направления движения охлаждающей среды относительно активных частей в машинах с внутренней вентиляцией различают машины с аксиальной, аксиально-радиальной и радиальной вентиляцией;
4) в зависимости от способа охлаждения нагретого в машине хладагента различают машины с разомкнутой или протяжной системой вентиляции и машины с замкнутой системой вентиляции;
5) в зависимости от того, какое вещество применено в качестве охлаждающей среды, различают машины с воздушным, водородным, водяным и масляным охлаждением. В одной машине могут быть применены одновременно несколько охлаждающих средств. Если охлаждение обеспечивается за счет испарения, то система охлаждения называется испарительной;
6) в зависимости от способа охлаждения обмоток различают машины с косвенным (поверхностным) и с непосредственным (внутренним) охлаждением.

СТАБИЛИЗАЦИЯ — способ регулирования, при котором задающий сигнал является неизменным по значению и знаку, а на вход регулятора подается сигнал, пропорциональный разности задающего сигнала и изменяющегося сигнала обратной связи.

СТАБИЛИТРОН — электровакуумное или полупроводниковое устройство для стабилизации постоянного тока и напряжения.

СТАТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА ЭЛЕКТРОПРИВОДА — нагрузка электропривода при установившейся скорости. СТАТИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА (кр.ф.). ГОСТ 16593-79.

СТАТИЧЕСКАЯ ПОГРЕШНОСТЬ ШАГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — отклонение установившегося действительного значения шага шагового электродвигателя от идеального при подаче сигнала. ГОСТ 27471-87.

СТАТИЧЕСКАЯ ПЕРЕГРУЖАЕМОСТЬ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение максимальной мощности синхронной машины, развиваемой при плавном изменении нагрузки, неизменных возбуждении и напряжении на выводах обмотки якоря и синхронной частоты вращения, к ее номинальной мощности. ГОСТ 27471-87.

СТАТИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ — способность асинхронной машины сохранять устойчивую работу при плавном нарушении ее установившегося состояния. ГОСТ 27471-87.

СТАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА — характеристика элемента или контура системы автоматического регулирования, устанавливающая взаимосвязь между их входными и выходными сигналами.
В зависимости от типа элемента различают линейные и нелинейные статические характеристики. При использовании элементов с несколькими изменяемыми параметрами, например транзисторов, применяется семейство статических характеристик.

СТАНДАРТНЫЕ РЕЖИМЫ (standard duties) — режимы работы электропривода, характеризующие изменение его нагрузки в функции времени (см. нагрузочная диаграмма) и используемые при проверке электродвигателя по нагреву. Стандартом предусмотрено восемь режимов. Характерными и наиболее часто используемыми являются три из них: S1 (продолжительный), S2 (кратковременный) и S3 (повторно-кратковременный).

СТАТОР (англ. STATOR) — часть электрической машины, которая включает неподвижный магнитопровод с обмоткой. СТ МЭК 50(411)-73. ГОСТ 27471-87.

СТАЦИОНАРНОЕ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ — магнитное поле неизменяющихся во времени электрических токов при условии неподвижности проводников с токами. ГОСТ 39880-74.

СТЕРЖЕНЬ — часть магнитной системы, на которой располагаются основные обмотки трансформатора. ГОСТ 16110-82.

СТЕРЖЕНЬ С ПЛОСКОЙ ШИХТОВКОЙ — стержень магнитной системы, в котором плоские пластины различной или одинаковой ширины расположены так, что плоскости всех пластин параллельны. ГОСТ 16110-82

СТЕРЖЕНЬ С РАДИАЛЬНОЙ ШИХТОВКОЙ — стержень стыковой магнитной системы, в котором плоские пластины разной ширины расположены в поперечном сечении стержня практически в радиальных направлениях. ГОСТ 16110-82.

СТЕРЖЕНЬ С ЭВОЛЬВЕНТНОЙ ШИХТОВКОЙ — стержень стыковой магнитной системы, в котором пластины одной ширины изогнуты и расположены так, что в поперечном сечении они имеют форму эвольвенты и в совокупности образуют практически круговой цилиндр. ГОСТ 16110-82.

СТЕРЖНЕВАЯ МАГНИТНАЯ СИСТЕМА — магнитная система, в которой ярма соединяют разные стержни и нет боковых ярм. ГОСТ 16110-82.

СУММАРНЫЕ ПОТЕРИ (англ. TOTAL LOSS) — разность между подводимой и отдаваемой мощностями. СТ МЭК 50(411)-73.

СУММАТОР — цифровой основной узел арифметического устройства ЦВМ или отдельный прибор, непосредственно выполняющий элементарную операцию сложения двух чисел.

СУММИРУЮЩИЙ ТРАНСФОРМАТОР ТОКА (англ. SUMMATION CURRENT TRANSFORMER) — трансформатор тока, предназначенный для суммирования токов нескольких электрических цепей. ГОСТ 18685-73.

СУХОЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, в котором основной изолирующей средой служит атмосферный воздух или другой газ, или твердый диэлектрик, а охлаждающей средой — атмосферный воздух. ГОСТ 16110-82.

СХЕМА ЗАМЕЩЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ — схема электрической цепи, отображающая свойства цепи при определенных условиях. СХЕМА ЗАМЕЩЕНИЯ (кр. ф.). ГОСТ 19880-74.

СХЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ (circuit diagram) — чертеж, входящий в состав конструкторской документации, разъясняющий основные идеи, принципы, составные части и связи между ними,- последовательность процессов при работе технического объекта (узла, прибора, устройства, установки, технической системы, электротехнического комплекса и т.д.). Схемы электрические выполняют с помощью условных графических обозначений, устанавливаемых в соответствии со стандартом.
Используются при производстве, эксплуатации и ремонте изделий. В зависимости от назначения, схемы электрические подразделяют на структурные, функциональные, принципиальные, соединения, подключения, общие и расположения.

СХЕМА ЭЛЕКТРОПРИВОДА СТРУКТУРНАЯ (block diagram of electric drive) — графическое изображение в условных обозначениях электропривода как системы автоматического регулирования координат. В структурных схемах электропривода устройства и элементы электропривода представляются как динамические звенья и изображаются прямоугольниками с записью внутри их передаточных функций. Прямоугольники соединяются между собой линиями связи, дающими представление о взаимосвязи динамических звеньев. Суммирование сигналов на структурных схемах изображается в виде кружков с указанием знака сигнала. В нелинейных системах электропривода на структурной схеме изображаются нелинейные характеристики элементов. Каждое звено структурной схемы имеет вход и выход. Вся система в целом также имеет вход системы и выход системы. На вход системы или отдельного звена подается задающее воздействие, которое определенным образом преобразуется в выходную величину. Входная и выходная величины могут иметь различную физическую
природу.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.