Термины и определения на букву «Р»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

РАБОТА В НЕНАГРУЖЕННОМ СОСТОЯНИИ (англ. NO-LOAD OPERATION) — работа устройства с выходной мощностью, равной нулю (большинство других условий остаются нормальными). СТ МЭК 50(151)-78.

РАБОТА В РЕЖИМЕ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ (англ. SHORT-CIRCUIT OPERATION) — работа в ненагруженном состоянии, когда входное напряжение равно нулю, выходные зажимы закорочены. СТ МЭК 50(151)-78.

РАБОТА В РЕЖИМЕ ХОЛОСТОГО ХОДА (ЦЕПИ ИЛИ ГЕНЕРАТОРА) (англ. OPEN-CIRCUIT OPERATION (OF А CIRCUIT OR А GENERATOR) — работа в ненагруженном состоянии, когда выходной ток равен нулю. СТ МЭК 50(151)-78.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ (capacity for work) — способность электропривода (компонентов электропривода) выполнять заданные функции в соответствии с требованиями технической документации.

РАБОЧАЯ МАШИНА (working machine) — машина, выполняющая механическое движение для изменения формы, свойств, состояния и положения предмета труда.

РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — значение установившейся температуры вращающейся электрической машины при работе ее в номинальном режиме и неизменной температуре охлаждающей среды. РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — зависимости подводимой мощности, тока в обмотке якоря, частоты вращения, коэффициента полезного действия вращающегося электродвигателя от полезной мощности на валу при неизменных напряжении питающей сети и внешних
сопротивлениях в цепях обмоток.
Примечания:
1. Коэффициент мощности определяется только для вращающихся электродвигателей переменного тока.
2. Рабочие характеристики вращающихся электродвигателей переменного тока определяются при неизменной частоте тока питающей сети. РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭЛЕКТРОМАШИННОГО ГЕНЕРАТОРА — зависимости генерируемой мощности, тока в обмотке якоря, напряжения на выводах обмотки якоря, коэффициента полезного действия и коэффициента мощности электромашинного генератора от полезной мощности на валу при неизменных частоте вращения и токе возбуждения.
Примечание. Коэффициент мощности определяется только для генераторов переменного тока.
РАБОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (кр.ф.). ГОСТ27471-87.

РАБОЧИЙ ВАЛ — схема электрического соединения обмоток не связанных механически электродвигателей, каждый из которых соединен с валом собственного рабочего органа разных механизмов или одного и того же механизма. Указанная схема обеспечивает автоматическое выравнивание частот вращения двигателей при различии (до определенного предела) моментов нагрузки двигателей. В схеме рабочего вала используются асинхронные двигатели с фазным ротором. Обмотки статоров двигателей подключены к сети, а обмотки роторов соединены пофазно-последовательно и подключены к общему трехфазному регулировочному резистору. Благодаря такому включению обмоток двигателей обеспечивается равенство не только частот вращения, но и угловых положений роторов двигателей. Основным недостатком рабочего вала является снижение частоты вращения двигателей на 10—20 % и увеличение потерь в регулировочном резисторе.

РАБОЧИЙ МАГНИТНЫЙ ПОТОК — часть полного магнитного потока, связанная с нагрузкой и обеспечивающая ее индукционный нагрев. ГОСТ 18089-72.

РАБОЧИЙ РЕЖИМ (ндп). Cм. нормальный режим работы электротехнического устройства. ГОСТ 18311-80.

РАДИОПОМЕХИ — электромагнитные излучения в частотном диапазоне от 150 кГц до 300 МГц, вызывающие нарушение процесса функционирования каналов радиовещания и телевидения. Источниками радиопомех могут быть следующие устройства: щеточно-коллекторные узлы электрических машин; машины постоянного тока с большими частотами вращения и малым количеством пазов; тиристорные регуляторы напряжения; контактные системы различных реле, а также газоразрядные лампы люминесцентного освещения.
При частоте радиопомех ниже 30 МГц они в основном передаются по проводным каналам связи (в том числе и через системы распределения электроэнергии), при частоте более 30 МГц — в виде электромагнитного излучения. При решении задачи защиты от радиопомех в каждом конкретном случае должна быть показана техническая необходимость и экономическая целесообразность реализации системы защиты.

РАЗВЯЗЫВАЮЩИЙ ТРАНСФОРМАТОР — обычный трансформатор малой мощности с коэффициентом трансформации, равным 1, предназначенный для гальванической развязки электрических цепей.

РАЗГОН ДВИГАТЕЛЯ — нестационарный режим работы двигателя, характеризующийся изменением его частоты вращения после подачи на него питающего напряжения. Частота вращения при разгоне изменяется от нуля до установившейся величины.
После прямого подключения двигателя к питающей сети через его обмотку начинает протекать пусковой ток, превышающий в несколько раз номинальный. В процессе разгона двигателя пусковой ток уменьшается и достигает номинального значения, соответствующего моменту нагрузки двигателя. Максимальный пусковой ток при разгоне соответствует заторможенному состоянию ротора двигателя. Ограничение пускового тока производится различными пусковыми устройствами.

РАЗОМКНУТОЕ УПРАВЛЕНИЕ — автоматическое управление, при котором выходной сигнал системы автоматического регулирования не оказывает влияния на входной сигнал системы.
При разомкнутом управлении все элементы и блоки системы автоматического регулирования включаются последовательно, в результате чего входной сигнал последовательно преобразуется в каждом элементе и блоке и поступает на управляющий вход регулятора. По этой причине любая помеха, обусловленная внешними или внутренними факторами, может внести дополнительную погрешность в параметр регулирования, которая не поддается автоматической компенсации. Разомкнутое управление используется в тех случаях, когда не предъявляется жестких требований к точности системы регулирования или объект регулирования работает в режиме «включено—выключено» (например, в обычной схеме включения двигателя). При номинальных параметрах напряжения питания и моменте нагрузки на валу двигателя частота его вращения также будет иметь номинальное значение. Отклонение от номинала напряжения питания или момента нагрузки приведет к изменению частоты вращения двигателя, которое не будет скомпенсировано ввиду отсутствия обратной связи по частоте вращения.

РАЗОМКНУТАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (electric drive open-loop control system) — система управления электропривода без обратной связи. Разомкнутая система управления электропривода выполняет простейшие функции по управлению движением: выбор направления движения и значения скорости электропривода, включение и отключение электродвигателя, формирование переходных процессов при пуске и торможении, создание временных пауз в движении, защиту электропривода, защитное отключение электродвигателя и остановку исполнительного органа рабочей машины. Разомкнутая система управления электропривода может быть выполнена как на базе релейно-контакторной аппаратуры (см. релейно-контакторная система управления), так и на базе системы управляемый преобразователь — двигатель.

РАЗРЯДНЫЙ ТОК — ток, возникающий при подключении потребителей к аккумуляторной батарее или разрядного резистора к заряженному конденсатору.

РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ (Р) — контактный коммутационный аппарат, предназначенный для коммутации электрической цепи без тока или с незначительным током и имеющий для обеспечения безопасности в отключенном положении изоляционный промежуток. Обычно Р не содержит быстродействующего исполнительного механизма и не может ограничить время горения на контактах электрической дуги в отключенном состоянии между контактами Р должен быть визуально фиксируемый промежуток, не пробиваемый при внезапном появлении напряжения. В конструктивном отношении Р характеризуются многообразием (тросовые, пантографические и т.д.). Помимо отключения электрической цепи от питающей сети с помощью Р осуществляется заземление указанной цепи, для чего подвижный контакт Р после отключения от неподвижного контакта питающей линии подключается к заземленному второму неподвижному контакту. При управлении Р используются механическая и электрическая блокировки, позволяющие включать и выключать Р только при отсутствии тока нагрузки.

РАЗЪЕДИНИТЕЛЬ НАГРУЗКИ — разъединитель высокого напряжения, предназначенный для отключения электропотребителей и оснащенный устройством дугогашения.

РАСПОЛОЖЕНИЕ СТОРОН КАТУШЕК В ПАЗУ — порядок расположения в пазу электрической машины активных сторон катушек обмотки. В зависимости от типа обмотки (одно- или двухслойная) в одном пазу могут располагаться одна над другой до шести сторон катушек.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛОВЫХ ЛИНИЙ МАГНИТНОГО ПОЛЯ — картина распределения силовых линий магнитного поля в конструкции, содержащей детали из ферромагнитных материалов и катушки с током. В трансформаторах такое распределение обычно представляет интерес для магнитной системы, во вращающихся электрических машинах — для области с явновыраженными полюсами и для области с пазами и уложенной в них обмоткой.

РАСПРЕДЕЛЕННАЯ ОБМОТКА — обмотка вращающейся электрической машины, распределенная по окружности ротора или статора и уложенная в их пазах; обмотка состоит из отдельных катушек или катушечных групп, образующих обмотки якоря машин постоянного и переменного тока.

РАССОГЛАСОВАНИЕ — отклонение действительного значения регулируемого параметра от его заданного значения. Разность действительного и заданного значений регулируемого параметра, имеющая положительный или отрицательный знак, подается на вход регулятора, сводящего к минимуму имеющееся рассогласование.

РАСТОРМАЖИВАЮЩИЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТ (РЭМ) — электромагнит электромеханического тормозного устройства, предназначенного для создания тормозного момента на валу электродвигателя с целью его остановки. охваченный стальной лентой, между свободными концами которой расположен разжимной кулачок. Это кулачок посредством тяги соединен с якорем РЭМ. При возбуждении РЭМ его якорь перемещается вверх, благодаря чему указанный кулачок, поворачиваясь, занимает горизонтальное положение, разжимая концы стальной ленты. При этом лента отходит от поверхности тормозного барабана, обеспечивая возможность свободного вращения ротора электродвигателя. Обмотка РЭМ подключается, как правило, к выводам обмотки электродвигателя, вследствие чего его ротор освобождается сразу же после подключения двигателя к питающей сети. При отключении обмотки якорь РЭМ опускается вниз и стальная лента прижимается к поверхности тормозного барабана, обеспечивая остановку отключенного двигателя. Обмотка РЭМ может питаться как переменным, так и постоянным током.

РАСШИРИТЕЛЬ (Р) — сосуд, соединенный с баком трансформатора трубопроводом и служащий для локализации колебаний жидкого диэлектрика.
Обычно Р устанавливается в верхней части бака трансформатора непосредственно на его крышке или на боковой поверхности. Посредством перепускной трубы Р соединен с полостью бака трансформатора, по которой излишки масла поступают в Р. Размер Р выбирается с учетом того, чтобы в холодном состоянии обмотки трансформатора были полностью погружены в масло, а при достижении ими максимально допускаемой температуры вытесненное в процессе теплового расширения масло не превышало объема Р. Для предотвращения попадания в масло влаги из атмосферы полость Р должна быть герметичного исполнения. Конденсирующаяся в Р влага осаждается на дно и удаляется из него через дренажное отверстие, снижающее площадь поверхности масла, контактирующего с атмосферой. В трансформаторах большой мощности дополнительно используется принудительное воздушное охлаждение масла, причем воздух предварительно подвергается очистке и сушке. Для контроля уровня масла в баке используется мерное стекло с делениями.

РАСЧЕТНАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — рабочая температура, к которой приводят сопротивления обмоток вращающейся электрической машины при подсчете потерь в них.
Примечание. Расчетная рабочая температура устанавливается в зависимости от класса изоляции.
РАСЧЕТНАЯ РАБОЧАЯ ТЕМПЕРАТУРА (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РАСЩЕПЛЕННАЯ ОБМОТКА — обмотка, состоящая из двух или более гальванически не связанных частей, суммарная номинальная мощность которых, как правило, равна номинальной мощности трансформатора, напряжение короткого замыкания которых относительно других обмоток (обмотки) практически равны между собой, и которые допускают независимую друг от друга нагрузку или питание ГОСТ 16110-82. РЕАКТАНЦ (ндп). См. реактивное сопротивление. ГОСТ 19880-74.

РЕАКТИВНАЯ КОММУТАЦИОННАЯ Э.Д.С. КОЛЛЕКТОРНОЙ МАШИНЫ электродвижущая сила, возникающая в коммутируемой секции коллекторной машины вследствие изменения тока в ней и токов в других одновременно коммутируемых секциях, имеющих индуктивную связь с ней. РЕАКТИВНАЯ КОММУТАЦИОННАЯ Э.Д.С. (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РЕАКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ ДВУХПОЛЮСНИКА — величина, равная при синусоидальных токе и напряжении произведению действующих напряжения, тока и синуса сдвига фаз между напряжением и током. ГОСТ 19880-74.

РЕАКТИВНАЯ МОЩНОСТЬ (РМ) — мощность цепи переменного тока, циркулирующая между источником переменного тока и индуктивностями или емкостями электрической сети. Условное обозначение — Q, единица измерения — вольт-ампер-реактивный (вар).
При наличии в цепи переменного тока электропотребителей с индуктивным или емкостным характером нагрузки происходит периодическое преобразование части полной энергии цепи в энергию электромагнитного поля индуктивности или в энергию электрического поля емкости. Указанные потребители накапливают энергию соответствующего вида, а затем возвращают ее в источник питания. Далее РМ меняет первоначальное направление и весь процесс повторяется сначала. Подробно реактивная мощность рассмотрена здесь.

РЕАКТИВНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ — параметр электрической цепи или ее схемы, равный корню квадратному из разности квадратов полной и активной проводимостей, взятому со знаком плюс, если ток отстает по фазе от напряжения, и со знаком минус, если ток опережает по фазе напряжение. ГОСТ 19880-74.

РЕАКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — параметр электрической цепи или ее схемы, равный корню квадратному из разности квадратов полного и активного сопротивлений цепи, взятому со знаком плюс, если ток отстает по фазе от напряжения, и со знаком минус, если ток опережает по фазе напряжение.
РЕАКТАНЦ (ндп). ГОСТ 19880-74.

РЕАКТИВНЫЙ (англ. REACTIVE) — термин, применяемый к индуктивной или емкостной цепи CT MЭK 50(151)-78.

РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (англ. RELUCTANCE MOTOR) — синхронный двигатель без обмотки возбуждения или постоянных магнитов, у которого ротор имеет выступы, играющие роль явно выраженных полюсов, такой двигатель обычно снабжен короткозамкнутой клеткой, позволяющей пускать его как асинхронный двигатель CT MЭK 50(411)-73.

РЕАКТИВНЫЙ МОМЕНТ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — вращающий момент, возникающий во вращающейся электрической машине с неравномерным воздушным зазором из-за стремления ротора занять положение, соответствующее наименьшему сопротивлению магнитного потока РЕАКТИВНЫЙ МОМЕНТ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РЕАКТИВНЫЙ МОМЕНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — вращающий момент, возникающий во вращающейся электрической машине вследствие изменения магнитного сопротивления в воздушном зазоре вдоль полюсного деления. ГОСТ 27471-87.

РЕАКТИВНЫЙ СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — синхронный двигатель, вращающий момент которого обусловлен неравенством магнитных проводимостей по поперечной и продольной осям ротора, не имеющего обмоток возбуждения или постоянных магнитов. РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (кр. ф.) ГОСТ 27471-87.

РЕАКТИВНЫЙ СИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С РАЗНЫМ ЧИСЛОМ ПОЛЮСОВ НА РОТОРЕ И СТАТОРЕ (англ. SUBSYNCHRONOUS RELUCTANCE MOTOR) — тип реактивного двигателя, в котором число элементов, играющих роль явновыражаншх полюсов, больше, чем число полюсов, образованных первичной обмоткой, вследствие чего двигатель работает при постоянной средней скорости, кратной его синхронной скорости. СТ МЭК 50(411)-73.

РЕАКТИВНЫЙ ШАГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — шаговый электродвигатель с неактивным ротором из магнитного материала. ГОСТ 27471-87.

РЕАКЦИЯ НА ИМПУЛЬСНЫЙ СИГНАЛ — изменение во времени выходного сигнала интегрального, дифференциального и любого другого звена при скачкообразном изменении сигнала на его входе. Реакция отражает динамическую характеристику элемента автоматики.

РЕАКЦИЯ ЯКОРЯ — воздействие намагничивающей силы обмотки якоря на поле электрической вращающейся машины, созданное обмоткой возбуждения или постоянными магнитами.

РЕАКЦИЯ ЯКОРЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — воздействие магнитодвижущей силы обмотки якоря на магнитное поле вращающейся электрической машины, создаваемое обмоткой возбуждения или постоянными магнитами. ГОСТ 27471-87.

РЕВЕРС — изменение направления вращения двигателя на обратное.
Реверс осуществляется следующим образом:
в трехфазных синхронных и асинхронных двигателях — переключением двух фазных проводов питающей сети;
в однофазных двигателях переменного тока — переключением выводов вспомогательной обмотки;
в двигателях постоянного тока — переключением выводов обмотки якоря или возбуждения;
в маломощных двигателях постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов — переключением выводов обмотки якоря;
в двигателе с расщепленными полюсами необходимо изменить конструкцию пакета статора.

РЕВЕРСИВНАЯ РАБОТА — режим работы электродвигателя, предусматривающий вращение ротора в обоих направлениях и обеспечиваемый, как правило, переключением обмоток электродвигателя с помощью контактных и бесконтактных переключателей.

РЕВЕРСИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА — вращающаяся электрическая машина, предназначенная для работы при любом направлении вращения ротора. ГОСТ 27471-87.

РЕВЕРСИВНЫЙ СЧЕТЧИК — микросхема, реализующая счетчик с изменяемым направлением счета.

РЕВЕРСИВНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (reversible electric drive) — электропривод, обеспечивающий движение исполнительного органа рабочей машины (ИОРМ) в любом из двух противоположных направлений. Изменение направления движения в большинстве случаев осуществляется за счет реверсирования электродвигателя, например, путем изменения направления тока в обмотке якоря или обмотке возбуждения (в двигателях постоянного тока) или изменением чередования фаз обмотки статора (в двигателях переменного тока). В ряде случаев изменение направления движения ИОРМ может осуществляться переключением в передаточном устройстве, например, зубчатых передач в коробке скоростей (коробки передач). Иногда электроприводы обеспечивают возвратно-поступательные движения исполнительного органа рабочей машины без реверсирования двигателя и переключений в передаточном устройстве.

РЕГИСТР СДВИГА — устройство (микросхема) из последовательно соединенных триггеров, хранящее двоичную информацию. В триггерах с внутренней задержкой входная информация вводится по фронту тактового импульса в буферную запоминающую ячейку, а затем передается на выход. Каждый триггер может хранить один бит информации.

РЕГУЛИРОВАНИЕ КООРДИНАТ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (control of power drive system controlled variable) — целенаправленное изменение одной или нескольких координат электропривода по воле оператора или средствами системы автоматического управления (САУ) в соответствии с требованиями технологического процесса, предъявляемыми к движению исполнительного органа рабочей машины. Различают регулирование координат собственно электропривода: момента (усилия), тока, скорости, перемещения (положения), а также регулирование технологических координат: натяжения обрабатываемого материала, расхода жидкости, температуры, геометрических размеров заготовки и пр. В большинстве случаев регулирование координат электропривода осуществляется воздействием на электродвигатель, но может осуществляться и воздействием на передаточное устройство — коробку скоростей (коробку передач), гидравлическую или электромагнитную муфты и пр. В большинстве случаев регулирование координат электропривода осуществляется воздействием на электродвигатель.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ВОЗМУЩЕНИЮ (feed-forward control) — регулирование координат электропривода, при котором отклонение регулируемой координаты от заданного значения (см. задающее воздействие) из-за влияния возмущающего воздействия компенсируется воздействием, являющимся функцией возмущающего воздействия.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ОТКЛОНЕНИЮ (deviation control) — регулирование координат электропривода, при котором отклонение регулируемой координаты от заданного значения (см. задающее воздействие) компенсируется воздействием через обратную связь вне зависимости от причин, вызвавших это отклонение (см. замкнутая система регулирования).

РЕГУЛИРОВОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОМАШИННОГО ГЕНЕРАТОРА — зависимость тока в обмотке независимого возбуждения или тока в обмотке параллельного возбуждения от тока нагрузки при неизменном напряжении на выводах обмотки якоря и номинальной частоте вращения ротора электромашинного генератора. Примечание. Регулировочная характеристика синхронного генератора определяется при неизменном коэффициенте мощности нагрузки. РЕГУЛИРОВОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РЕГУЛИРУЕМЫЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — вращающийся электродвигатель, частота вращения ротора которого в определенных пределах может быть отрегулирована до заданного значения. РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (controlled electric drive) — электропривод, обеспечивающий регулирование координат электропривода. Электропривод, координаты которого изменяются только в результате действия возмущающих воздействий, называют нерегулируемым. Примерами регулируемого электропривода постоянного тока служат электроприводы, содержащие систему управляемый преобразователь — двигатель, электроприводы, обеспечивающие регулирование координат изменением тока возбуждения (двухзонное регулирование), изменением сопротивлений в якорной цепи (параметрическое регулирование).
Примерами регулируемого асинхронного электропривода служат частотно-регулируемые электроприводы, электроприводы, выполненные по каскадной схеме, электроприводы с машиной двойного питания, электроприводы с изменением напряжения на статоре, сопротивлений в роторе, с переключением числа пар полюсов (параметрическое регулирование). Примерами регулируемого электропривода с синхронными двигателями служат электропривод с частотным регулированием и электропривод с вентильным двигателем (вентильный электропривод). Примерами регулируемого вентильно-индукторного электропривода служат электроприводы с регулированием напряжения, тока, углов коммутации. Регулируемый электропривод по виду регулируемой координаты подразделяют на моментный, скоростной и позиционный электроприводы.

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ — процесс заданного изменения частоты вращения двигателя при неизменной нагрузке.
Регулирование частоты осуществляют:
для асинхронных двигателей — путем изменения скольжения, частоты и амплитуды напряжения питания или переключения числа пар полюсов (схема Даландера);
для двигателей постоянного тока — путем изменения значения напряжения питания (например, с помощью тиристоров), значения тока возбуждения (с помощью регулятора возбуждения) или включением добавочных резисторов в цепь обмотки якоря по последовательной или параллельной схеме;
для трехфазных коллекторных двигателей переменного тока и репульсионных двигателей — путем смещения щеток оператором или автоматическим устройством;
для однофазных коллекторных двигателей переменного тока большой мощности — с помощью регулировочного трансформатора, малой мощности — с помощью резисторов.

РЕГУЛИРОВОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ МУФТЫ — зависимость развиваемого электромагнитной муфтой момента от тока в обмотке возбуждения.
Фрикционные электромагнитные муфты, как правило, используются для включения и отключения производственного механизма и не предназначены для регулирования момента и частоты вращения электропривода. Последнюю задачу решают электромагнитные муфты скольжения и порошковые муфты. Изменение момента осуществляется в этом случае изменением значения тока в обмотке возбуждения.

РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЕОСТАТ (РР) — переменный резистор, предназначенный для регулирования тока в обмотках электрических машин.
В генераторах с целью регулирования выходного напряжения РР включают в цепь обмотки возбуждения. При регулировании частоты вращения двигателей постоянного тока вниз от номинального значения РР включают в цепь обмотки якоря. При регулировании частоты вращения вверх от номинального значения РР включают в цепь обмотки возбуждения, ослабляя поле возбуждения. К РР относятся также реостаты, предназначенные для ограничения пусковых токов электродвигателей.

РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — стационарный или переносной трансформатор специальной конструкции, в котором напряжение на вторичной обмотке регулируется путем изменения геометрии магнитной системы, взаимного расположения обмоток, переключения их отпаек и т. п.
Несмотря на значительное конструктивное многообразие регулировочных трансформаторов их можно разделить на две большие группы: трансформаторы с изменением количества витков обмоток; трансформаторы с изменением магнитного состояния магнитной системы.

РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПАРАМЕТР — параметр, изменение которого позволяет воздействовать на значение и характер изменения параметра регулирования системы автоматического управления.
При рассмотрении двигателя постоянного тока как объекта регулирования, в котором частота вращения является параметром регулирования, к регулирующему параметру относят ток возбуждения и напряжение на обмотке якоря.

РЕГУЛИРУЮЩИЙ УСИЛИТЕЛЬ — усилитель системы автоматического регулирования, коэффициент усиления которого зависит от частоты проходящего через него сигнала.
С помощью регулирующего усилителя изменяется частотная характеристика системы регулирования, что позволяет сохранить ее устойчивость в широком диапазоне изменения частоты входного сигнала. Аналогичная задача, но для меньшего диапазона изменения частоты входного сигнала, решается с помощью корректирующих звеньев, включаемых в цепь обратной связи.

РЕГУЛЯТОР (Р) — основной элемент системы автоматического регулирования, предназначенный для воздействия на объект регулирования с целью регулирования или стабилизации его выходного параметра.
На практике Р может формировать управляющее воздействие для промежуточного элемента, например усилителя, либо непосредственно воздействовать на объект регулирования. В первом случае в качестве вспомогательной используется энергия сжатой жидкости, воздуха или электрического тока. В гидравлических и пневматических устройствах в качестве Р используются вентили, клапаны, заслонки. В электрических устройствах находят применение регулирующие трансформаторы, магнитные усилители, полупроводниковые Р различных типов. Обычно Р могут быть предназначены для работы с аналоговыми и цифровыми сигналами.

РЕГУЛЯТОР ВОЗБУЖДЕНИЯ — резистор с переменным сопротивлением, включаемый в обмотку возбуждения машины постоянного тока.
В машинах постоянного тока с последовательным возбуждением используется низкоомный резистор, включенный параллельно обмотке возбуждения. В машинах постоянного тока с параллельным и независимым возбуждением относительно высокоомный резистор включается последовательно с обмоткой возбуждения. В генераторах постоянного тока с последовательным и независимым возбуждением в клеммной коробке установлены два короткозамкнутых вывода, через которые замыкается ток, вызванный ЭДС самоиндукции, возникающей при обрыве цепи возбуждения.

РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ С КОНТАКТНЫМ СЕКТОРОМ — электромеханический регулятор, предназначенный для регулирования напряжения генератора переменного тока.
Регулятор включается в цепь обмотки возбуждения генератора. Неподвижные контакты регулятора образуют два сектора, относительно которых перемещаются два подвижных контакта. Неподвижные контакты присоединены к отпайкам и выводам регулирующих реостатов, включенных в цепь обмотки возбуждения. При перемещении подвижного контакта шунтируется соответствующая часть регулировочного реостата, благодаря чему происходит изменение тока возбуждения генератора.
При одиночной работе генератора этот регулятор стабилизирует напряжение в обмотке якоря. При параллельной работе генераторов регулятор позволяет изменять значение реактивной мощности.

РЕГУЛЯТОР СКОЛЬЖЕНИЯ (англ. SLIP REGULATOR) — устройство для уменьшения скорости вращения ниже синхронной. Такое устройство обычно выполняется в виде переменного резистора, включенного во вторичную цепь асинхронного двигателя с фазным ротором. СТ МЭК 50 (411)-73.

РЕГУЛЯТОРЫ (regulators) в электроприводе — устройства, посредством которых осуществляется регулирование координат электропривода. Регуляторы могут быть неавтоматическими и автоматическими. При неавтоматическом регуляторе регулирование координат осуществляется воздействием человека (оператора) на регулятор. Автоматический регулятор может быть программным. В этом случае выходное напряжение регулятора {воздействие управляющее) изменяется без участия оператора по заранее заложенной в регулятор программе. Наиболее распространены автоматические регуляторы, выходное напряжение которых является функцией отклонения текущего значения регулируемой координаты от ее заданного значения (регулирование по отклонению). В соответствии с законом регулирования, регулятор может быть пропорциональным, интегральным, пропорционально-интегральным, пропорционально-интегрально-дифференциальным, релейным и др. Различают регуляторы по регулируемой координате — регуляторы тока, регуляторы скорости и т.д. Различают также регуляторы и по использованной элементной базе — аналоговые, цифровые и др.

РЕДУКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — электропривод, передаточное устройство которого содержит редуктор.
Примечание. Редуктор может быть встроен в электродвигатель. ГОСТ 16593-79.

РЕДУКТОСИН — информационная бесконтактная электрическая машина с сосредоточенными многополюсными первичной и вторичной обмотками статора и многополюсным ротором, возбуждаемая однофазным напряжением, выходное напряжение которого является функцией углового положения ротора.
ГОСТ 27471-87.

РЕЖИМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — режим работы вращающегося электродвигателя, подключенного к питающей сети при номинальном напряжении и при неподвижном роторе. ГОСТ 27471-87.

РЕЖИМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — режим работы трансформатора при питании хотя бы одной из обмоток от источника с переменным напряжением при коротком замыкании на зажимах одной из других обмоток. ГОСТ 16110-82.

РЕЖИМ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ ЭЛЕКТРОМАШИННОГО ГЕНЕРАТОРА — режим работы электромашинного генератора при замкнутых накоротко выводах обмотки якоря и номинальном постороннем возбуждении ГОСТ 27471-87. КОРОТКОЕ ЗАМЫКАНИЕ (кр. ф.). ГОСТ 18311-80.

РЕЖИМ МАКСИМАЛЬНОЙ ДЛИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — режим работы с максимальной нагрузкой, в условиях которой вращающаяся электрическая машина может работать в течение срока службы, установленного в нормативно-технической документации. ГОСТ 27471-87.

РЕЖИМ НАГРУЗКИ ТРАНСФОРМАТОРА — режим работы возбужденного трансформатора при наличии токов не менее, чем в двух его основных обмотках, каждая из которых замкнута на внешнюю цепь.
Примечание. При этом не учитываются токи, протекающие в двух или более обмотках в режиме холостого хода. ГОСТ 16110-82.

РЕЖИМ РАБОТЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — установленный порядок чередования и продолжительности нагрузки, холостого хода, торможения, короткого замыкания, пуска и реверса вращающейся электрической машины во время ее работы. ГОСТ 27471-87.

РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — режим работы вращающегося электродвигателя при номинальном напряжении, но без нагрузки. ГОСТ 27471-87.

РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА ТРАНСФОРМАТОРА — режим работы при питании одной из обмоток трансформатора от источника с переменным напряжением и других обмотках, не замкнутых на внешние цепи. X.X. ТРАНСФОРМАТОРА (кр. ф.). ГОСТ 16110-82.

РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА ЭЛЕКТРОМАШИННОГО ГЕНЕРАТОРА — режим работы электромашинного генератора при номинальной частоте вращения, номинальном напряжении, но без нагрузки. ГОСТ 27471-87.

РЕЖИМ НАГРУЗКИ ГЕНЕРАТОРА — установившееся электрическое магнитное и тепловое состояние генератора, при котором получаемая в нем электрическая энергия отдается электропотребителям.
Сопротивление потребителей определяет уровень загрузки и значение тока генератора. Под действием тока нагрузки на обмотке генератора возникает падение напряжения, приводящее к снижению выходного напряжения относительно напряжения ненагруженного генератора. Протекающий через генератор ток создает тормозной момент, который преодолевается механически соединенным с ним первичным двигателем.

РЕЖИМ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — режим работы электродвигателя, в котором механическая энергия с его вала передается на вал производственного механизма электропривода.
При нормальном режиме работы электродвигатель на любой частоте вращения должен создавать момент, равный моменту нагрузки или превышающий его. На практике почти все электродвигатели обладают способностью саморегулирования, в соответствии с которой увеличение нагрузки электродвигателя сопровождается снижением его частоты вращения и соответствующим увеличением развиваемого им момента. В результате после окончания переходного процесса наступает равновесие между моментом электродвигателя и моментом нагрузки при новом значении частоты вращения. Вышесказанное не относится к синхронным электродвигателям, частота вращения которых при изменении нагрузки практически не меняется.

РЕЖИМ РАБОТЫ С ИМПУЛЬСНОЙ НАГРУЗКОЙ (перемежающийся режим работы) — режим работы электродвигателя, характеризующийся периодическим набросом и сбросом нагрузки при постоянно включенном двигателе. Время работы двигателя под нагрузкой существенно меньше времени, за которое температура двигателя достигает установившегося значения. В связи с тем что после сброса нагрузки двигатель продолжает работать на холостом ходу, температура активных частей практически не меняется.

РЕЖИМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ МАШИНЫ — установленный порядок чередования и продолжительности нагрузки, холостого хода, торможения, пуска и реверса электрической машины во время ее работы.
Основным является номинальный режим, при котором двигатель при номинальной частоте вращения имеет номинальную нагрузку. Отклонение от этого режима вследствие, например, увеличения числа пусков или перегрузки двигателя приводит к перегреву обмоток, к старению изоляции и к снижению срока службы машины. По этой причине допускается лишь кратковременная перегрузка машины, причем чем больше ее значение, тем меньше время, в течение которого машина может работать в этом режиме. Для электрических машин выделяют следующие режимы работы: номинальный продолжительный, кратковременный, повторно-кратковременный, перемежающийся.

РЕЖИМ СИНХРОННОГО КОМПЕНСАТОРА — режим работы синхронной машины, в котором изменение сдвига фаз между током и напряжением обеспечивается путем регулирования тока возбуждения.
Если при неизменной нагрузке синхронного двигателя снизить ток его возбуждения, то в обмотке якоря появится индуктивная составляющая тока, т. е. двигатель наряду с потреблением активной станет потребителем реактивной мощности. При этом cos φ двигателя уменьшается. В случае изменения тока возбуждения в сторону увеличения происходит перевозбуждение двигателя и он проявляет себя как конденсатор, приобретая способность компенсировать реактивную мощность, создаваемую потребителями с индуктивным характером нагрузки. Это означает, что синхронная машина работает в режиме компенсатора. Из вышесказанного следует, что полный ток синхронного двигателя складывается из двух составляющих — активной, пропорциональной моменту нагрузки, и реактивной, пропорциональной току возбуждения.

РЕЖИМ ХОЛОСТОГО ХОДА ТРАНСФОРМАТОРА — режим работы трансформатора при питании одной из обмоток от источника переменного тока и не замкнутых на внешние цепи других обмоток.
В режиме холостого хода к первичной обмотке прикладывается номинальное напряжение, а ток во вторичной обмотке равен нулю. Протекающий в первичной обмотке ток незначителен и по существу является током намагничивания.

РЕЗИСТОР (англ. RESISTOR) — устройство, основным свойством которого является электрическое сопротивление. СТ МЭК 50(151)-78.

РЕЗОНАНС В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ — явление в электрической цепи, содержащей участки, имеющие индуктивный и емкостный характер, при котором разность фаз напряжения и тока на входе цепи равна нулю. ГОСТ 19880-74.

РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — электрическое торможение вращающегося электродвигателя, при котором энергия отдается в сеть. РЕКУПЕРАТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РЕКУПЕРАЦИЯ (regeneration) — процесс преобразования механической энергии системы в электрическую энергию и передача ее в сеть. Электрическая машина в этом случае работает как генератор.

РЕЛЕЙНО-КОНТАКТОРНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (relay switching control system) — система управления электропривода, управляющее устройство которой реализуется на основе релейно-контакторной аппаратуры. Релейно-контакторная схема управления осуществляет выбор направления и скорости движения, пуск, торможение, реверсирование, останов двигателя, создание временных пауз в движении, защиту электропривода и остановку исполнительного органа рабочей машины. Заводы-изготовители поставляют релейно-контакторные схемы управления в виде законченных изделий — станций управления, выполняющих перечисленные операции и предназначенных для электроприводов постоянного тока (с двигателями независимого и последовательного возбуждения), асинхронных (с короткозамкнутым и фазным ротором), электроприводов с синхронными двигателями и др.

РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА (РП) — силовой элемент передаточного устройства электропривода, в котором передача вращающего момента осуществляется посредством замкнутого ремня, выполненного из кожи, резины или иного прочного и гибкого материала.
При использовании РП на вал электродвигателя и производственного механизма устанавливаются шкивы с кольцевыми пазами, в которые укладывается ремень. К недостаткам РП следует отнести большие габариты и проскальзывание относительно шкивов. Передача вращающего момента обеспечивается в РП за счет сил трения, возникающих между поверхностями ремня и шкивов. Для увеличения поверхности соприкосновения ремня со шкивом первый часто имеет У-образную форму. Аналогичную форму имеют пазы на шкивах. Для регулирования натяжения ремня используются шкивы с несколькими пазами различного радиуса, а для усиления РП применяют одновременно несколько ремней. С течением времени происходит срабатывание и вытягивание ремней, вследствие чего возникает необходимость в их замене.

РЕПУЛЬСИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (англ. REPULSION MOTOR) — однофазный коллекторный двигатель, обмотка статора которого рассчитана на подключение к источнику переменного тока, а обмотка ротора соединена с коллектором, щетки которого замкнуты накоротко и могут устанавливаться в различные положение с целью регулирования частоты вращения при определенной нагрузке. ГОСТ 27471-87.

РЕПУЛЬСИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ДВУМЯ КОМПЛЕКТАМИ ЩЕТОК (ДВИГАТЕЛЬ ДЕРИ — англ. DERI MOTOR) — репульсионный двигатель, имеющий два комплекта щеток, один из которых жестко закреплен, а второй имеет возможность перемещаться. СТ МЭК 50(441)-73.

РЕСИНХРОНИЗАЦИЯ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — восстановление нормальной работы синхронной машины с синхронной частотой вращения после нарушения синхронизма. РЕСИНХРОНИЗАЦИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (resources-saving by means of electric drive) — рациональное использование ресурсов электроэнергии, тепла, воды, материалов, трудозатрат и т.п. в технологиях, связанных с электромеханическим преобразованием энергии и управлением технологическим процессом средствами электропривода. Осуществляется главным образом за счет подведения к исполнительному органу рабочей машины мощности, необходимой в данный момент для нормального (оптимального) осуществления технологического процесса. Например, напор в системе водоснабжения здания должен быть таким, чтобы обеспечить комфортное водоснабжение в наиболее удаленной высокой (диктующей) точке; любой избыток напора приводит к лишним затратам электроэнергии в электроприводе насоса, к потерям воды из-за нерационального ее использования и к дополнительным трудозатратам на ремонт арматуры. Ресурсосбережение средствами электропривода реализуется за счет перехода от нерегулируемого электропривода к регулируемому — например, к электроприводу, обеспечивающему регулирование скорости двигателя в функции расхода воды или напора в диктующей точке.

РУБИЛЬНИК — электрический выключатель с ручным приводом для включения электрических машин и цепей постоянного и переменного токов при напряжении до 1000 В и силе тока до 1000 А.
В цепях переменного тока с напряжением выше 380 В и постоянного — с напряжением выше 220 В для отключения цепей под нагрузкой рубильники снабжаются дугогасительными камерами.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.