Термины и определения на букву «П»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

ПАДЕНИЕ НАПРЯЖЕНИЯ — значение напряжения на участке электрической цепи, по которому протекает электрический ток. Причиной падения напряжения является электрический ток. Знак падения напряжения совпадает со знаком тока в электрической цепи.
Падение напряжения на индуктивном сопротивлении рассеяния трансформатора. Возникающие в области обмоток трансформатора магнитные поля рассеяния приводят к дополнительному падению напряжения в обмотках, что снижает коэффициент трансформации трансформатора. Снижение потоков рассеяния достигается путем выбора соответствующей конструкции обмоток и магнитной системы.

ПАЗ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — углубление или полость вблизи поверхности магнитопровода статора или ротора вращающейся электрической машины, обращенные к основному воздушному зазору, предназначенные для размещения проводов обмотки. ПАЗ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ПАКЕТ СТАТОРА — неподвижная часть магнитопровода электрической машины постоянного или переменного тока, которая набирается из отдельных листов электротехнической стали.
Обычно пакет расположен в корпусе машины, изготовляемом из стального листа, отливаемого из чугуна или легированных сплавов из алюминия. Конструктивное исполнение корпуса соответствует используемой системе охлаждения машины и способу защиты от внешних воздействий. Пакет статора изготовляется из отдельных листов горячекатаной или холоднокатаной электротехнической стали. Поверхность листа покрывается электроизоляционным лаком с одной стороны или оксидной пленкой с двух сторон. Листы собираются в пакет с помощью шпилек. На внешней стороне пакета имеются пазы, входящие в соответствующие выступы на внутренней поверхности корпуса, благодаря чему обеспечивается их надежная взаимная фиксация. У края внутренней поверхности пакета статора выполнены пазы для размещения обмотки. В торце корпуса имеются крепежные отверстия для фиксации подшипниковых щитов и центровки подшипников. На корпусе расположена также клеммная коробка, к которой присоединяются выводы обмотки статора, протягиваемые через отверстие в корпусе машины. Для транспортировки машины в верхней части корпуса установлен рым-болт.

ПАКЕТНЫЙ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ (ПВ) — выключатель, предназначенный для коммутации электрических цепей низкого напряжения.
В ПВ замыкание и размыкание контактов осуществляется посредством поворота сегмента из электроизоляционного материала, по поверхности которого перемещаются концы штоков, соединенных с контактными пластинами.
Контакты ПВ должны обладать высокой термической устойчивостью и не должны подвергаться окислению, поскольку оплавление и окисление приводят к резкому увеличению переходного сопротивления, В общем случае механизм ПВ обеспечивает скачкообразное замыкание и размыкание контактных пар, причем последние могут располагаться в специальных камерах, способствующих быстрому гашению электрической дуги. Отдельные группы контактов ПВ монтируются в плоских секциях цилиндрической или прямоугольной формы, которые собираются вместе и снабжаются общим исполнительным механизмом, вал которого проходит через центр указанных секций. Приспособление для перемещения контактных пластин выполняется таким образом, что в любой секции могут быть образованы как замыкаемые, так и размыкаемые контакты. Сегменты иногда крепятся на валу исполнительного механизма с некоторым угловым сдвигом, что позволяет при изменении углового положения органа управления ПВ обеспечить замыкание и размыкание соответствующих контактных пар в необходимой последовательности. Наиболее часто ПВ используются для коммутации электрических цепей незначительной мощности (в системах автоматики, в схемах управления маломощных электродвигателей и нагревательных приборов).

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РАБОТА ГЕНЕРАТОРОВ используется для повышения надежности электропитания и реализуется путем соединения одноименных выводов их обмоток.
При параллельной работе генераторов постоянного тока регуляторы возбуждения должны поддерживать равенство напряжения на обмотках якоря с целью устранения уравнительного тока. Более загруженным оказывается генератор, имеющий большее напряжение.
При параллельной работе синхронных генераторов возникающий между ними уравнительный ток носит реактивный характер ввиду значительного индуктивного сопротивления обмоток переменного тока. Перевозбужденный синхронный генератор является источником опережающего, реактивного тока, поступающего в обмотку якоря недовозбужденного генератора, т.е. перевозбужденный синхронный генератор проявляет себя по отношению к другому генератору как конденсаторная батарея и компенсирует часть реактивной мощности невозбужденного синхронного генератора. Распределение реактивной мощности между параллельно работающими синхронными генераторами осуществляется изменением тока возбуждения. Для перераспределения активной мощности следует изменять момент первичного двигателя соответствующего синхронного генератора. При этом более нагруженным при одинаковых токах возбуждения является синхронный генератор с большим моментом первичного двигателя. На практике синхронные генераторы нередко используются для параллельной работы с питающей трехфазной сетью переменного тока. В этом случае напряжение сети имеет постоянное значение независимо от нагрузки генератора.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ (parallel correction) — способ включения корректирующих звеньев в системе автоматического регулирования электропривода в местные (внутренние) обратные связи, охватывающие часть функционально необходимых элементов системы. Основными недостатками параллельной коррекции являются относительная сложность расчета системы и большая трудоемкость настройки. В большинстве случаев изменение одного из параметров требует перерасчета и перестройки всей схемы.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ — один из способов возбуждения генератора постоянного тока, при котором обмотка возбуждения подключается параллельно обмотке якоря.
Ввиду того что обмотка возбуждения подключается на то же напряжение, что и обмотка якоря, она выполняется из провода небольшого диаметра с большим количеством витков.

ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РАБОТА ТРАНСФОРМАТОРОВ — работа двух или нескольких трансформаторов при параллельном соединении не менее чем двух основных обмоток одного из них с таким же числом основных обмоток другого трансформатора (других трансформаторов). ГОСТ 16110-82.

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (parallel interface) — интерфейс, обеспечивающий обмен данными параллельным кодом, при котором все его разряды передаются одновременно по необходимому числу линий связи. Например, при обмене 8-разрядным параллельным кодом одновременно по восьми линиям связи передаются все восемь разрядов цифрового кода.

ПАРАМЕТР РЕГУЛИРОВАНИЯ — параметр, значение которого, как правило, поддерживается на заданном уровне, например температура, частота вращения, расход воздуха или воды и т. д.

ПАРАМЕТРИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (parametric control) скорости электропривода — регулирование скорости, связанное с изменением каких-либо параметров электропривода: сопротивления в якорной цепи электродвигателя постоянного тока, активных или активно-индуктивных сопротивлений в цепи статора или ротора асинхронного двигателя. В электроприводе с асинхронным двигателем параметрическое регулирование скорости возможно за счет изменения числа пар полюсов.

ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (parameters of electric drive) — величины, которые существенным образом характеризуют как отдельные компоненты электропривода, так и его в целом (электрические сопротивления, индуктивности, постоянные времени, моменты инерции, коэффициенты полезного действия, значения номинальных токов, моментов, напряжений и т.д.). Параметры электропривода могут быть постоянными и переменными (зависят от времени, температуры или координат электропривода).

ПЕРВИЧНАЯ ОБМОТКА — обмотка трансформатора, к которой подводится энергия преобразуемого переменного тока. Первичная обмотка для питающей сети является потребителем и может быть обмоткой высшего или низшего напряжения соответственно для понижающего и повышающего трансформаторов.
При проведении расчетов трансформатора все параметры и величины, относящиеся к первичной обмотке, записываются с индексом 1, например R1, х1 — активное и индуктивное сопротивления, U1 и I1 — напряжение и ток.

ПЕРВЫЙ ЗАКОН КИРХГОФА — один из основных законов электрических цепей, согласно которому сумма токов всех ветвей, сходящихся в одном узле, равна нулю, т. е. сумма токов, входящих в узел, равна сумме токов, выходящих из этого узла. Первый закон Кирхгофа подробно рассмотрен здесь.

ПЕРЕГРУЗКА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — превышение фактического значения мощности или тока электротехнического устройства над номинальным значением.
Примечание. Допускается с введением соответствующего пояснения оценивать перегрузку полным значением параметра, превышающим номинальное значение. ГОСТ 18311-80.

ПЕРЕГРУЗОЧНАЯ СПОСОБНОСТЬ (overload factor) — способность выдерживать кратковременные, превышающие номинальное значение пики нагрузки, которые могут возникать в процессе эксплуатации электропривода. Обычно перегрузочная способность определяется применительно к электродвигателю. Преобразователь электрической энергии, от которого питается двигатель (двигатели), должен быть рассчитан на работу при длительно допустимых для двигателя нагрузках и регламентируемых перегрузках. Перегрузочная способность электродвигателя постоянного тока ограничивается условиями коммутации в щеточно-коллекторном узле. Перегрузочная способность по моменту асинхронного двигателя ограничивается значением его критического момента, синхронного двигателя — максимальным моментом на угловой характеристике.

ПЕРЕДАТОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ЦЕПИ — отношение выходной величины к входной, выраженных в комплексной или операторной форме. ГОСТ 19880-74.

ПЕРЕДАТОЧНОЕ УСТРОЙСТВО — устройство, предназначенное для передачи механической энергии от электродвигательного устройства электропривода к исполнительному органу рабочей машины и для согласования вида и частот вращения их движения.
Передаточное устройство либо осуществляет непосредственную передачу момента двигателя рабочей машине, либо дополнительно реализует снижение частоты вращения двигателя или преобразование его вращательного движения в механическое движение другого типа. В качестве передаточных устройств используются ременные, зубчатые и червячные передачи, а также различные муфты сцепления, в том числе фрикционные, электромагнитные и электромеханические. Указанные передаточные устройства создают дополнительный момент сопротивления, приводящий к снижению частоты вращения электропривода.

ПЕРЕРЕГУЛИРОВАНИЕ (overshoot) регулируемой величины — наибольшая ошибка регулирования (по отношению к заданному значению, соответствующему новому установившемуся состоянию) во время переходного процесса после изменения задающего или возмущающего воздействия. Один из прямых показателей качества процесса управления, определяемый по переходной функции.

ПЕРИОД ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СИГНАЛА — наименьший интервал времени, по истечении которого мгновенные значения периодического сигнала повторяются.
Условное обозначение — Т. Период обратно пропорционален частоте f изменения электрического сигнала: T = 1 / f.

ПЕРИОД КОММУТАЦИИ — время, в течение которого совершается переключение и секция замыкается накоротко. Этот период очень мал и составляет тысячные доли секунды.

ПЕРЕКЛЮЧАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ — функция, устанавливающая однозначную взаимосвязь между входными и выходными сигналами и соответствующая изменению состояния логического устройства. Такая функция на практике отображается с помощью таблицы состояний или диаграммы переключения. Переключающая функция позволяет синтезировать логические схемы и устройства, реализующие заданный алгоритм работы дискретной схемы.

ПЕРЕМЕЖАЮЩИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С РАЗНЫМИ ЧАСТОТАМИ ВРАЩЕНИЯ — режим работы вращающейся электрической машины, при котором работа с неизменной нагрузкой при одной частоте вращения чередуется с переключениями на другую частоту с неизменной нагрузкой, соответствующей этой частоте. Причем время работы на каждой частоте вращения недостаточно для достижения установившейся температуры машины. ПЕРЕМЕЖАЮЩИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ С РАЗНЫМИ ЧАСТОТАМИ ВРАЩЕНИЯ (кр ф.). ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕМЕЖАЮЩИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЧАСТЫМИ РЕВЕРСАМИ — режим работы вращающейся электрической машины, при котором работа с неизменной нагрузкой, продолжающаяся менее, чем необходимо для достижения установившейся температуры машины, чередуется с реверсами. ПЕРЕМЕЖАЮЩИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ С ЧАСТЫМИ РЕВЕРСАМИ. (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕМЕЖАЮЩИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ — режим работы электрооборудования, при котором работа с практически неизменной нагрузкой чередуется с работой в режиме х.х., причем как в том, так и в другом случае температура электрооборудования не достигает установившегося значения при практически неизменной температуре охлаждающей среды. ГОСТ 183-80.

ПЕРЕМЕЖАЮЩИЙСЯ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — режим работы электротехнического устройства, при котором работа с практически неизменной нагрузкой чередуется с работой в режиме холостого хода, причем как в том, так и в другом случае температура электротехнического устройства не достигает установившегося значения при практически неизменной температуре охлаждающей среды. ГОСТ 183-80.

ПЕРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ (англ. VARYING DUTY) — режим работы, в котором нагрузка и интервалы работы с нагрузкой меняются в широких пределах.

ПЕРЕМЕННОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — напряжение, периодически изменяющее свое значение и знак.
Если определить среднее значение переменного напряжения за некоторый промежуток времени, то оно окажется равным нулю. С точки зрения формы различают напряжения синусоидальной, трапецеидальной, треугольной и других форм. Наибольшее распространение получило синусоидальное переменное напряжение.

ПЕРЕМЕННОЕ СИНУСОИДАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — переменное напряжение, мгновенное значение которого изменяется по синусоидальному закону: u = U sin wt.
Такое напряжение не имеет каких-либо бросков и провалов, т. е. изменяется плавно, его форма не изменяется при включении в электрическую цепь активного сопротивления, индуктивной катушки и конденсатора. На практике форма напряжения несколько отличается от идеальной синусоиды.

ПЕРЕМЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — электрический ток, изменяющийся с течением времени.
Примечание. Аналогично определяются переменные э.д.с., напряжение, магнитодвижущая сила, магнитный поток, электрический заряд и т.д. ГОСТ 19880-74.

ПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ПРИ РАЗОМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами обмотки возбуждения синхронной машины по продольной оси. ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ ПРИ РАЗОМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами обмотки возбуждения синхронной машины по поперечной оси. ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ПРИ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами обмотки возбуждения с учетом реактивного действия обмотки якоря синхронной машины по продольной оси. ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕХОДНАЯ ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ ПРИ КОРОТКОЗАМКНУТОЙ ОБМОТКЕ ЯКОРЯ — электромагнитная постоянная времени, определяемая параметрами обмотки возбуждения по поперечной оси, если таковая имеется, с учетом реактивного действия обмотки якоря синхронной машины по поперечной оси. ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕХОДНАЯ ФУНКЦИЯ (unit step function, time response) — функция, отображающая реакцию линейной системы автоматического регулирования на единичное ступенчатое воздействие при нулевых начальных условиях. Переходная функция — одна из основных характеристик линейной системы, которая полностью определяет ее динамические свойства. График переходной функции называют переходной характеристикой. Переходная функция, в отличие от передаточной функции, является временной характеристикой. Зная переходную функцию системы, можно заранее определить, как эта система будет реагировать на любое воздействие.

ПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение начального значения основной гармоники электродвижущей силы, индуктируемой в обмотке якоря синхронной машины полным магнитным потоком, обусловленным составляющей тока в этой обмотке по продольной оси, к начальному значению этой составляющей тока при ее внезапном изменении, отсутствии успокоительных контуров, наличии замкнутой обмотки возбуждения по продольной оси и синхронной частоте вращения. ПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87

ПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБМОТКИ ЯКОРЯ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение начального значения основной гармоники электродвижущей силы индуктируемой в обмотке якоря синхронной машины полным магнитным потоком, обусловленным составляющей тока в этой обмотке по поперечной оси к начальному значению этой составляющей тока при ее внезапном изменении, отсутствии контуров, наличии замкнутой обмотки возбуждения по поперечной оси и при синхронной частоте вращения. ПЕРЕХОДНОЕ ИНДУКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ПО ПОПЕРЕЧНОЙ ОСИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПЕРЕХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ КОНТАКТОВ — омическое сопротивление между рабочими поверхностями подвижных и неподвижных замкнутых контактных элементов.
Вследствие шероховатости рабочих поверхностей контактных элементов их соприкосновение происходит не по всей площади, а лишь на некоторой ее части, что приводит к увеличению переходного сопротивления и к локальному перегреву точек соприкосновения контактных элементов. Указанный недостаток усугубляется при отклонении геометрии контактных элементов, их загрязнении, окислении, обгорании и оплавлении. В последнем случае происходит деформация рабочей поверхности контактных элементов. Переходное сопротивление увеличивается также при снижении прижимного усилия между контактными элементами. Понятие переходного сопротивления распространяется также на контактные соединения, выполненные посредством пайки или сварки.

ПЕРЕХОДНОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — режим перехода от одного установившегося режима работы электротехнического устройства к другому.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ (electric drive transients) — процессы изменения во времени координат электропривода (ток, момент, скорость, угол поворота вала двигателя и т.д.) при переходе его из одного установившегося режима в другой под действием управляющего (задающего) или возмущающего (например, нагрузки на валу двигателя) воздействия. Переходные процессы возникают при пуске, торможении, реверсировании электропривода, при переходе с одного значения скорости на другое, внезапном (ударном) приложении или сбросе нагрузки и т.д. Характер переходных процессов зависит от динамических свойств электропривода и вместе со свойствами электропривода в установившихся режимах определяет качество процессов регулирования.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПРОЦЕСС — неустановившийся электромагнитный процесс, возникающий при коммутации или коротком замыкании в электрических приборах и аппаратах и приводящий к нарушению установившегося режима работы.
Переходный процесс наиболее сильно проявляется при коммутации индуктивных (дросселей, ненагруженных трансформаторов) и емкостных (конденсаторных батарей, электрических кабелей большой протяженности) электрических цепей, а также смешанных цепей с индуктивными и емкостными нагрузками. В последнем случае процесс усиливается из-за резонансных эффектов. В переходном процессе токи и напряжения могут многократно превышать установившиеся значения, в результате чего имеет место перегрев и повреждение электрической изоляции.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ — электромагнитные, тепловые и механические процессы в электрической машине, возникающие при внезапном изменении ее установившегося состояния, а также при включении и отключении коммутационной аппаратуры.
Коммутация электрических аппаратов сопровождается бросками тока и напряжения в питающей сети и в нагрузке. Целью расчета переходных процессов является определение времени отключения коммутационного аппарата, значений импульсов тока и перенапряжений и параметров резонансных процессов. Для визуального анализа переходных процессов используется осциллограф. При включении коммутационного аппарата переходный процесс считается законченным в момент прекращения дребезга контактов, при отключении — в момент гашения на контактах электрической дуги и восстановления электрической прочности промежутка между контактами. Если после гашения дуги ее горение возобновляется, переходный процесс считается незаконченным.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВО ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЕ — электромагнитные, тепловые и механические процессы во вращающейся электрической машине, возникающие при внезапном изменении ее установившегося состояния. ГОСТ 27471-87.

ПЕЧАТНАЯ ОБМОТКА ЯКОРЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — обмотка якоря вращающейся электрической машины, витки которой выполнены путем нанесения электропроводящего материала на поверхность изолирующего материала. ГОСТ 27471-87.

ПЛОТНОСТЬ ТОКА — физическая величина, характеризующая распределение электрического тока по сечению проводника, через который он протекает.
Условное обозначение — ϳ, единица измерения — А/м² или А/мм².
Плотность тока является одной из основных величин, значение которой позволяет выбрать сечение провода под известное значение тока без перегрева провода.

ПЛОТНОСТЬ ПОТОКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СМЕЩЕНИЯ — физическая величина, отражающая характер распределения потока электрического смещения в электростатическом поле.
Условное обозначение — D единица измерения — К/м²:
D = Ψ / S.
В электрическом поле аналогичной величиной является плотность тока. В однородном электростатическом поле плотность потока электрического смещения является постоянной величиной, а в диэлектрике ее можно определить через напряженность Е электростатического поля и коэффициент ε диэлектрической проницаемости:
D = εE.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ПРИВОД — один из типов привода, используемого для включения и отключения силовых выключателей среднего и высокого напряжения, принцип действия которого основан на преобразовании энергии сжатого воздуха в механическую энергию.
Пневматический привод используется для непосредственного или дистанционного управления силовыми выключателями. Воздействие сжатого воздуха на механизм выключателя осуществляется через пневматический цилиндр, подача сжатого воздуха в который производится с помощью воздушного клапана. В указанных выключателях энергия сжатого воздуха используется также для гашения дуги на главных контактах. Пневмоприводы отличаются высоким быстродействием и надежностью. При повреждении пневматической системы выключатель может быть отключен посредством воздействия оператора на спусковой механизм.

ПОВЕРКА (мер и измерительных приборов) — совокупность действий, выполняемых для оценки погрешности мер и показаний измерительных приборов. Если поверяемые меры или измерительные приборы предназначены для учета поправок их показаниям, то поверкой определяются их погрешности; если без введения поправок — выясняется, не превышают ли их погрешности допустимой величины. Обычно при поверке производят также внешний осмотр меры или измерительного прибора, чтобы убедиться в отсутствии неисправностей, препятствующих их применению. При сличении выполняется прямое сравнение двух мер или двух измерительных приборов. Калибровка мер — это поверка совокупности однозначных или одной многозначной меры на различных отметках шкалы, при которой погрешности отдельных мер или значений шкалы оценивают путем сравнения их между собой в различных сочетаниях. Градуировка мер или измерительных приборов заключается в нанесении отметок на шкалу меры или измерительного прибора или определении значения измеряемой величины, соответствующих уже нанесенным условным отметкам. При отсутствии шкалы под градуировкой понимают определение зависимости между измеряемой и другой, легко определяемой по показаниям средств измерений (величинами).

ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ (англ. INTERMITTENT DUTY) — режим работы, в котором интервалы работы с нагрузкой чередуются с паузами. СТ МЭК 50 (151)-78.

ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЧАСТЫМИ ПУСКАМИ — повторно-кратковременный режим работы вращающейся электрической машины, при котором пусковые потери оказывают существенное влияние на ее нагрев. ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ С ЧАСТЫМИ ПУСКАМИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОВТОРНО-КРАТКОВРЕМЕННЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЧАСТЫМИ ПУСКАМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОРМОЖЕНИЕМ — повторно-кратковременный режим работы вращающейся электрической машины с частыми пусками, при котором для ее остановки применяется электрическое торможение и потери при пуске и торможении оказывают существенное влияние на ее нагрев. ГОСТ 27471-87.

ПОВЫШАЮЩИЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, у которого первичной обмоткой является обмотка низшего напряжения. ГОСТ 16110-82.

ПОВТОРНЫЕ ТИПОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ (англ. DUPLICATE TESTS) — испытания, проводимые на машине того же типа и конструкции, как и машина, ранее прошедшая типовые испытания, с целью установления соответствия данных машины первоначальному проекту. СТ МЭК 50 (411)-73.

ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЙ ТОКА — погрешность измерительного трансформатора тока, которая возникает в результате частичного снижения тока во второй обмотке трансформатора из-за потерь на преобразование энергии в трансформаторе. Указанные потери состоят из потерь на перемагничивание стали и активных потерь в обмотке.

ПОГРЕШНОСТЬ НАПРЯЖЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА НАПРЯЖЕНИЯ — погрешность, которую вносит трансформатор напряжения в измерение напряжения, возникающая вследствие того, что действительный коэффициент трансформации не равен номинальному.
Примечание. Погрешность напряжения определяется как арифметическая разность между приведенным к первичной цепи действительным вторичным напряжением и действительным первичным напряжением, выраженная в процентах от действительного первичного напряжения. ГОСТ 18685-73.

ПОГРЕШНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ ИНДИКАТОРНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ НА СЕЛЬСИНАХ — отклонение угла поворота ротора индикаторного сельсина-приемника от угла поворота индикаторного сельсина-датчика в положении согласования.
Примечание. Определяется как наибольшая по абсолютному значению погрешность в пределах оборота ротора. ГОСТ 27471-87.

ПОГРЕШНОСТЬ СЛЕДОВАНИЯ ТРАНСФОРМАТОРНОЙ ДИСТАНЦИОННОЙ ПЕРЕДАЧИ НА СЕЛЬСИНАХ — отклонение угла поворота ротора трансформаторного сельсина-приемника от угла поворота трансформатора-датчика в положении согласования.
Примечание. Определяется как наибольшая по абсолютному значению погрешность в пределах оборота ротора. ГОСТ 27471-87.

ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ (англ. LIVE) — термин, применяемый к устройству или цепи, находящейся под напряжением СТ МЭК-78.

ПОДЧИНЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ (subordinate regulation) — способ регулирования основных координат электропривода (тока, скорости, углового или линейного перемещения) с использованием нескольких вложенных друг в друга замкнутых контуров и последовательных управляющих устройств (регуляторов), включаемых в каждом контуре в начале прямого канала, осуществляющих обработку результатов сравнения сигналов задания от внешнего контура и сигналов обратных связей и формирующих сигналы управления в соответствии с заданным алгоритмом.

ПОДШИПНИК — конструктивный элемент вращающейся электрической машины, обеспечивающий свободное вращение вала относительно неподвижной части машины.
Подшипники служат для ориентации ротора электрической машины относительно статора и для передачи различных усилий, в том числе и электромагнитного вращающего момента от вала к производственному механизму. Указанные усилия имеют радиальную и аксиальную составляющие. Различают подшипники скольжения и качения. Выбор того или иного типа подшипника определяется конструктивными особенностями, условиями эксплуатации, степенью защиты от внешних воздействий и требованиями к уровню шума электрической машины.

ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ПК) — тип подшипника, в котором между подвижным и неподвижным кольцами (обоймами) перекатываются стальные шарики или ролики.
Различают шариковые и роликовые ПК. Шариковые ПК, называемые иначе радиальными, используются при преобладании радиальных нагрузок, а роликовые ПК, называемые аксиальными, — при преобладании аксиальных нагрузок.
Срок службы ПК зависит от их конструктивных особенностей, условий эксплуатации и смазки. Преимущество ПК перед подшипниками скольжения заключается в меньшем расходе смазочного материала, высокой надежности, минимальных эксплуатационных расходах и легкости замены.

ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ПС), установленный между вращающимся валом и корпусом — конструктивный элемент электрической машины, работа которого основана на использовании трения скольжения.
Небольшие ПС изготовляются из сплава графита и бронзы, и к ним предъявляются жесткие требования по допусковому разбросу размеров. Они не требуют ухода и обладают низким уровнем шума. Эти ПС используются в электрических микромашинах. Крупные ПС изготовляются из сплава бронзы с цинком или оловом. Конструктивно они часто выполняются в виде буксы, заливаемой тем или иным сплавом. В крупных ПС смазка обеспечивается через специальные отверстия вала машины с использованием масляных камер. В этом случае уже в процессе разгона электрической машины между рабочей поверхностью ПС и поверхностью вала образуется тонкая масляная пленка, снижающая трение скольжения и износ ПС. По специальным дренажным отверстиям отработанное масло вновь поступает в масляную камеру и т. д. В мощных электрических машинах система смазки ПС работает при избыточном давлении с последующей очисткой и охлаждением отработанного масла. В таких машинах ПС является одним из наиболее ответственных узлов, вследствие чего производится контроль его температуры с аварийным отключением электрической машины при недопустимом увеличении температуры. Обычно ПС используются в электрических машинах с горизонтальным и вертикальным расположением вала. Основное преимущество ПС заключается в их высокой перегрузочной способности и малом уровне шума.

ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА (quality factors) — показатели, характеризующие свойства электропривода при регулировании его координат (см. координаты электропривода). К показателям качества относятся диапазон регулирования, точность регулирования, быстродействие, перерегулирование, динамический перепад скорости, колебательность, порядок астатизма и др.

ПОЛЕЗНАЯ МОЩНОСТЬ (англ. OUTPUT POWER) — часть активной мощности, поглощаемая нагрузкой, идущая на увеличение ее теплосодержания ГОСТ 18089-72.

ПОЛНАЯ МОЩНОСТЬ ДВУХПОЛЮСНИКА — величина, равная произведению действующих значений тока и напряжения на входе двухполюсника. КАЖУЩАЯСЯ МОЩНОСТЬ ДВУХПОЛЮСНИКА (ндп). ГОСТ 19880-74.

ПОЛНАЯ НАГРУЗКА (англ. FULL LOAD) — максимальная величина нагрузки, соответствующей установившемуся режиму. СТ МЭК 50 (511)-78.

ПОЛНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ (англ. COMPOSITE ERROR) — при установившемся режиме работы действующее значение разности между: а) мгновенными значениями первичного тока и б) мгновенными значениями действительного вторичного тока, умноженными на номинальный коэффициент трансформации, при этом положительные направления первичного и вторичного токов должны соответствовать условным обозначениям, принятым для маркировки выводов.
Примечание. Полная погрешность выражается обычно в процентах от действующего значения первичного тока. СТ МЭК 50 (321)-86.

ПОЛНАЯ ПОГРЕШНОСТЬ ТРАНСФОРМАТОРА ТОКА — действующее значение разности между произведением номинального коэффициента трансформации на мгновенное действительное значение вторичного тока и мгновенным значением первичного тока в установившемся режиме.
Примечание. Полная погрешность выражается обычно в процентах от действующего значения первичного тока. ГОСТ 18685-73.

ПОЛНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОВОДИМОСТЬ — параметр электрической цепи или ее схемы, равный отношению действующего тока на входе пассивной электрической цепи к действующему напряжению на ее зажимах при синусоидальных напряжении и токе. ГОСТ 19880-74.

ПОЛНОЕ ВХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ХОЛОСТОГО ХОДА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ТРАНСФОРМАТОРА — полное электрическое сопротивление между выводами обмотки возбуждения вращающегося трансформатора при холостом ходе и неподвижном роторе. ГОСТ 27471-87.

ПОЛНОЕ ВЫХОДНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ АСИНХРОННОГО ТАХОГЕНЕРАТОРА — полное электрическое сопротивление между выводами генераторной обмотки асинхронного тахогенератора при неподвижном роторе и замкнутых выводах обмотки возбуждения. ГОСТ 27471-87.

ПОЛНОЕ РЕАКТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИНДУКТОРА — полное реактивное сопротивление схемы замещения индуктора.

ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение основной гармоники напряжения нулевой последовательности в обмотке якоря (первичной обмотке) асинхронной машины к току нулевой последовательности той же частоты в той же обмотке. ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение основной гармоники напряжения нулевой последовательности в обмотке якоря (первичной обмотке) синхронной машины к току нулевой последовательности той же частоты в той же обмотке. ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НУЛЕВОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (кр. ф.) ГОСТ 27471-87.

ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ АСИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение основной гармоники напряжения на обмотке якоря (первичной обмотке) обратной последовательности асинхронной машины к току обратной последовательности той же частоты в той же обмотке. ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87

ПОЛНОЕ СИНХРОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение векторной разности между электродвижущей силой и напряжением на выводах обмотки якоря синхронной машины к току этой обмотки в установившемся режиме. ПОЛНОЕ СИНХРОННОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (кр. ф.) ГОСТ 27471-87.

ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — отношение основной гармоники напряжения на обмотке якоря (первичной обмотке) обратной последовательности синхронной машины к току обратной последовательности той же частоты в той же обмотке ПОЛНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБРАТНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОЛНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — параметр электрической цепи или ее схемы, равный отношению действующего напряжения на зажимах пассивной электрической цепи к действующему току на входе этой цепи при синусоидальных напряжении и токе. ИМПЕДАНЦ; КАЖУЩЕЕСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ (ндп). ГОСТ 19880-74

ПОЛНОСТЬЮ ИЗОЛИРОВАННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ТОКА (англ. FULLY INSULATED CURRENT TRANSFORMER) — трансформатор тока, изоляция которого, являясь составной частью конструкции, соответствует его нормированному уровню изоляции. СТ МЭК 50(321)-86.

ПОЛНЫЙ МАГНИТНЫЙ ПОТОК — магнитный поток, создаваемый индуктирующим проводом. ГОСТ 18089-72.

ПОЛНЫЙ ТОК — скалярная величина, равная сумме тока проводимости и тока смещения сквозь рассматриваемую поверхность.
Примечание. До настоящего времени на практике широко применяется термин «сила электрического полного тока». ГОСТ 19880-74.

ПОЛНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — явление направленного движения носителей зарядов и (или) явление изменения электрического поля во времени, сопровождаемые магнитным полем. ГОСТ 19880-74.

ПОЛУПРОВОДНИК — вещество, основным свойством которого является сильная зависимость его электропроводности от воздействия внешних факторов.
Примечание. К внешним факторам в данном случае следует отнести температуру, электрическое поле, свет и т. д. ГОСТ 19880-74

ПОЛУПРОВОДНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО (англ. SEMICONDUCTOR DEVICE) — устройство, основные характеристики которого обусловлены перемещением носителей зарядов в полупроводящей среде. СТ МЭК 50 (51)-78.

ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ПРИВОД — вентильный электропривод, преобразовательным устройством которого является вентильнополупроводниковый преобразователь электроэнергии. ГОСТ 16593-79.

ПОЛЮС ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — часть сердечника вращающейся электрической машины, на котором расположена обмотка возбуждения или выступающая в направлении воздушного зазора часть магнитопровода.
Примечание. Полюс может быть также образован постоянным магнитом. ПОЛЮС (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОЛЮС МАГНИТОПРОВОДА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — часть магнитопровода электротехнического устройства, которая предназначена для выхода рабочего магнитного потока в окружающую немагнитную среду или для его входа в магнитопровод из немагнитной среды. ПОЛЮС (кр. ф.). ГОСТ 18311-80.

ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (interference immunity of power drive system) — одна из характеристик электро­магнитной совместимости электропривода, определяемая как его способность сохранять требуемый уровень функциональных показателей в присутствии электромагнитных помех. Электромагнитные помехи могут воздействовать на элементы электропривода в виде электромагнитных полей и по проводникам — в виде искажений напряжения питания и информационного сигнала. Основные нормы помехоустойчивости электропривода регламентируются национальными и международными стандартами.

ПОРЯДОК АСТАТИЗМА (deviation order) — показатель свойства системы автоматического регулирования сводить установившуюся ошибку регулирования к нулю при изменении внешнего воздействия (управляющего или возмущающего). Порядок астатизма определяется степенью интегральной составляющей передаточной функции разомкнутой системы автоматического регулирования (числом интегрирующих звеньев в разомкнутой системе). При астатизме первого порядка ошибка равна нулю при постоянном задающем воздействии, при астатизме второго порядка — при линейно нарастающем задающем воздействии.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ (consecutive correction) — способ включения корректирующих звеньев в системе автоматического регулирования в прямой канал последовательно с функционально необходимыми элементами. Системы с последовательной коррекцией просты и удобны для расчета и настройки контуров регулирования. Достоинством таких систем является возможность удобного ограничения любой из регулируемых координат электропривода на заданном уровне в структуре с подчиненным регулированием координат.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС (serial interface) — интерфейс, при котором информация передается последовательно по одному биту.

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ (response time) — величина, характеризующая динамические свойства, как правило, инерционного звена системы автоматического регулирования, в котором при скачкообразном изменении управляющего воздействия свободная составляющая переходного процесса является экспоненциальной функцией времени. В этом случае постоянная времени равна промежутку времени, в течение которого свободная составляющая переходного процесса изменяется в е раз (е = 2,718).
Известно и другое определение постоянной времени: постоянная времени рассматриваемого инерционного звена представляет собой промежуток времени, за который при изменении скачком управляющего воздействия выходная переменная изменится от начального значения до установившегося значения, если ускорение в течение этого времени считать неизменным и равным ускорению в начальный момент времени.
В электроприводе различают постоянные времени: электромеханическую, электромагнитную, нагрева и др.

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ АПЕРИОДИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ — электромагнитная постоянная времени, определяемая средним арифметическим значением параметров обмотки якоря синхронной машины по продольной и поперечной осям ее магнитной системы с учетом реактивного действия других обмоток. ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ АПЕРИОДИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ НАГРЕВА (heat time constant) — величина, характеризующая интенсивность изменения температуры электродвигателя в переходных режимах и определяемая как отношение теплоемкости электродвигателя к коэффициенту теплоотдачи.
Постоянная времени нагрева имеет размерность времени.
Получена на базе упрощенной тепловой модели двигателя, в которой предполагается, что двигатель — однородное тело с постоянной теплоемкостью, с одинаковой температурой во всех точках, с постоянным коэффициентом теплоотдачи во внешнюю среду.
Постоянная времени нагрева представляет собой время, в течение которого при постоянной мощности потерь энергии в двигателе и при отсутствии отдачи тепла в окружающую среду его температура изменяется от температуры окружающей среды до температуры, равной установившейся температуре при нормальных условиях теплоотдачи.
Используется для оценки условий нагрева двигателей и при проверке правильности предварительного выбора мощности двигателя.

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ НАГРЕВАНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — время, в течение которого превышение температуры вращающейся электрической машины при ее надевании с отдачей тепла в охлажденную среду, изменяясь от нуля по экспоненциальному закону, достигает значения равного 0,632 установившегося. ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ НАГРЕВАНИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ОХЛАЖДЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — время, в течение которого превышение температуры вращающейся электрической машины при ее охлаждении, изменяясь по экспоненциальному закону, достигает значения, равного 0,368 первоначального. ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ОХЛАЖДЕНИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОСТОЯННАЯ ВРЕМЕНИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЦЕПИ — величина, характеризующая электрическую цепь, в которой свободный ток является экспоненциальной функцией времени, равная интервалу времени, в течение которого ток в этой цепи убывает в Е раз.
Примечание. Е — основание натурального логарифма. ГОСТ 19880-74.

ПОСТОЯННЫЕ ВРЕМЕНИ (time constants) — параметры электропривода, характеризующие динамические свойства электропривода: электромеханическая постоянная времени, электромагнитная постоянная времени, постоянная времени преобразователя электрической энергии, постоянная времени нагрева электродвигателя и др. В общем случае постоянная времени — величина, характеризующая динамические свойства звена системы автоматического регулирования, имеет размерность времени. Как правило, применяется для описания динамических свойств инерционного звена.

ПОСТОЯННЫЕ ПОТЕРИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — потери вращающейся электрической машины, практически не зависящие от нагрузки, если напряжение и частота вращения при этом остаются неизменны.
ПОСТОЯННЫЕ ПОТЕРИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОСТОЯННЫЙ МАГНИТ (англ. PERMANENT MAGNET) — магнит, не требующий тока для поддержания магнитного поля.

ПОСТОЯННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — электрический ток, не изменяющийся во времени.
Примечание. Аналогично определяются постоянные э.д.с. напряжение, магнитодвижущая сила, магнитный поток, электрический заряд и т.д. ГОСТ 19880-74.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ КРИВАЯ ПО КОЛЛЕКТОРУ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — кривая распределения напряжения между соседними пластинами по коллектору вращающейся электрической машины. ГОСТ 27471-87.

ПОТЕРИ (англ. LOSSES) — разность между потребляемой мощностью и полезной мощностью какой-либо системы или устройства. СТ МЭК 50(151)-78.

ПОТЕРИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — мощность, теряемая вращающейся электрической машиной в процессе преобразования энергии. ПОТЕРИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПОТЕРИ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ — потери короткого замыкания пары обмоток для двухобмоточного и три значения потерь короткого замыкания для трех пар обмоток: высшего и низшего, высшего и среднего, среднего и низшего напряжений — для трехобмогочного трансформатора. ПОТЕРИ К.3. (кр. ф.). ГOCT 16110-82.
Примечание. Обмотки пары должны быть включены или замкнуты накоротко на основных ответвлениях.

ПОТЕРИ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ ПАРЫ ОБМОТОК — приведенные к расчетной температуре потери, возникающие в трансформаторе при номинальной частоте при установлении в одной из обмоток тока, соответствующего меньшей из номинальных мощностей обмоток этой пары, при замкнутой накоротко второй обмотке пары и остальных основных обмотках, не замкнутых на внешние цепи. ПОТЕРИ К.3. (кр. ф.). ГОСТ 16110-82.

ПОТЕРИ ОТ ЦИРКУЛИРУЮЩИХ ТОКОВ — потери от токов, наведенных полем рассеяния и замыкающихся в параллельно соединенных ветвях обмоток трансформатора. ГОСТ 16110-82.

ПОТОКОСЦЕПЛЕНИЕ САМОИНДУКЦИИ — потокосцепление элемента электрической цепи, обусловленное электрическим током в этом элементе. ГОСТ 19880-74.

ПОТЕРИ ТРАНСФОРМАТОРА — активная мощность, расходуемая в магнитной системе, обмотках и других частях трансформатора при различных режимах работы. ГОСТ 16110-82.

ПОТОКОСЦЕПЛЕНИЕ — сумма магнитных потоков, сцепленных с проводниками элемента электрической цепи. ГОСТ 19880-74.

ПОТОКОСЦЕПЛЕНИЕ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ — потокосцепление одного элемента электрической цепи, обусловленное электрическим током в другом элементе цепи. ГОСТ 19880-74.

ПОТРЕБЛЯЕМАЯ МОЩНОСТЬ (англ. INPUT POWER) — общая мощность, получаемая устройством или совокупностью устройств. СТ МЭК 50 (151-78).

ПРАВИЛО ЛЕВОЙ РУКИ — правило определения направления механической силы, действующей на проводник с током, помещенный в магнитное поле.
Если расположить левую руку таким образом, что силовые линии магнитного поля будут входить в ладонь, а вытянутые пальцы направить по току, то отогнутый большой палец покажет направление действующей силы. Векторы силовых линий, тока и силы расположены под углом 90°.

ПРАВИЛО ПРАВОЙ РУКИ — правило определения направления силовых линий электромагнитного поля, создаваемого проводником с током.
В соответствии с правилом правой руки проводник с током охватывают четырьмя пальцами таким образом, чтобы большой палец, расположенный вдоль проводника, указывал направление протекающего через проводник тока. При этом четыре пальца будут указывать направление силовых линий электромагнитного поля, концентрически замыкающихся вокруг проводника. С аналогичной целью используется правило буравчика.
Правило правой руки может быть использовано также для определения направления силовых линий электромагнитного поля, создаваемого внутри обмотки с током. При этом четыре пальца располагаются в соответствии с направлением тока, а отогнутый большой палец указывает направление силовых линий и местонахождение северного полюса.

ПРАВИЛО ПРАВОХОДОВОГО ВИНТА — правило определения направления ЭДС, наведенной в проводнике, движущемся в магнитном поле.
Если закручивать правоходовой винт так, что его острие будет двигаться по направлению силовых магнитных линий при возрастании потока, то положительное направление ЭДС будет совпадать с направлением вращения головки этого винта.
Направление ЭДС может быть определено также с помощью правила правой руки. Если расположить правую руку таким образом, что магнитная индукция входит в ладонь, а отогнутый большой палец направить по нормальной составляющей скорости проводника, то возникающая в проводнике ЭДС совпадает с направлением четырех остальных вытянутых пальцев правой руки.

ПРАВОЕ (ЛЕВОЕ) НАПРАВЛЕНИЕ ОБМОТКИ — направление обмотки, при котором её витки поднимаются по спирали в правом (левом) направлении. ГОСТ 15845-80.

ПРАВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — направление вращения по часовой стрелке вращающейся электрической машины с односторонним приводом, определяемое со стороны присоединения ее к первичному двигателю или рабочему механизму. ПРАВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПРАКТИЧЕСКИ УСТАНОВИВШАЯСЯ ТЕМПЕРАТУРА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — температура вращающейся электрической машины, изменение которой при неизменных нагрузке и температуре охлаждающей среды не превышает заданного значения. ПРАКТИЧЕСКИ УСТАНОВИВШАЯСЯ ТЕМПЕРАТУРА (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ПРАКТИЧЕСКИ ХОЛОДНОЕ СОСТОЯНИЕ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — состояние вращающейся электрической машины, при котором ее температура отличается от температуры охлаждающей среды не более чем на заданное значение. ПРАКТИЧЕСКИ ХОЛОДНОЕ СОСТОЯНИЕ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПРЕВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — разность между температурой какой-либо части вращающейся электрической машины и температурой охлаждающей среды. ГОСТ 27471-87.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШАГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — зависимость между вращающим моментом шагового электродвигателя и наибольшей частотой следования управляющих сигналов, отрабатываемых им без потери или добавления шагов при пуске из состояния фиксированной стоянки под током и останове в это же состояние.ГОСТ 27471-87.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — максимально допустимое для данного класса изоляции значение напряжения, при котором еще сохраняется ее электрическая прочность, т. е. отсутствует пробой или перекрытие слоя изоляции.

ПРЕДЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ПУСКОВ — количество пусков электропривода, в каждом из которых длительность включенного состояния двигателя вдвое меньше длительности отключенного состояния, а температура двигателя достигает предельно допустимого значения.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ ТОК — максимально допустимое значение тока измерительных трансформаторов, коммутационных аппаратов и электрических машин, при котором сохраняется их механическая устойчивость.
В измерительных трансформаторах тока при бросках тока в первичной обмотке возникают значительные электродинамические усилия вследствие закорачивания вторичной обмотки. Указанные усилия могут вызывать механические повреждения, что является причиной ограничения максимально допустимого значения тока, которое примерно в 2,5 раза превышает предельный тепловой ток.

ПРЕДЕЛЬНЫЙ ТЕПЛОВОЙ ТОК — максимально допустимое значение тока измерительных трансформаторов, коммутационных аппаратов и электрических машин, при котором сохраняется их термическая устойчивость.

ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ (П) — коммутационный электрический аппарат, предназначенный для отключения защищаемой цепи посредством разрушения специально предусмотренных для этого токоведущих частей под действием тока, превышающего определенное значение.
Корпус П выполнен из керамической или фарфоровой трубки, заполненной кварцевым песком, и внутри трубки расположена плавкая вставка. При протекании через П тока перегрузки или тока короткого замыкания происходит сильный нагрев и расплавление плавкой вставки, что приводит к разрыву защищаемой электрической цепи. Время разрушения плавкой вставки зависит от ее сечения и от значения протекающего через нее тока. Некоторые П имеют на корпусе цветную маркированную пластину, указывающую, на какой номинальный ток рассчитан данный П. При срабатывании П указанная пластинка изменяет свое положение, что облегчает визуальный контроль состояния П. Мощные П используются в промышленности, в системах производства и распределения электроэнергии. Практически любая конструкция П предусматривает быструю замену перегоревшей плавкой вставки.
Обычно П высокого напряжения отличаются различной длиной корпуса, зависящей от значения рабочего напряжения. Они также снабжаются сигнальными элементами, позволяющими визуально определять их срабатывание.
Основной характеристикой, отражающей коммутационную способность П, является время-токовая характеристика, позволяющая определить время разрушения плавкой вставки в зависимости от значения протекающего через нее тока нагрузки. Быстродействующие П используются для защиты полупроводниковых приборов и имеют круто падающую время-токовую характеристику. Предназначенные для защиты электродвигателей П имеют пологую время-токовую характеристику, поскольку они должны выдерживать воздействие пускового тока. Быстродействующие П обеспечивают отключение защищаемой цепи до достижения током нагрузки максимального значения.

ПРЕДУПРАВЛЕНИЕ (preliminary control) — управление, при котором управляющее воздействие на входе регулятора представляет собой отклонение регулируемой координаты от задающего воздействия, а выходное напряжение регулятора суммируется с сигналом, являющимся определенной функцией задающего воздействия. Вид функции определяется требованиями к системе автоматического регулирования. Суммарный сигнал подается на управляемый объект.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ (data conversion) — преобразование в цифровой системе управления сведений о координатах электропривода и координатах его компонентов (см. компоненты электропривода) из непрерывной (аналоговой) формы в цифровую и обратно. При преобразовании непрерывных величин в цифровую форму информация подвергается дискретизации (квантованию по времени), квантованию по уровню и кодированию.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (англ. CONVERTOR) — машина для преобразования одного вида электрической энергии в другой вид электрической энергии. СТ МЭК 30(411)- 73.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ФАЗ (англ. PHASE CONVERTOR) — машина для преобразования мощности системы переменного тока, имеющей заданное число фаз, в систему с другим числом фаз, но той же частоты. CT MЭK 50(141)-73.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ (англ. FREQUENCY CONVERTOR; FREQUENCY CHANGER (USA) — преобразователь электрической энергии, который преобразует электрическую мощность с изменением частоты. CT MЭK 50 (151)-78.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ЗВЕНОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА (indirect frequency converter) — преобразователь частоты с промежуточным звеном постоянного тока, содержащий на своем входе выпрямитель (неуправляемый или управляемый, нереверсивный или реверсивный) и автономный инвертор.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ (direct frequency converter, cycloconverter) — преобразователь частоты с формированием выходного напряжения из отрезков входных напряжений преобразователя (непосредственный преобразователь частоты). Выполняется на базе реверсивных (двухкомплектных) полупроводниковых преобразователей в каждой фазе. Выходная частота преобразователя при естественной коммутации определяется частотой переключения комплектов в каждой фазе. Для тиристорных преобразователей выходная частота при этом ниже входной частоты. Преобразователь частоты непосредственный, выполненный на полностью управляемых вентилях (см. матричный преобразователь частоты), позволяет регулировать выходную частоту как ниже, так и выше входной.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ (electromechanical frequency converter) — преобразователь частоты, у которого выходная частота регулируется изменением скорости синхронного генератора. Скорость синхронного генератора изменяется за счет регулирования скорости электродвигателя постоянного тока, приводящего в движение синхронный генератор. Скорость двигателя постоянного тока регулируется изменением напряжения на его якоре, поступающего или с выхода тиристорного преобразователя (см. Система тиристорный преобразователь — двигатель), или генератора постоянного тока (см. Система генератор — двигатель).

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧИСЛА ФАЗ (англ. PHASE CONVERTOR) — преобразователь электрической энергии, который преобразует электрическую энергию с изменением числа фаз. CT MЭK 50(151)-78.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (англ. ELECTRIC ENERGY TRANSDUCER) — электротехническое изделие (устройство), преобразующее электрическую энергию с одними значениями параметров и (или) показателей качества в электрическую энергию с другими значениями параметров и (или) показателей качества. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ (кр. ф.). ГОСТ 18311-80.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОПРИВОДА — электротехническое устройство, преобразующее род тока и (или) напряжение, частоту и (или) изменяющее показатели качества электрической энергии, предназначенное для создания управляющего воздействия на электродвигательное устройство.ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (кр.ф.). ГОСТ 16593-79.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, предназначенный для работы в выпрямительных, инверторных и других установках, преобразующих систему переменного тока в систему постоянного тока и наоборот при непосредственном подключении к ним. ГОСТ 16110-82.

ПРЕРЫВИСТО-ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ — режим работы электрооборудования, при котором продолжительный режим работы чередуется с отключениями. ГОСТ 18311-80.

ПРИВЕДЕННЫЙ МОМЕНТ ИНЕРЦИИ (equivalent moment of inertia) — момент инерции приводимого элемента механической части системы электропривод — рабочая машина, имеющего определенный момент инерции и вращающегося со своей скоростью, после приведения его на основе закона сохранения кинетической энергии к элементу приведения (чаще всего, к валу электродвигателя). После приведения считается, что скорости приводимого элемента и элемента приведения одинаковы.

ПРИВЕДЕННЫЙ МОМЕНТ НАГРУЗКИ (equivalent load torque) — момент нагрузки, создаваемый исполнительным органом рабочей машины (ИОРМ), вращающимся или линейно перемещающимся с определенной скоростью, после приведения его к элементу приведения (чаще всего, валу электродвигателя). Условием приведения является равенство суммарной кинетической энергии исходной и приведенной систем. После приведения считается, что скорости ИОРМ и элемента приведения одинаковы.

ПРИЕМИСТОСТЬ ШАГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — наибольшая частота следования управляющих сигналов, отрабатываемых шаговым электродвигателем без потери или добавления шагов при пуске из состояния фиксированной стоянки под током и останове в это состояние. ГОСТ 27471-87.

ПРИЕМО-СДАТОЧНОЕ ИСПЫТАНИЕ (англ. ACCEPTANCE TEST) — испытание, имеющее целью доказать заказчику, что устройство отвечает техническим условиям. СТ МЭК 50(151)-78.

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ (англ. ACCEPTANCE TESTS) — комплекс испытаний, обычно проводимых в присутствии заказчика, по результатам которых производится приемка машины. СТ МЭК 50(411)-73.

ПРИЕМОЧНОЕ ИСПЫТАНИЕ (англ. COMMISSIONING TEST) — испытание устройства или аппаратуры, выполняемое на месте установки и предназначенное для проверки правильности установки и работы. СТ МЭК 50(151)-78.

ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ОХЛАЖДЕНИЕ — один из способов охлаждения электрических вращающихся машин» при котором к активным частям машины постоянно подается охлажденный теплоноситель (воздух или вода).

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — совокупность физических процессов, на которых основана работа электрической машины, во многом зависящая от ее конструктивных особенностей.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ основан на силовом взаимодействии электромагнитного поля и проводника с током. В электрической вращающейся машине постоянного тока проводник перемещается в магнитном поле вместе с ротором, последовательно проходя под разноименными полюсами. Для сохранения знака вращающего момента при входе проводника в зону с обратным направлением магнитного потока возбуждения необходимо изменить направление тока в проводнике. В общем случае вращающий момент электродвигателя прямо пропорционален значениям потока Ф, тока I и электромашинной постоянной Cм, т. е. M = Cм ФI. Направление вращения электродвигателя определяется в соответствии с правилом левой руки.

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА — графическое отображение элементов электротехнического устройства и соединений между этими элементами.
На принципиальных схемах основные элементы представляются с помощью условных обозначений: резисторы — прямоугольниками, индуктивности — катушками, реле — обмотками с контактами и т. д. При изображении руководствуются непременным правилом — все элементы представляются в обесточенном состоянии и на них не воздействуют никакие внешние, неэлектрические возмущения (механические усилия, давление, свет и т. д.). Принципиальная схема позволяет получить полное представление о выполнении и принципе действия устройства.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ (prediction) — предсказание будущего характера переходных процессов в системе автоматического регулирования на основе информации, имеющейся об их протекании в прошлом и настоящем.

ПРОГРАММИРУЕМЫЙ ЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЛЕР (PLC — Programmable Logic Controller) — микропроцессорная система специальной архитектуры, с широким набором устройств сопряжения с объектом и возможностью подключения к промышленным сетям (коммуникационным). Программируемый логический контроллер оснащен проблемно-ориентированным программным обеспечением для реализации алгоритмов логического управления замкнутых систем автоматического управления в сфере промышленной автоматики. Программное обеспечение программируемого логического контроллера не является открытым. Программирование ведется, как правило, на специализированных языках.

ПРОГРАММНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ (programing control of electric drive) — управление режимом работы электропривода с целью изменения управляемой величины по заранее заданной программе. Основной составной частью программного управления является программное устройство, которое содержит программу, обеспечивает ее последовательное считывание для использования ее в качестве задающего воздействия на электропривод. Программа может быть непрерывной и дискретной, предназначаться для управления одной или несколькими координатами электропривода, определяющими его состояние.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ (continuous running mode) — режим работы электропривода, при котором за время включения (работы) температура электродвигателя достигает установившегося значения, а продолжительность паузы при этом не играет роли. Нагрузка электропривода может быть как постоянной, так и переменной во времени. В последнем случае стараются выделить цикл изменения нагрузки.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА (англ. CONTINUOUS DUTY) — режим работы электротехнического устройства, при котором работа с практически неизменной нагрузкой продолжается не менее, чем это необходимо для достижения электротехническим устройством практически неизменной установившейся температуры при практически неизменной температуре окружающей среды. ДЛИТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ (ндп). ГОСТ 18311-80.

ПРОДОЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ЯКОРЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — реакция якоря вращающейся электрической машины, образуемая составляющей магнитодвижущей силы обмотки якоря, создающей магнитный поток, направленный по продольной оси полюсов. ПРОДОЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ ЯКОРЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ТОКА (англ. CURRENT MATCHING TRANSFORMER) — трансформатор тока, предназначенный для включения во вторичную цепь основного трансформатора тока для получения требуемого коэффициента трансформации или разделения электрических цепей. ГОСТ 18685-73.

ПРОМЫШЛЕННАЯ УСТАНОВКА (industrial plant) — совокупность рабочей машины и электропривода (гидро-, пневмопривода и др.).

ПРОМЫШЛЕННАЯ КОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ (fieldbus) — коммуникационная сеть, представляющая собой совокупность аппаратных и программных средств, образующих среду приема и передачи информации, и позволяющая связать различное оборудование (датчики, исполнительные механизмы, промышленные контроллеры и т.п.) между собой, а также обеспечить взаимодействие, например, электроприводов с системой автоматического управления более высокого уровня (см. интеллектуальный электропривод).

ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СЕТЬ (industrial network) — электрическая сеть, представляющая собой совокупность аппаратных средств, образующих среду передачи и поставки электроэнергии потребителю.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЬЮТЕР (industrial computer) — микропроцессорная система, выполненная на элементной базе микропроцессоров для персональных компьютеров в промышленном конструктивном исполнении, полностью программно и аппаратно совместимая с персональными компьютерами и обладающая характерным для персональных компьютеров набором устройств ввода/вывода (жесткие и гибкие магнитные диски или полупроводниковые FLASH диски, контроллеры для подключения дисплея, клавиатуры, контроллеры типовых интерфейсов). Промышленный компьютер обязательно имеет в своем составе интерфейсы промышленных сетей (коммуникационных).

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОНТРОЛЛЕР (industrial controller) — микропроцессорная система, вычислительная мощность которой практически не отличается от вычислительной мощности персонального компьютера, однако, если для персонального компьютера одной из основных задач является функция человеко-машинного интерфейса, то промышленный контроллер ориентирован, в основном, на работу в качестве локального узла сбора и передачи данных в распределенной сети в реальном масштабе времени. Промышленный контроллер используется и для локального управления электроприводом. Промышленный контроллер оснащен аналоговыми и дискретными устройствами ввода/вывода подобно программируемому логическому контроллеру.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ИСПЫТАНИЯ (англ. PERFORMANCE TESTS) — испытания, требуемые для определения характеристик машины и выявления ее соответствия техническим условиям. СТ МЭК 50(411)-73.

ПРОСТАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ОБМОТКА — обмотка, сечение витка которой состоит из сечений одного или нескольких параллельных проводов, а витки и все их параллельные провода расположены в один ряд (слой) без интервалов на цилиндрической поверхности в ее осевом направлении. ГОСТ 16110-82.

ПРОХОДНАЯ МОЩНОСТЬ АВТОТРАНСФОРМАТОРА — мощность, передаваемая автотрансформатором из одной сети в другую, равная сумме его электромагнитной и электрической мощностей. ГОСТ 16110-82.

ПРЯМОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОМЕНТОМ (direct torque control) — управление двигателем в частотно-регулируемом электроприводе, при котором электромагнитный момент двигателя, найденный с помощью математической модели двигателя, поддерживается равным заданному за счет специально организованного алгоритма коммутации силовых ключей автономного инвертора напряжения АИН. Прямое управление моментом применяется в электроприводах как с асинхронными, так и с син­хронными двигателями. В математической модели двигателя на основе мгновенных значений фазных токов и линейных напряжений на выходе преобразователя частоты рассчитываются текущие значения электромагнитного момента и потокосцепления статора, а также определяется пространственное положение вектора потокосцепления. Полученные в результате расчета на модели значения потокосцепления статора и электромагнитного момента подаются на входы релейных регуляторов (регулятор потокосцепления статора и регулятор электромагнитного момента). На входах регуляторов рассчитанные значения потокосцепления и электромагнитного момента сравниваются, соответственно, с заданными значениями потокосцепления и электромагнитного момента. Выходные напряжения релейных регуляторов подаются на входы блока управления инвертором, представляющего собой быстродействующий логический автомат (дискретный автомат). На блок управления инвертором поступает также сигнал, несущий информацию о пространственном положении вектора напряжения, подаваемого на обмотки статора. На каждом шаге расчета (длительностью не более 50 мкс) релейные регуляторы сравнивают заданные значения с вычисленными на модели и выдают логические сигналы на блок управления инвертором, который в соответствии с заложенным в него алгоритмом выбирает такую комбинацию включенных силовых ключей инвертора, при которой вектор напряжения статора придет в состояние, необходимое для поддержания заданного значения электромагнитного момента. Если считать силовые ключи идеальными (время срабатывания ключей пренебрежимо мало), то вектор напряжения, подаваемого на обмотки статора, изменяет свое пространственное положение скачком. В промежутке между коммутациями ключей вектор напряжения будет неподвижным в пространстве. Перерасчет состояния двигателя и принятие решения о переключении силовых ключей инвертора производится с частотой более 20 кГц. Прямое управление моментом обеспечивает высокое быстродействие при отработке задания момента и высокую точность регулирования электромагнитного момента при низких скоростях двигателя, включая и нулевую.

ПРЯМОЙ ПУСК ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — пуск вращающегося электродвигателя путем непосредственного подключения его к питающей сети. ГОСТ 27471-87.

ПРЯМОЙ СТЫК МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ — стык магнитной системы, при котором пластины сохраняют прямоугольную форму.

ПРЯМОЛИНЕЙНАЯ КОММУТАЦИЯ КОЛЛЕКТОРНОЙ МАШИНЫ — коммутация коллекторной машины, при которой ток в коммутирующей секции изменяется в функции времени линейно. ПРЯМОЛИНЕЙНАЯ КОММУТАЦИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ПУЛЬСАЦИЯ МОМЕНТА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — изменение вращающего момента вращающейся электрической машины во времени, обусловленное конструктивными особенностями или временной зависимостью тока, создающего вращающий момент. ГОСТ 27471-87.

ПУЛЬСИРУЮЩИЙ МОМЕНТ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — составляющая вращающего момента вращающейся электрической машины, обусловленная гармониками электрического тока и (или) магнитного потока. ГОСТ 27471-87.

ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — периодический электрический ток, не изменяющий своего направления.
Примечание. Аналогично определяются пульсирующее напряжение, э.д.с., м.д.с., магнитный поток, электрический заряд и т. д. ГОСТ 19880-74.

ПУСК ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ПРИ ПОНИЖЕННОМ НАПРЯЖЕНИИ — пуск вращающегося электродвигателя переменного тока путем переключения со звезды на треугольник или с последовательного на параллельное подключение фаз обмотки, или применения автотрансформатора, реактора, пускового реостата. ГОСТ 27471-87.

ПУСКАТЕЛЬ ЗВЕЗДА-ТРЕУГОЛЬНИК (англ. STAR-DELTA STARTER) — пускатель для трехфазного асинхронного двигателя, в котором в начале пуска обмотки статора соединены в звезду, а при работе — в треугольник. CT MЭK 50(441)-84.

ПУСКОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (англ. STARTING MOTOR) — вспомогательный двигатель, используемый для пуска и ускорения главной машины, с которой он механически связан. СТ МЭК 50 (411)-73.

ПУСКОВОЙ РЕОСТАТ — коммутационный электрический аппарат, предназначенный для пуска электродвигателей путем изменения величины вводимого в цепь сопротивления резисторов, являющихся частью этого аппарата ГОСТ 17703-72.

ПУСКОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ (англ. STARTING TESTS) — испытания, проводимые на машине на месте установки в нормальных рабочих условиях для установления ее работоспособности, правильности установки и подключения. СТ МЭК 50(411)-73.

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИК — диэлектрик, обладающий пьезоэлектрическим эффектом.
Примечание. Пьезоэлектрический эффект — явление поляризации диэлектрика под воздействием механических напряжений (прямой пьезоэффект), или явление деформации диэлектрика под воздействием электрического поля, линейно зависящей от напряженности этого поля (обратный пьезоэлектрик). ГОСТ 21515 — 76.

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ (piezoelectric motor) — электродвигатель, в котором используется обратный пьезоэффект — физическое явление, заключающееся в способности некоторых кристаллических материалов деформироваться при изменении внешнего электрического поля (см. электромеханическое преобразование энергии).

ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПРИВОД (piezoelectric drive) — электропривод на основе пьезоэлектрического двигателя. В зависимости от конструкции двигателя пьезоэлектрический привод обеспечивает перемещения от нанометров до миллиметра и передает усилия от единиц до тысяч ньютонов. Верхняя частота полосы пропускания пьезоэлектрического привода может достигать тысяч и более герц и ограничена только конструкцией механической системы, включающей пьезоэлектрический привод. Известны применения в лазерной и видеотехнике, в атомной микроскопии, в металлорежущих станках, в станках для производства микросхем и для обработки оптических изделий.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.