Термины и определения на букву «О»

Электротехнический словарь-справочник. Алфавитный указатель: А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

ОБМОТКА (англ. WINDING) — алюминиевые или медные проводники, расположенные на полюсах или в пазах статора и ротора электрической машины. В электрических машинах обмотки предназначены для создания магнитного потока. При этом в случае работы машины в режиме генератора в обмотке наводится напряжение, а в случае работы в режиме двигателя посредством обмотки создается вращающий момент.

ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — обмотка вращающейся электрической машины, предназначенная для создания магнитного поля возбуждения. ОБМОТКА ВОЗБУЖДЕНИЯ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ОБМОТКА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ — обмотка трансформатора с максимальным значением напряжения. Такая обмотка может быть первичной и вторичной и обозначается прописными буквами алфавита, например А, В, С — начало, X, У, Z — конец обмотки.

ОБМОТКА ВЫСШЕГО НАПРЯЖЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРА — основная обмотка трансформатора, имеющая наибольшее номинальное напряжение по сравнению с другими его основными обмотками. ОБМОТКА ВН (кр. ф.). ГОСТ 16110-82.

ОБМОТКА ИЗ ШАБЛОННЫХ КАТУШЕК — обмотка переменного тока или обмотка якоря машины постоянного тока, катушки которых изготовляются на специальном оборудовании из провода большого сечения и укладываются в полуоткрытые пазы пакета статора или пакета ротора. Обычно обмотки изготовляются одно- и двухслойными с открытой или закрытой секцией. Наиболее часто обмотки с открытыми секциями применяются при изготовлении обмоток якоря машин постоянного тока — волновых и петлевых, а обмотки с закрытыми секциями используются при изготовлении трехфазных обмоток переменного тока на статоре и на роторе. На практике обмотки из шаблонных катушек применяются в электрических машинах как низкого, так и высокого напряжения.

ОБМОТКА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — одно-, двух- или трехфазная распределенная обмотка, расположенная на статоре или роторе машины переменного тока.
В зависимости от числа фаз обмотки в рабочем зазоре машины переменного тока создается пульсирующее или вращающееся магнитное поле. Если исключить из рассмотрения демпферную обмотку и короткозамкнутую обмотку ротора, то обмотки статора и ротора практически не отличаются друг от друга. По количеству пазов между сторонами одной секции или катушки обмотки переменного тока разделяются на обмотки с целым и дробным числом пазов на полюс и фазу. По конструктивному исполнению различают катушечные и стержневые обмотки, одно- и двухслойные, укороченные и неукороченные, с одинаковой и разной шириной катушек. Существует также классификация обмоток по способу выполнения лобовых частей. В одно- и двухфазных обмотках различают главную (или основную) и вспомогательные обмотки.

ОБМОТКА РУЧНОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ — обмотка статора машины переменного тока и обмотка якоря машины постоянного тока, секции которой укладываются в полузакрытые пазы вручную.
Обычно обмотка изготовляется из жесткого провода с изоляционным покрытием из хлопка, электротехнической бумаги, асбеста или других материалов. Секции формируются вручную без каких-либо приспособлений. Такие обмотки выполняются двух- или трехслойными. Данный способ изготовления наиболее часто используется применительно к барабанным обмоткам. Как правило, обмотки ручного изготовления обладают высокой механической прочностью и надежностью. При использовании провода с полистироловой изоляцией данный способ может быть применен и для изготовления всыпных обмоток. Электрические машины с обмотками ручного изготовления отличаются высокой ремонтопригодностью. Для повышения коэффициента заполнения по меди рекомендуется использовать медный или алюминиевый провод с тонким слоем изоляции.

ОБМОТКА С РАВНОМЕРНЫМ ШАГОМ — петлевая обмотка якоря, между сторонами каждой секции которой расположены пазы в равном количестве.

ОБМОТКА ТРАНСФОРМАТОРА — совокупность витков, образующих электрическую цепь, в которой суммируются электродвижущие силы, наведенные в витках с целью получения высшего, среднего или низшего напряжения трансформатора или с другой целью.
Обычно обмотка состоит из катушек, количество витков, способ намотки и соединения которых определяются номинальным значением напряжения, значением рассеяния, силой протекающего через них тока и требованиями по электробезопасности.
По направлению преобразования энергии различают первичные и вторичные обмотки; по уровню напряжения — обмотки высшего, среднего и низшего напряжения; по способу намотки — цилиндрические и дисковые обмотки трансформатора.

ОБМОТКА ЯКОРЯ КОЛЛЕКТОРНОЙ МАШИНЫ — кольцевая или барабанная обмотка ротора электрической машины, выполненная из отдельных секций, каждая из которых подключена к своей паре коллекторных пластин. Такие обмотки выполняются преимущественно двухслойными из круглого или плоского провода (катушечная или стержневая обмотки) и используются в электрических машинах постоянного тока и в одно- и многофазных коллекторных машинах переменного тока.

ОБМОТОЧНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ — изоляция обмоток электрических машин, обеспечивающая необходимую электрическую, механическую и термическую прочность обмоток.
Различают изоляцию твердую и жидкую. В качестве твердой изоляции используется бумага, стекловолокно, хлопок, шелк, в качестве жидкой — электротехнический лак и различные компаунды. Для повышения прочности обмоточной изоляции часто используют комбинацию указанных изоляционных материалов, т. е. изолируют обмотки с последующей пропиткой компаундом и сушкой.

ОБМОТОЧНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ — коэффициент, характеризующий снижение напряжения в фазе обмотки переменного тока вращающейся электрической машины.
Обмоточный коэффициент зависит от количества витков в катушке; слоев в пазу; зоны, занимаемой обмоткой; укорочения шага. В отличие от сосредоточенных обмоток в распределенных обмотках значение наведенной ЭДС несколько ниже при том же количестве витков, т. е. E=4,44fNκобФ.
Путем выбора соответствующего значения обмоточного коэффициента можно улучшить форму выходного напряжения синхронного генератора (получить максимальное приближение к синусоиде) и уменьшить потери от высших гармоник тока и напряжения в асинхронных двигателях.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ СОЕДИНЕНИЯ ОБМОТОК ТРАНСФОРМАТОРА. При обозначении группы соединений обмоток трансформатора указывают, на сколько электрических градусов вектор напряжения вторичной обмотки отстает от вектора напряжения первичной обмотки или опережает его. Для удобства обозначения используется часовой циферблат, вектор напряжения первичной обмотки в котором направлен на 12 ч. Тогда при опережении напряжения вторичной обмотки на 30° группа соединения соответствует цифре 11, при отставании — 1. Указанные обозначения установлены ГОСТ.

ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ — совокупность механических, электрических и прочих элементов, предназначенных для поддержания параметра регулирования на заданном уровне путем изменения управляющего воздействия.
В электроприводе объектом регулирования является электродвигательное устройство, частота вращения или момент которого поддерживается на заданном уровне.

ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ — объект регулирования, в котором компенсация возмущающего воздействия на параметр регулирования невозможна без изменения управляющего воздействия. Таким характерным объектом является электрический генератор, в качестве управляющего воздействия в котором используется ток возбуждения, а параметром регулирования является напряжение на обмотке якоря. При увеличении тока нагрузки генератора происходит снижение выходного напряжения, обусловленное падением напряжения на обмотке и размагничивающим действием реакции якоря. Для восстановления напряжения в этом случае следует увеличить ток возбуждения. При сбросе нагрузки по указанной выше причине выходное напряжение генератора увеличивается и для его снижения следует уменьшить ток возбуждения.

ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ С САМОРЕГУЛИРОВАНИЕМ — объект регулирования, в принципе действия которого заложено свойство автоматической компенсации влияния возмущающего воздействия.
Таким характерным объектом регулирования является электродвигатель. После подключения его к питающей сети он при отсутствии момента нагрузки на валу разгоняется до частоты вращения, соответствующей холостому ходу. При увеличении нагрузки частота вращения двигателя снижается, что сопровождается соответствующим увеличением развиваемого двигателем момента. При равенстве последнего и момента нагрузки двигатель устойчиво работает с новой частотой вращения. При еще большем увеличении момента нагрузки описанный процесс повторяется. При снижении момента нагрузки процесс саморегулирования происходит в обратном порядке. В асинхронных двигателях саморегулирование реализуется в пределах изменения момента нагрузки от нуля до критического момента. При превышении последнего моментом нагрузки происходит опрокидывание асинхронного двигателя с последующей остановкой. В двигателях постоянного тока такая опасность отсутствует.

ОДНОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (single motor drive) — индивидуальный или групповой электропривод, в котором исполнительный орган рабочей машины или несколько исполнительных органов рабочей машины приводятся в движение одним электродвигателем.

ОДНОМАССОВАЯ СИСТЕМА (single-mass mechanical system) электропривода — система, в которой влияние упругих связей несущественно и при исследовании динамических процессов электропривода может не учитываться. В этом случае электродвигатель вместе с передаточным устройством и исполнительным органом рабочей машины представляются жестким приведенным звеном, обладающим одной эквивалентной массой или моментом инерции электропривода, к которому приложен электромагнитный момент двигателя и суммарный приведенный момент нагрузки.

ОДНОРОДНОЕ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ — поле, во всех точках которого векторы магнитной индукции равны между собой (например, между двумя плоскими параллельно расположенными полюсами магнита или электромагнита).

ОДНОРОДНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ — поле, во всех точках которого векторы напряженности равны друг другу (например, между двумя параллельными пластинами в области, удаленной от краев пластины).

ОДНОИМЕННОПОЛЮСНАЯ МАШИНА (англ. HOMOPOLAR MACHINE) — вращающаяся электрическая машина, у которой нормальная составляющая магнитной индукции во всех точках основного воздушного зазора имеет один и тот же знак. ГОСТ 27471-87.

ОДНОФАЗНАЯ МАШИНА (англ. SINGLEPHASE MACHINE) — машина, которая генерирует или потребляет однофазный переменный ток. СТ МЭК 50(411)-73.

ОДНОФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, на статоре которого расположены основная и вспомогательная обмотки, смещенные относительно расточки статора на 90°.
Вспомогательная обмотка предназначена для создания фазового сдвига напряжений основной и вспомогательной обмоток, в результате чего образуется эллиптическое вращающееся поле. Параллельно основной обмотке включена вспомогательная обмотка, в цепь которой постоянно или на время пуска включается пусковой конденсатор (конденсаторный асинхронный двигатель). При использовании пускового конденсатора отключение вспомогательной обмотки может быть произведено, например, с помощью пусковой кнопки. Для реверса однофазного асинхронного двигателя необходимо поменять местами выводы вспомогательной обмотки.

ОДНОФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ПУСКОВЫМ СОПРОТИВЛЕНИЕМ — двигатель с расщепленной фазой, у которого цепь вспомогательной обмотки отличается повышенным активным сопротивлением. ГОСТ 27471-87.

ОДНОФАЗНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ — режим работы трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, при котором он подключен к однофазной сети переменного тока.
При подключении двух выводов статорной обмотки трехфазного асинхронного двигателя к однофазной сети переменного тока в его рабочем зазоре образуется пульсирующее магнитное поле, не создающее вращающего момента. Для пуска двигателя в ту или иную сторону его ротор следует раскрутить, например, рукой, после чего он выйдет на номинальную частоту вращения. Для обеспечения автоматического запуска необходимо использовать пусковой конденсатор. Так, например, при соединении фазных обмоток двигателя по схеме треугольник конденсатор можно включить между свободным выводом и одним из выводов питающей сети. При работе в однофазном режиме асинхронный двигатель теряет около 30 % мощности, развиваемой в трехфазном режиме работы. Расчет конденсатора здесь.

ОДНОФАЗНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — анормальный режим работы многофазной вращающейся электрической машины от источника или на приемник однофазного тока. ГОСТ27471-87.

ОДНОФАЗНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР НАПРЯЖЕНИЯ — трансформатор напряжения, у которого один вывод первичной обмотки заземлен, а другой подключен к фазному проводу питающей сети. Например.

ОДНОЯКОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ — электрическая машина с неподвижным индуктором и вращающимся якорем, снабженным одной обмоткой с коллектором и контактными кольцами, предназначенная для преобразования переменного тока в постоянный или постоянного тока в переменный.
В конструктивном отношении статор преобразователя не отличается от статора обычной машины постоянного тока. На главных полюсах расположена параллельная обмотка возбуждения. На дополнительных полюсах расположена еще одна обмотка, включенная последовательно с обмоткой ротора (якоря). Кроме того, на главных полюсах расположена короткозамкнутая стержневая обмотка. На роторе помимо коллектора установлены два, три или шесть контактных колец.
Практически преобразователь может работать как синхронный двигатель, для чего на его щетки подается переменное одно или многофазное напряжение, а с коллектора снимается постоянное выходное напряжение. При питании преобразователя от сети постоянного тока он работает как двигатель постоянного тока, а на выходе формируется одно- или многофазное напряжение. В последнее время область применения одноякорного преобразователя сужается благодаря появлению мощных полупроводниковых преобразователей напряжения.

ОДНОХОДОВАЯ ВИНТОВАЯ ОБМОТКА — обмотка, винты которой следуют один за другим в осевом направлении по винтовой линии, а сечение каждого витка образовано сечениями нескольких параллельных проводов прямоугольного сечения, расположенными в один ряд в радиальном направлении обмотки. ГОСТ16110-82.

ОДНОЯКОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ (англ. ROTARY CONVERTOR) — вращающаяся электрическая машина с неподвижным индуктором и вращающимся якорем, обмотка которого подключена к коллектору и контактным кольцам, предназначенная для преобразования переменного тока в постоянный или постоянного в переменный.
Примечание. При наличии на якоре двух обмоток, одна из которых соединена с коллектором, а другая с контактными кольцами, применяется термин «двухобмоточный одноякорный преобразователь». ГОСТ 27471-87.

Ом — единица измерения сопротивления участка электрической цепи; 1 Ом — сопротивление проводника, в котором при напряжении в 1 В возникает сила тока в 1 А.
Данная единица измерения названа в честь немецкого физика Георга Симона Ома (1787—1854).

ОММЕТР — прибор с непосредственным отсчетом для измерений активных электрических сопротивлений.

ОПЛАВЛЕНИЕ КОНТАКТОВ — перегрев контактов от рабочего или аварийного тока, при перегреве температура контактов достигает температуры плавления материала, из которого они изготовлены.
Наиболее часто оплавление возникает при увеличении переходного сопротивления контактов, являющегося следствием загрязнения или обгорания рабочих поверхностей контактов. Оплавление контактов может иметь место при прямом пуске электродвигателей, при высокой частоте коммутации и при малой скорости сближения контактов. Устранение оплавления достигается путем выбора соответствующих материалов.

ОПОРА ПОДШИПНИКА — неподвижная часть подшипника скольжения или качения, определяющая положение вала электрической машины.
В качестве опоры в электрических машинах используются подшипниковые щиты и стойки. Подшипниковый щит является конструктивным элементом электрической машины и крепится к торцу статора. Подшипниковый щит не только передает момент ротора, но и центрирует его относительно расточки статора. Подшипниковые стойки устанавливаются на фундаменте вместе с корпусом электрической машины, при этом часто подшипник устанавливается и в подшипниковом щите, т. е. указанные функции в этом случае распределяются между подшипниковым щитом и стойкой. Опоры подшипников изготовляются из чугуна, стального листа или сплавов алюминия, а в электрических машинах малой мощности — из металлокерамики или синтетических материалов и выполнены в виде втулок или конусов, запрессованных в корпус машины. В электрических машинах большой мощности опоры подшипников снабжаются кольцевыми каналами и масляными камерами, улучшающими смазку подшипника. Способы их крепления в корпусах электрических машин весьма многочисленны и выбираются с учетом требований к технологии изготовления и ремонта, условий эксплуатации и т. д.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТРАНСФОРМАЦИИ — один из способов испытания трансформаторов, которое проводится для трансформаторов, имеющих обмотки с отпайками. При определении коэффициента трансформации на первичную обмотку трансформатора подается номинальное напряжение, отклонение которого не должно превышать 1 %. После этого на вторичной обмотке измеряется напряжение, причем для повышения точности измерения используется измерительный мост переменного тока или метод двух напряжений (компенсационный метод). Для трансформаторов напряжением выше 1 кВ точность поддержания напряжения на первичной обмотке должна быть не менее 100±0,5 % или не менее (1±0,1) % напряжения короткого замыкания.

ОПТИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ПРОЦЕСС (optimal transient) — переходный процесс, переводящий электропривод из одного установившегося режима в другой, наилучшим образом удовлетворяющий критерию оптимальности при выполнении ограничений, накладываемых на координаты электропривода. В качестве критериев оптимальности могут быть: максимальное быстродействие, минимальные потери электрической энергии, минимальная колебательность переходного процесса и др. Ограничения в электроприводе могут накладываться на скорость, момент (ток), ускорение, рывок, нагрев двигателя и др.

ОПЫТ КОРОТКОГО ЗАМЫКАНИЯ (КЗ) — режим КЗ, осуществляемый с целью опытного определения потерь, напряжения КЗ и других параметров и характеристик пары обмоток трансформатора при номинальной частоте и пониженном против номинального напряжении на одной из обмоток при закороченной второй обмотке этой пары и остальных обмотках, не замкнутых на внешние цепи.
В опыте КЗ вторичная обмотка закорочена. Напряжение на первичной обмотке увеличивается от нуля до значения, при котором ток в ней равен (0,25÷0,7) Iном при номинальной частоте указанного напряжения. Мощность, измеренная в цепи первичной обмотки, соответствует потерям КЗ, поскольку потери холостого хода пренебрежимо малы. Приложенное к первичной обмотке напряжение соответствует напряжению КЗ, которое существенно меньше номинального напряжения, если магнитная система слабо намагничена (не насыщена).
Потери и напряжение КЗ находятся соответственно в квадратичной и линейной зависимости от отношения номинального тока к его измеренному значению. Из опыта КЗ можно определить также класс изоляции обмоток.
Короткие замыкания в электрических установках рассмотрены здесь.

ОПЫТ ХОЛОСТОГО ХОДА (XX) — режим холостого хода трансформатора, осуществляемый при номинальной частоте и различных значениях синусоидального напряжения первичной обмотки с целью опытного определения потерь, тока XX и других параметров и характеристик трансформатора.
В опыте XX переменное напряжение с номинальными амплитудой и частотой подается на первичную обмотку трансформатора, вторичные обмотки которого разомкнуты — по ним не протекает ток нагрузки. Ваттметр, включенный в цепь первичной обмотки, позволяет определить потери XX, т. е. потери в стали магнитной системы. Потери на нагрев обмоток в опыте XX практически отсутствуют.

ОПТРОН — прибор, состоящий из излучателя света и фотоприемника, связанных друг с другом оптически и помещенных в общем корпусе. Используется для связи отдельных частей радиоэлектронных устройств, обеспечивая подобно трансформатору электрическую развязку между ними, и для бесконтактного управления (подобно реле) электрическими цепями. В качестве излучателя применяют полупроводниковый светоизлучающий диод, в качестве фотоприемника — фоторезистор, фотодиод и т. д.

ОСНОВНАЯ ОБМОТКА АВТОТРАНСФОРМАТОРА — часть всей обмотки автотрансформатора, принадлежащая первичной и вторичной обмоткам.
По основной обмотке протекает ток, равный разности токов первичной и вторичной обмоток. Этот ток и определяет сечение провода. Количество витков основной обмотки зависит от значения напряжения в обмотке низшего напряжения.

ОСНОВНОЙ РЯД — ряд мощностей трехфазных трансформаторов, нагрузка каждого из которых изменяется в ограниченном диапазоне. Накладываемые на трансформаторы ограничения по изменению нагрузки продиктованы стремлением поддерживать максимальный КПД, имеющий наибольшее значение при изменении нагрузки в пределах (0,5÷1,0) Sном. Основной ряд представлен следующими значениями мощности: 5, 10, 20, 30, 50 и 100 кВА при напряжении на стороне высокого напряжения 10, 15 и 20 кВ. Помимо указанных мощностей изготовляются также трансформаторы на специальный ряд мощностей 5; 20; 15; 25; 37,5; 50 кВА при тех же значениях напряжения на стороне высокого напряжения. Эти трансформаторы допускают значительную перегрузку и могут длительно работать в режиме, близком к холостому ходу.

ОСНОВНОЕ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ — часть магнитного поля трансформатора, созданная разностью суммы магнитодвижущих сил всех его обмоток и суммы магнитодвижущих сил обмоток, создающих поле рассеяния обмоток и поле токов нулевой последовательности обмоток трансформатора. ГОСТ 16110-82.

ОСНОВНОЙ ВОЗДУШНЫЙ ЗАЗОР ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — минимальное расстояние в радиальном направлении между неподвижной и движущейся частями магнитопровода вращающейся электрической машины. ОСНОВНОЙ ВОЗДУШНЫЙ ЗАЗОР (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

ОСНОВНЫЕ МАГНИТНЫЕ ПОТЕРИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — потери от гистерезиса и вихревых потоков, возникающие в ферромагнитных участках магнитной цепи во вращающейся электрической машине при их перемагничивании основным магнитным потоком. ОСНОВНЫЕ МАГНИТНЫЕ ПОТЕРИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ОСНОВНЫЕ ПОТЕРИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — потери вращающейся электрической машины, связанные с основными электромагнитными и механическими процессами, представляющие собой сумму потерь в обмотках, определяемых сопротивлением обмоток постоянному току электрических потерь в скользящих контактах, потерь от основного магнитного потока в магнитопроводе и механических потерь. ОСНОВНЫЕ ПОТЕРИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — потери в обмотках вращающейся электрической машины, определяемые как произведение сопротивления постоянному току на квадрат тока в обмотке, и электрические потери в скользящих контактах. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ (кр. ф.). ГОСТ 27471-87.

ОСТАТОЧНАЯ ИНДУКЦИЯ — магнитная индукция в веществе при напряженности магнитного поля, равной нулю. Наблюдается в ферромагнетиках и объясняется их магнитным гистерезисом.

ОСТАТОЧНАЯ Э.Д.С. АСИНХРОННОГО ТАХОГЕНЕРАТОРА — э.д.с. на выводах выходной обмотки асинхронного тахогенератора при неподвижном роторе.
Примечания:
1. Определяется как наибольшая остаточная э.д.с. по основной гармонике в пределах оборота ротора.
2. Приведенное значение определяется как отношение остаточной э.д.с. по основной гармонике к крутизне тахогенератора. ГОСТ 27471-87.

ОСТАТОЧНАЯ Э.Д.С. ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ТРАНСФОРМАТОРА — э.д.с. на выводах обмотки при нулевых положениях ротора вращающегося трансформатора.
Примечания:
1. Определяется как наибольшая остаточная э.д.с. по основной гармонике из всех нулевых положений ротора: для сельсина-датчика — на выводах обмотки при поданном напряжении возбуждения: для дифференциального сельсина-датчика на выводах выходной обмотки при поданном напряжении синхронизации; для трансформаторного сельсина-приемника — на выводах входной обмотки при поданном напряжении на выводы выходной обмотки.
2. Приведенное значение остаточной э.д.с. по основной гармонике вращающегося трансформатора определяется как отношение остаточной э.д.с. к максимальной э.д.с. вращающегося трансформатора ГОСТ 27471-87.

ОСТАТОЧНАЯ Э.Д.С. СЕЛЬСИНА — 1. э.д.с. на выводах обмотки при нулевых положениях ротора сельсина. Определяется как наибольшая остаточная э.д.с. по основной гармонике из всех нулевых положений ротора: для сельсина-датчика — на выводах обмотки при поданном напряжении возбуждения; для дифференциального сельсина-датчика — на выводах выходной обмотки при поданном напряжении синхронизации; для трансформаторного сельсина-приемника — на выводах входной обмотки при поданном напряжении на выводы выходной обмотки.
2. Приведенное значение остаточной э.д.с. по основной гармонике вращающегося трансформатора определяется как отношение остаточной э.д.с. к максимальной э.д.с. вращающегося трансформатора ГОСТ 27471-87.

ОХЛАЖДЕНИЕ ОБДУВОМ — способ охлаждения электрической машины, при котором охлаждающий воздух принудительно прогоняется вдоль корпуса.

ОХЛАЖДЕНИЕ ЦИРКУЛЯЦИОННОЕ — охлаждение трансформатора с использованием принудительного повышения скорости движения заполняющего трансформатор теплоносителя при помощи насосов или вентиляторов.
При этом повышается интенсивность теплообмена между теплоносителем и активными частями трансформатора. В отличие от естественного при циркуляционном охлаждении мимо охлаждаемых поверхностей в единицу времени проходит большее количество теплоносителя за счет увеличения скорости его перемещения. В трансформаторах с масляным охлаждением довольно часто организуют внутренний контур циркуляции. В этом случае нагретое масло с помощью насоса подается в верхнюю часть бака трансформатора и после охлаждения вновь возвращается в указанный контур охлаждения.

ОХЛАЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН — отвод тепла от активных частей вращающихся электрических машин.
При прохождении тока по обмоткам электрических машин в них выделяется тепло, что приводит к нагреву обмоток. Если температура нагрева превышает значение, допустимое для используемой изоляции, то происходит ее тепловое старение. В результате изоляция теряет электрическую и механическую прочность, что может явиться причиной ее повреждения и нарушения работоспособности электрической машины. Для поддержания требуемого температурного режима служит охлаждение.
Эффективность того или иного способа охлаждения определяется теплопроводностью изоляции и теплоемкостью хладагента, а также характером и скоростью его перемещения внутри и вне электрической машины. В качестве хладагента используются воздух, вода, масло и т. д. Жидкий хладагент может служить для охлаждения как ротора, так и статора электрической машины, причем направление его движения может быть свободным или упорядоченным.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.