Термины и определения на букву «М»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

МАГАЗИН СОПРОТИВЛЕНИЙ — набор катушек электрических сопротивлений, заключенных в общий кожух. Подразделяется на штепсельные и рычажные. У штепсельных магазинов сопротивления катушки переключаются штепселем, у рычажных — переключателями.

МАГНЕСИН (от греч. magnetis — магнит и synchronos — одновременный) — бесконтактный преобразователь (датчик) углового положения вала.
Применяется для дистанционной передачи показаний измерительных приборов и в др. устройствах, где допускается ничтожно малая нагрузка на задающем валу (например, в магнитных компасах). Система для дистанционной передачи состоит из магнесина-датчика и магнесина-приемника, которые представляют собой тороидальные электромагниты переменного тока (статоры) с сердечниками из низкокоэрцитивного материала, питающиеся от общего источника и соединенные между собой проводами (линия связи). Внутри катушек находятся свободно поворачивающиеся постоянные магниты (роторы). В случае идентичных М. при всяком повороте оси М.-датчика ось М.-приемника поворачивается на тот же угол; если их роторы занимают неодинаковое положение, то по обмоткам в линии связи текут уравнительные токи, вызывающие устанавливающий (синхронизирующий) вращающий момент.

МАГНЕТО — магнитоэлектрический генератор переменного тока, создающий электрические разряды между электродами свечи зажигания для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания.

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ — величина, равная отношению силы, действующей в магнитном поле на единицу длины проводника, перпендикулярного направлению поля, к силе тока в проводнике. Магнитная индукция характеризует степень ориентации элементарных магнитов (доменов) ферромагнитного вещества относительно силовых линий внешнего магнитного поля. Указанный эффект приводит к усилению внешнего магнитного поля в ферромагнитном веществе. Если ферромагнитное тело содержит полость, то количество силовых линий магнитного поля в ней уменьшается. Это свойство используется для защиты электроизмерительных приборов от влияния внешних магнитных полей.

МАГНИТНАЯ ИНДУКЦИЯ В РАБОЧЕМ ЗАЗОРЕ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — амплитуда основной гармонической в кривой распределения магнитной индукции в рабочем зазоре в режиме холостого хода при номинальном напряжении вращающейся электрической машины. ГОСТ 27471-87 (СТ СЭВ 169-861).

МАГНИТНАЯ ПОДВЕСКА — бесконтактное подвешивание транспортного средства с некоторым зазором (до 30 см) над путевым устройством.
Осуществляется с помощью постоянных магнитов (принцип отталкивания), регулируемых электромагнитов (принцип притяжения) или электродинамического взаимодействия электромагнитов, имеющих сверхпроводящие обмотки, со специальными токопроводящими обмотками, уложенными в путь (принцип отталкивания). Эффект сверхпроводимости в последней системе магнитного подвешивания создается с помощью криогенной техники. Электромагниты располагаются на транспортном средстве. В качестве тяговых используют линейные электродвигатели. Скорость движения транспортных средств на магнитном подвесе до 500 км/ч.

МАГНИТНАЯ ПОСТОЯННАЯ — скалярная величина μ0 = 4π·10-7 Гн/м.

МАГНИТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ — параметр магнитной цепи, равный величине, обратной сопротивлению магнитному. Используется при расчетах магнитных цепей в электрических машинах, аппаратах и приборах.

МАГНИТНАЯ ПРОНИЦАЕМОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНАЯ — безразмерная физическая величина, характеризующая магнитные свойства магнетиков.
Магнитная проницаемость изотропного магнетика — скалярная величина, показывающая, во сколько раз увеличивается сила взаимодействия двух элементарных токов при переносе их из вакуума в магнетик, если расстояние между ними сохраняется неизменным. Магнитная проницаемость связана с магнитной восприимчивостью χ соотношением: μ = 1 + χ (в СИ). У диа- и парамагнетиков М. п. близка к 1 (соответственно несколько меньше и несколько больше 1). М. п. ферромагнетиков может быть значительно больше 1 и зависит от напряженности магнитного поля (вследствие явления магнитного гистерезиса эта зависимость неоднозначна). Произведение М. п. на магнитную постоянную называется абсолютной магнитной проницаемостью.

МАГНИТНАЯ СИСТЕМА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — совокупность элементов вращающейся электрической машины, предназначенных для проведения основного магнитного потока. ГОСТ 27471-87 (СТ СЭВ 169-86).

МАГНИТНАЯ СИСТЕМА ТРАНСФОРМАТОРА — элемент конструкции трансформатора, предназначенный для создания магнитной связи между его обмотками.
Обычно магнитная система выполняется из тонких пластин электротехнической стали, которые стягиваются в плотный пакет. Части системы, на которых располагаются обмотки, называются стержнями, остальные части называются ярмами. Различают верхние и нижние ярма. Геометрия пластин системы определяется характером стыка стержня с ярмом.
Однофазные трансформаторы имеют двухстержневые или броневые магнитные системы, трехфазные трансформаторы —трехстержневые системы. В отдельных случаях используются пятистержневые системы. В маломощных трансформаторах используются ленточные и кольцевые магнитные системы.

МАГНИТНОЕ ДУТЬЕ — способ гашения электрической дуги в силовых выключателях.
Дугогасительная система выключателя содержит магнитопровод U-образной формы с обмоткой, включенной последовательно в коммутируемую электрическую цепь. При размыкании контактов возникает электрическая дуга, причем протекающий через плазменный шнур ток равен току в указанной обмотке. Контакты движутся между полюсами магнитопровода, создающего с по¬мощью обмотки магнитное поле, деформирующее дугу. В результате удлинения дуги под действием электродинамических сил обеспечивается быстрое ее гашение. При этом усилие возрастает пропорционально увеличению тока в коммутируемой цепи. Для обеспечения работоспособности дугогасительной системы следует обращать внимание на полярность включения обмотки в коммутируемую цепь.

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ — одна из двух сторон электромагнитного поля, характеризующихся воздействием на движущуюся электрически заряженную частицу с силой, пропорциональной заряду частицы и ее скорости.
Физически магнитное поле обусловлено движением электрических зарядов, например движением, молекул в теле постоянного магнита, или протеканием электрического тока в проводнике (поле электромагнитное). Графически поле может быть представлено посредством силовых линий. В зависимости от характера распределения силовых линий различают: однородное плоскопараллельное поле, силовые линии которого имеют одинаковую плотность и расположены параллельно друг другу; однородное радиальное поле, силовые линии которого расположены между двумя полюсами; неоднородное поле, расположение силовых линий которого не соответствует картине распределения силовых линий однородного магнитного поля.

МАГНИТНОЕ ПОЛЕ РАССЕЯНИЯ ОБМОТОК ТРАНСФОРМАТОРА — часть магнитного поля трансформатора, созданная той частью магнитодвижущих сил всех основных обмоток, геометрическая сумма векторов которых в каждой фазе обмоток равна нулю. Причина возникновения потоков рассеяния заключается в том, что способностью проводить магнитное поле обладают практически все материалы и вещества, в том числе и воздух. Поэтому часть силовых линий магнитного поля, созданного обмоткой с током, замыкается через воздух, ярмо и стержень магнитной системы, т.е. полезный магнитный поток, проходящий через элементы магнитной системы, всегда меньше полного магнитного потока, созданного обмоткой с током. При увеличении магнитного сопротивления стали, например, в результате ее насыщения потоки рассеяния увеличиваются.

МАГНИТНАЯ ЦЕПЬ — совокупность устройств, содержащих ферромагнитные тела, электромагнитные процессы в которых могут быть описаны при помощи понятий магнитодвижущей силы, магнитного потока и разности магнитных потенциалов. Различают замкнутые магнитные цепи, в которых магнитный поток почти полностью проходит в ферромагнитных телах, и магнитные цепи с зазором (например, воздушным). Термином «магнитная цепь» широко пользуются при электромагнитных расчетах трансформаторов, электрических машин, аппаратов и т.п.

МАГНИТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — зависимость магнитного потока в воздушном зазоре вращающейся электрической машины от тока возбуждения. ГОСТ 27471-87 (СТ СЭВ 169-86).

МАГНИТНАЯ ЦЕПЬ — последовательность магнетиков, по которым проходит магнитный поток. Различают замкнутые магнитные цепи, в которых магнитный поток почти полностью проходит в ферромагнитных телах, и с зазором (например, воздушным). Понятием магнитная цепь широко пользуются при электротехнических расчетах трансформаторов, электрических машин, реле и др. Простейшая магнитная цепь — сердечник кольцевой катушки.

МАГНИТНАЯ ЭНЕРГИЯ — энергия магнитного поля. Характеризуется объемной плотностью магнитной энергии wm — отношением магнитной энергии к объему магнитного поля. Например, для магнитного поля в изотропной неферромагнитной среде wm = BH/2 (в СИ), где В и Н — магнитная индукция и напряженность магнитного поля.

МАГНИТНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — величина, равная произведению напряженности магнитного поля на длину участка магнитной цепи. Измеряется в амперах (А): U_m=Hl.

МАГНИТНОЕ НАСЫЩЕНИЕ — состояние парамагнетика или ферромагнетика, при котором его намагниченность достигает предельного значения, не меняющегося при дальнейшем увеличении напряженности внешнего (намагничивающего) магнитного поля. Магнитное насыщение ограничивает рабочие магнитные потоки и вызывает нелинейность характеристик у различных устройств с магнитными цепями (электрические машины и аппараты).

МАГНИТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — вещества, существенно изменяющие магнитное поле, в которое они помещены. С точки зрения легкости намагничивания их можно разделить на 2 основных класса: магнитомягкие материалы и магнитотвёрдые материалы.

МАГНИТОМЯГКИЙ МАТЕРИАЛ — ферромагнитное вещество, легко намагничивающееся под действием внешнего магнитного поля и утрачивающее это качество после снятия внешнего магнитного поля. Такие материалы имеют узкую петлю гистерезиса, т. е. обладают малыми значениями остаточного намагничивания и коэрцитивной силы. Они широко используются для изготовления магнитных систем трансформаторов и магнитопроводов статоров и роторов. В машинах переменного тока происходит периодическое перемагничивание магнитомягкого материала, что приводит к его нагреву вследствие выделяемого при этом тепла. Указанные потери носят название потерь на гистерезис (перемагничивание). Значение этих потерь возрастает с увеличением ширины петли гистерезиса.

МАГНИТОТВЕРДЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы, характеризующиеся большой коэрцитивной силой и остаточной индукцией. Используются для изготовления постоянных магнитов различного назначения. К ним относятся: углеродистые, вольфрамовые, хромистые, кобальтовые стали, коэрцитивная сила которых 5000… 13000 А/м, а остаточная индукция — 0,7…1,0 Т. Обладают ковкостью, поддаются прокатке и механической обработке. Магнитотвердыми материалами являются также сплавы с различным содержанием железа, алюминия, никеля, кремния, кобальта. Они называются альни, альниси, альнико, магнико и др. Обладают прекрасными магнитными свойствами. Их коэрцитивная сила 20000…60000 А/м, остаточная индукция — 0,2…2,25 Т. Магниты из этих сплавов изготовляются отливкой и обрабатываются только шлифованием. Металлокерамические магниты получаются спеканием порошков из сплавов альни и альнико.

МАГНИТНЫЕ ПОТЕРИ — потери, возникающие в магнитной системе электрической машины в режиме холостого хода при номинальном напряжении и номинальной частоте. Обусловлены магнитным гистерезисом и вихревыми токами.

МАГНИТНЫЙ ГИСТЕРЕЗИС — см. Гистерезис.

МАГНИТНЫЙ ЗАРЯД — вспомогательное понятие, вводимое при расчетах статических магнитных полей (по аналогии с электрическим зарядом, создающим электростатическое поле). В отличие от электрических зарядов М.з. реально не существуют, т.к. магнитное поле не имеет особых источников, помимо электрических токов.

МАГНИТНЫЙ ПОЛЮС — участок поверхности намагниченного образца (магнита), на котором нормальная к поверхности составляющая намагниченности отлична от нуля. Северным магнитным полюсом называется участок, из которого выходят линии магнитной индукции, а южным магнитным полюсом — участок, в который они входят.

МАГНИТНЫЕ СИЛОВЫЕ ЛИНИИ — линии, определяющие значение и направление силового воздействия на магнитные материалы и электрические заряды. Их плотность пропорциональна интенсивности магнитного поля. Вдоль них действуют силы растяжения, поперек — силы сжатия. В отличие от силовых электрических линий магнитные силовые линии всегда замкнуты на себя. Их направление определяется с учетом того, что они выходят из северного полюса и входят в южный полюс. Поэтому внутри постоянного магнита или катушки с током магнитные силовые линии направлены от южного полюса к северному.
Магнитный поток есть поток магнитной индукции через поверхность с некоторой площадью. Условное обозначение — Ф, единица измерения — вебер (Вб).

МАГНИТНЫЙ ПОТОК РАССЕЯНИЯ — часть полного магнитного потока, не связанная с нагрузкой.

МАГНИТНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ (МУ) — усилитель переменного тока, выходное напряжение которого изменяется посредством регулирования значения постоянного тока в обмотке подмагничивания.
Обычно МУ состоит из магнитной системы, на которой расположены силовая обмотка (переменного тока) и обмотка управления или подмагничивания. Диапазон изменения тока подмагничивания в обмотке управления выбирается таким образом, что магнитное сопротивление магнитной системы изменяется от минимального значения до максимального. В последнем случае магнитная система насыщена, индуктивность силовой обмотки имеет минимальное значение, коэффициент усиления МУ максимален. При уменьшении тока подмагничивания индуктивность обмотки переменного тока снижается. В результате происходит изменение тока в основной обмотке. Большим преимуществом МУ является его низкая чувствительность к броскам тока нагрузки.

МАГНИТОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ГЕНЕРАТОР (МГД-ГЕНЕРАТОР) — энергетическая установка непосредственного преобразования тепловой энергии в электрическую. Собственно МГД-генератор состоит из канала (сопло, рабочая часть, диффузор) и магнитной системы. Принцип действия МГД-генератора заключается в том, что при движении рабочего тела (проводящей среды — электролита, жидкого металла, ионизированного газа — плазмы) поперек магнитного поля в рабочем теле индуктируется электрический ток, который через соответствующие электроды отводится в электрическую цепь. Рабочим телом в МГД-генераторе могут быть продукты сгорания ископаемых топлив, инертные газы с присадками щелочных металлов (увеличивающими электрическую проводимость), жидкие металлы, электролиты и др.
Бывают кондукционные (с непосредственным съемом электрического тока с электродов, помещенных в канале вдоль потока рабочего тела) и индукционные безэлектродные) МГД-генераторы. В зависимости от назначения различают импульсные (длительностью несколько мкс), кратковременного действия и длительно работающие МГД-генераторы.
Возможные применения МГД-генератора:
электрические станции;
установки для компенсации пиковых нагрузок или резервные на случай возникновения в энергосетях аварийных ситуаций; установки для создания кратковременных энергетических мощностей (подогрев в аэродинамических трубах, питание различных радиотехнических устройств и т. п.);
источники электроэнергии для бортовой аппаратуры судов, летательных аппаратов.

МАГНИТОДВИЖУЩАЯ СИЛА (ранее часто называлась намагничивающей силой) — величина, характеризующая намагничивающие действия электрического тока и равная циркуляции напряженности магнитного поля вдоль замкнутого контура. Условное обозначение — F, единица измерения — ампер (А): F=Iw, где I — сила тока катушки; w — число витков катушки.
Таким образом, МДС катушки с током I и числом витков до равна произведению указанных величин.

МАГНИТОДИЭЛЕКТРИКИ — ферромагнитные порошки (пермаллой, алсифер, ферриты и др.), смешанные с диэлектриками (смолой, пластмассой, лаком и т. п.) и спрессованные под большим давлением при высокой температуре в монолитную массу. Имеют большое удельное электрическое сопротивление и характеризуются малыми потерями на вихревые токи. Магнитодиэлектрики используют в технике ВЧ для изготовления магнитопроводов, сердечников катушек индуктивности и т. п.

МАГНИТОСТРИКЦИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (magnetostrictive motor) — электродвигатель, принцип действия которого основан на физическом эффекте Джоуля и Видемана, т.е. деформации ферромагнитного рабочего элемента, помещенного в магнитное поле, при изменениях последнего (см. электромеханическое преобразование энергии). Магнитострикционный двигатель состоит из магнитопровода, устройства возбуждения и рабочего ферромагнитного элемента.

МАГНИТОСТРИКЦИОННЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (magnetostrictive power drive system) — электропривод с применением магнитострикционного двигателя. Для магнитострикционного электропривода характерны малые перемещения (от долей до десятков микрометров). Магнитострикционный электропривод может воздействовать на исполнительный орган рабочей машины усилиями от единиц до десятков тысяч ньютонов. Полоса пропускания магнитострикционного электропривода может составлять сотни герц. Магнитострикционный электропривод применяется в приборостроении, приводах подачи шлифовальных станков, в нажимных устройствах прокатных станов и т.д.

МАКСВЕЛЛ (по имени англ. физика Дж.К. Максвелла (1831 — 1879)) — единица магнитного потока. Обозначение — Мкс, 1 Мкс = 10-8 Вб.

МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — амплитудное значение напряжения при наличии в электрической цепи устройства защиты от перенапряжений.

МАКСИМАЛЬНОЕ ПРЕВЫШЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ — разность между максимально допустимой температурой обмотки или других активных частей электрической машины и температурой охлаждающей среды.

МАКСИМАЛЬНОТОКОВЫЙ РАСЦЕПИТЕЛЬ — защитный элемент контактора и пускателя, обеспечивающий их мгновенное отключение при коротком замыкании в цепи нагрузки. Расцепитель максимального тока содержит магнитопровод с обмоткой и якорь, механически связанный с приводом контактной системы. При резком увеличении тока нагрузки якорь втягивается в магнитопровод и освобождает привод контактной системы, отключая коммутационный аппарат. В пускателях расцепитель максимального тока устанавливается в комбинации с тепловым расцепителем, обеспечивающим защиту электродвигателя от перегрева.

МАЛОМОЩНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, мощность, которого не превышает 6,3 кВА. Такие трансформаторы характеризуются большим конструктивным разнообразием и выполняются на напряжение до 500 В. Наиболее часто они используются для гальванической развязки электрических цепей низкого и высокого напряжений и в устройствах защиты.

МАРКИРОВКА ВЫВОДОВ — система цифровых и буквенных обозначений выводов электрических машин.

МАСЛЯНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор большой мощности, для охлаждения которого используется масло.
Трансформаторное масло обладает более высокой теплоемкостью по сравнению с воздухом, являющимся теплоносителем в сухих трансформаторах, а также более высокой электрической прочностью, т. е. является прекрасным диэлектриком.

МАТРИЧНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ (matrix frequency converter) — преобразователь частоты непосредственный, реализованный на полностью управляемых вентилях (ключах). Его топология позволяет осуществлять преобразование электроэнергии без промежуточного звена постоянного тока.

МАХОВАЯ МАССА — величина, характеризующая способность маховика накапливать энергию. В электроприводах под маховой понимается масса всех движущихся частей, приведенная к валу электродвигателя.

МАХОВИК — стальное или чугунное колесо большой массы, предназначенное для аккумулирования энергии при увеличении его частоты вращения. Маховик часто используется для снижения колебаний частоты вращения устройств механизмов прерывистого движения, например в двигателях внутреннего сгорания, а также в качестве аккумулятора энергии.

МАХОВИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — вращательный электропривод, в состав которого входит маховик. ГОСТ 16593-79.

МАШИНА (англ. MACHINE) — механическое устройство, выполняющее движения для преобразования энергии, материалов или информации. Основное назначение — частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. В зависимости от выполняемых функций различают: энергетические машины, предназначенные для преобразования энергии; рабочие машины, осуществляющие изменение формы, свойств, состояния и положения предмета труда; и информационные машины, предназначенные для сбора, переработки и использования информации. К энергетическим машинам относятся электродвигатели и электрогенераторы (см. Электрическая машина), двигатели внутреннего сгорания, турбины, паровые машины и др. К рабочим машинам относятся технологические, или машины-орудия (металлорежущие станки, строительные, горные, с.-х., текстильные и др.), транспортные (автомобили, тепловозы, самолеты, теплоходы и др.), транспортирующие (конвейеры, элеваторы, грузоподъемные краны, подъемники). К информационным машинам относятся вычислительные машины, механические интеграторы и т.д. Широкое применение в производстве получают автоматы, которые самостоятельно, без непосредственного участия человека, выполняют все рабочие и вспомогательные операции технологического процесса. Комбинированные машины, в которых агрегаты, расположенные в технологической последовательности, автоматически воздействуют на предмет труда, позволяют создавать автоматические линии, цехи — автоматы и заводы — автоматы.

МАШИНА ВЕНТИЛЬНАЯ — машина постоянного тока, в которой отсутствует коллектор, т. е. бесколлекторная машина постоянного тока.
В вентильной машине на роторе установлены постоянные магниты, создающие поток возбуждения. Обмотка якоря расположена в пазах статора. Коммутация секций обмотки якоря осуществляется с помощью полупроводникового коммутатора, управляемого датчиком положения ротора, благодаря чему обеспечивается четкая фиксация положения ротора. В качестве ключевых элементов полупроводникового коммутатора наиболее часто используются транзисторы. Коммутатор выполняет функции коллектора обычной машины постоянного тока, т. е. обеспечивает соответствующее взаимное положение в пространстве магнитного потока возбуждения и секции обмотки якоря. Техническая реализация этого принципа управления производится с помощью следующих датчиков положения:
оптоэлектрических датчиков положения (источника света, дисков с отверстиями и фототранзисторов); датчиков Холла, фиксирующих максимум магнитного потока, создаваемого постоянными магнитами;
емкостных датчиков положения, выполненных в виде конденсатора, одна из пластин которого неподвижна, а другая вращается вместе с ротором;
индуктивных датчиков положения, состоящих либо из вращающегося дополнительного постоянного магнита и неподвижной измерительной обмотки, либо из магнитной системы с диском из магнитомягкого материала, при изменении углового положения которого изменяется магнитное состояние системы.
Основными преимуществами вентильной машины являются большой срок службы, возможность получения большой частоты вращения (до 100 тыс. об/мин) и отсутствие электромагнитных помех. К недостаткам, хотя и незначительным, относятся высокая стоимость и неустойчивая работа на низкой частоте вращения. Поэтому вентильные машины используются в электроприводах самолетов, космических летательных аппаратов и в высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуре (магнитофонах, проигрывателях).

МАШИНА КРЕМЕРА отличается от обычного генератора постоянного тока со смешанным возбуждением только тем, что на полюсах генератора кроме параллельной и последовательной обмоток возбуждения располагается еще и независимая обмотка возбуждения, причем последовательная обмотка возбуждения включена встречно по отношению к двум другим обмоткам возбуждения. Такая машина имеет падающую внешнюю характеристику и используется в основном в качестве сварочного генератора.

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА НЕЗАВИСИМОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (англ. SEPARATELY EXCITED) — машина, которая возбуждается от постороннего источника.

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (англ.SHUNT) — машина с самовозбуждением, цепь обмотки возбуждения которой соединена с цепью якоря параллельно непосредственно или через преобразовательное устройство. ГОСТ 27471-87. Используется как двигатель или как генератор. Имеет жесткую внешнюю (генератор) и механическую (двигатель) характеристики.

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (англ. SERIES) — машина с самовозбуждением, обмотка возбуждения которой соединена с цепью якоря последовательно непосредственно или через преобразовательное устройство. ГОСТ 27471-87. Применяют в качестве двигателя, который благодаря мягкой механической характеристике особенно пригоден для электрической тяги, электроприводов подъемных кранов и др. механизмов с тяжелыми условиями пуска.

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА СМЕШАННОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ (англ. COMPOUND) — машина с самовозбуждением, имеющая по меньшей мере две обмотки возбуждения, одна из которых соединена с цепью якоря последовательно непосредственно или через преобразовательное устройство, а остальные – параллельно. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА СМЕШАННОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ С ВСТРЕЧНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ (англ. CUMULATIVE COMPOUNDED) — машина смешанного возбуждения, у которой магнитодвижущие силы обмоток возбуждения направлены противоположно. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА ПОСТОЯННОГО ТОКА СМЕШАННОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ С СОГЛАСНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ (англ. DIFFERENTIAL СОМРОUNDED) — машина смешанного возбуждения, у которой магнитодвижущие силы обмоток возбуждения имеют одинаковое направление. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С ДИСКОВЫМ РОТОРОМ — вращающаяся электрическая машина с аксиальным воздушным зазором и дискообразным ротором с обмоткой. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ (англ. COMPOSITELY EXCITED) — вращающаяся электрическая машина, возбуждаемая постоянными магнитами и обмотками возбуждения, питаемыми электрическим током. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С КОМБИНИРОВАННЫМ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ — машина с электромагнитным возбуждением, имеющая несколько обмоток возбуждения, одна из которых питается от постороннего источника тока, а другие питаются током якоря или током вспомогательной обмотки самой машины. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С КОНИЧЕСКИМ РОТОРОМ (англ. CONICAL ROTOR MACHINE) — машина с ротором, имеющим форму усеченного конуса.

МАШИНА С КОНТАКТНЫМИ КОЛЬЦАМИ — вращающаяся электрическая машина, у которой хотя бы одна из обмоток, участвующих в основном процессе преобразования энергии, соединена с контактными кольцами. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С ПОЛЫМ РОТОРОМ — вращающаяся электрическая машина, ротором которой является обмотка в виде полого цилиндра, образованного витками обмотки. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ (англ. PERMANENT MAGNET MACHINE) — вращающаяся электрическая машина, возбуждаемая постоянными магнитами. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С САМОВОЗБУЖДЕНИЕМ (англ. SELF-EXCITED) — машина с электромагнитным возбуждением, обмотки возбуждения которой питаются током якоря или частью тока якоря. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМ РОТОРОМ (англ. CYLINDRICAL ROTOR MACHINE) — машина с цилиндрическим ротором, по периферии которого могут быть расположены пазы для укладки секций обмотки. СТ МЭК50 (411)-73.

МАШИНА С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ — вращающаяся электрическая машина с одной или несколькими обмотками возбуждения, питаемыми электрическим током. ГОСТ 27471-87.

МАШИНА С ЯВНО ВЫРАЖЕННЫМИ ПОЛЮСАМИ (англ. SALIENT POLE MACHINE) — машина, в которой полюса выступают из ярма или сердечника в сторону воздушного зазора.

МАШИННОЕ ВРЕМЯ — период, в течение которого машина выполняет работу непосредственно по обработке или перемещению изделия без непосредственного воздействия на него человека.

МАШИННЫЙ ЗАЛ электростанции — часть электрической станции, где размещаются агрегаты, вырабатывающие электроэнергию, и относящееся к ним вспомогательное оборудование. В машинном зале ГРЭС, ТЭЦ и атомной электростанции (АЭС) располагаются турбогенераторы, паровые турбины, конденсаторы, теплообменники, системы регенерации, питательные, циркуляционные, конденсационные и дренажные насосы, оборудование для собственных нужд электростанции. Машинный зал ГРЭС граничит с котельной (на АЭС — с реакторным залом) и с распределительным устройством. Машинные залы газотурбинной и дизельной электростанций являются основными частями главного корпуса, где располагаются газовые турбины, дизели, генераторы, компрессоры, пусковые двигатели, камеры сгорания и вспомогательное оборудование. Машинный зал ГЭС является верхним строением здания станции, где располагаются гидрогенераторы или только верхние их надстройки, колонки регуляторов частоты вращения, щиты управления гидроагрегатами. В машинном зале ГЭС с горизонтальными агрегатами располагаются еще и гидравлические турбины с регулирующими устройствами. Размеры зависят от числа установленных агрегатов, их мощности, типа и взаимного расположения.

МАШИННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (математическое моделирование) — метод изучения сложных систем, основанный на создании и исследовании на ЭВМ математической модели реальной системы — совокупности математических соотношений (уравнений), описывающих эту систему. Уравнения (модель) вместе с программой их решения вводят в ЭВМ и, имитируя различные значения входных (по отношению к системе) сигналов и условий функционирования системы, определяют (по реакции модели) величины, характеризующие поведение системы, ее параметры. Иногда машинный эксперимент дополняют натурным моделированием.

МАШИНОВЕНТИЛЬНЫЙ КАСКАД — каскадный электропривод, в котором мощность скольжения через вентильный преобразователь поступает на якорь двигателя постоянного тока. ГОСТ 16593- 79.

МГД-генератор — см. магнитогидродинамический генератор.

МГНОВЕННЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК — значение электрического тока в рассматриваемый момент времени.
Примечание. Аналогично определяются мгновенные э.д.с., напряжение, магнитодвижущая сила, магнитный поток, электрический заряд) и т.д. ГОСТ 19880-74.

МЕЖДУФАЗНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ — изоляция между обмотками разных фаз трансформатора. ГОСТ 16110-82.

МЕРА — средство измерений, предназначенное для воспроизведения физических величин заданного размера. Например, гиря — мера массы, кварцевый генератор —- мера частоты электрических колебаний. Различаются меры однозначные (нормальный элемент, измерительный конденсатор постоянной емкости, генератор стандартных сигналов), многозначные (линейка с миллиметровыми делениями, измерительный конденсатор переменной емкости) и наборы мер (набор гирь, набор измерительных конденсаторов).
Мера — это основа измерений. Измерительные приборы или другие устройства включают в себя меры или «градуируются» с их помощью; их шкалы можно рассматривать как запоминающие устройства.

МЕТРОЛОГИЯ — наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.

МЕТОД СРЕДНИХ ПОТЕРЬ (period average losses method) — приближенный метод проверки электродвигателя, работающего в продолжительном или повторно-кратковременном режиме с циклической нагрузочной диаграммой. Основан на предположении, что за все время цикла теплоотдача двигателя остается такой же, как при номинальном режиме работы двигателя, а само время цикла невелико (не более 10 мин.) и существенно меньше постоянной времени нагрева двигателя, за счет чего отклонения температуры двигателя от средней за время цикла незначительны. Считается, что двигатель удовлетворяет условиям нагрева, если средние потери мощности за цикл меньше номинальных потерь мощности в электродвигателе.

МЕТОД ЭКВИВАЛЕНТНОГО МОМЕНТА (RMS torque method) — приближенный метод проверки электродвигателя по нагреву. Исходит из предположения, что магнитный поток электродвигателя остается номинальным на всех участках нагрузочной диаграммы. При этом условии из метода эквивалентного тока следует, что двигатель удовлетворяет условиям нагрева, если эквивалентный (среднеквадратичный) момент не превышает номинальный момент двигателя.

МЕТОД ЭКВИВАЛЕНТНОГО ТОКА (RMS current method) — приближенный метод проверки электродвигателя по нагреву. Исходит из предположения, что в электродвигателе потери мощности в стали и механические не зависят от нагрузки, а сопротивления якорных обмоток двигателя остаются неизменными на всех участках заданной нагрузочной диаграммы. При этих условиях из метода средних потерь следует, что двигатель удовлетворяет условиям нагрева, если эквивалентный (среднеквадратичный) ток не превышает номинальный ток двигателя.

МЕТОД ЭКВИВАЛЕНТНОЙ МОЩНОСТИ (RMS power method) — приближенный метод проверки электродвигателя по нагреву. Исходит из предположения, что скорость двигателя остается номинальной на всех участках нагрузочной диаграммы. При этом условии из метода эквивалентного момента следует, что двигатель удовлетворяет условиям нагрева, если эквивалентная (среднеквадратичная) мощность не превышает номинальной мощности двигателя.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (transmission) — передаточное устройство, предназначенное для передачи механической энергии от электродвигателя к исполнительному органу рабочей машины и согласования вида и скоростей их движения. К механическим передачам относятся редукторы (цилиндрические, червячные, конические, волновые, планетарные и т.п.), и передачи: винт-гайка, ходовое колесо — опора, барабан — канат, звездочка — цепь, шестерня — рейка, кривошипно-шатунные, ременные (плоско-, клино-, круглоременные), фрикционные и др.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — зависимость вращающего момента от частоты вращения ротора вращающегося электродвигателя при неизменных напряжении, частоте тока питающей сети внешних сопротивлений в цепях обмоток двигателя. ГОСТ 27471-87.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ. В начале пуска двигатель имеет сравнительно небольшой момент, который увеличивается по мере разгона и достигает максимального, критического значения. После этого при дальнейшем увеличении частоты вращения двигатель переходит в номинальный режим работы, в котором момент нагрузки уравновешивается моментом двигателя. При перегрузке двигателя его частота вращения уменьшается, и если момент нагрузки больше критического, то происходит опрокидывание двигателя, вследствие чего он останавливается. На вращающий момент двигателя существенное влияние оказывает омическое сопротивление цепи ротора (ротор с вытеснением тока; ротор с контактными кольцами). В диапазоне изменения момента нагрузки от нуля до номинального значения частота вращения двигателя меняется незначительно.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ. В момент пуска двигателя ток цепи якоря максимален, поскольку отсутствует противо-ЭДС, уравновешивающая напряжение питания. Ввиду того что обмотка возбуждения включена последовательно с якорной, ток возбуждения также имеет большое значение, вследствие чего двигатель развивает большой пусковой момент, примерно в 4 раза превышающий номинальный. По мере увеличения частоты вращения двигателя происходит увеличение противо-ЭДС, следствием чего является снижение тока в обмотках якоря и возбуждения. Это в свою очередь приводит к уменьшению момента двигателя. При равенстве моментов двигателя и нагрузки двигатель переходит в установившийся режим работы с неизменной частотой вращения. При увеличении нагрузки происходит дальнейшее снижение частоты вращения двигателя. В случае резкого сброса нагрузки происходит интенсивное увеличение частоты вращения и двигатель может пойти вразнос (превысить допустимую частоту вращения). Для маломощных двигателей такой режим работы менее опасен вследствие значительного момента сопротивления, обусловленного потерями в двигателе.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ. При пуске двигателя пусковой момент примерно в 2 раза превышает номинальный вследствие отсутствия противо-ЭДС и большого значения тока в якорной цепи. Под действием динамического момента двигатель разгоняется до номинальной частоты вращения, соответствующей равенству моментов нагрузки и двигателя. Резкое увеличение нагрузки приводит к незначительному снижению частоты вращения (около 5—8%), т.е. незначительное снижение последней приводит к существенному увеличению момента, развиваемого двигателем.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — потери вращающейся электрической машины, возникающие в результате трения в подшипниках, трения щеток о коллектор или контактные кольца, трения вращающихся частей о воздух, вентиляционные и другие потери на трение.

МЕХАТРОНИКА (mechatronics) — область науки, изучающая функциональное и конструктивное объединение узлов механики с электронными, электротехническими и компьютерными компонентами с целью проектирования и производства качественно новых модулей — мехатронных модулей, и использования их в машинах и комплексах машин с интеллектуальным управлением их движениями.

МЕХАТРОННЫЙ МОДУЛЬ (mechatronic unit) — интегрированное управляемое электротехническое устройство, базирующееся на функциональном и конструктивном объединении исполнительного органа рабочей машины, электродвигателя, преобразователя электрической энергии и управляющего устройства. Может быть в определенных ситуациях эквивалентен термину сервопривод.
Мехатронный модуль представляет собой специальный комплектный электропривод, встраиваемый в узел рабочей машины: электрошпиндель, мотор-колесо, привод линейного перемещения, поворотный стол и т.п. В мехатронном модуле наилучшим образом согласуются естественные свойства отдельных компонентов с требованиями соответствующей задачи управления. Они применяются в авиакосмической промышленности, приборостроении, робототехнике, автомобилестроении и других отраслях промышленности.

МВБ — стабилизируемый вентильный двигатель, предназначенный для работы в приводах лентопротяжных механизмов систем магнитной записи информации и звука- и видеовоспроизводящей аппаратуры. Напряжение питания — 12 В, полезная мощность — 25 Вт, максимальная частота вращения — 12000 об/мин, диапазон регулирования частоты вращения 1:10, точность стабилизации частоты вращения — 0,001. Снабжен фотоэлектрическим импульсным датчиком угла поворота и частоты вращения.

МЕМ-5С — тип совмещенного сельсин-двигателя с полым ротором, применяемого в электромеханических манипуляторах, которые передают оператору ощущения момента сопротивления операции, производимой роботом.

МИНИМАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОРОТКОЗАМКНУТЫМ РОТОРОМ — минимальный вращающий момент, развиваемый асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором между нулевой частотой вращения и частотой вращения, соответствующей максимальному моменту при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети. МИНИМАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ (кр.ф.). ГОСТ 27471-47.

МИНИМАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ — минимальный вращающий момент, развиваемый синхронным двигателем между нулевой частотой вращения и частотой вращения, соответствующей максимальному моменту при номинальных значениях напряжения и частоты питающей сети. МИНИМАЛЬНЫЙ ПУСКОВОЙ МОМЕНТ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

МИКРОСХЕМА — радиоэлектронное устройство, содержащее в себе как активные (транзисторы), так и пассивные (диоды, резисторы, конденсаторы) элементы, собранные или изготовленные в едином производственном цикле и помещенные в герметичный корпус, защищающий элементы микросхем от внешних воздействий. Микросхемы отличаются технологией изготовления и степенью интеграции.

МИКРОКОНТРОЛЛЕР (microcontrol ler) — микропроцессорная система обработки информации в цифровом виде, реализованная в виде одной большой интегральной схемы. Микроконтроллер содержит в своем составе основные функциональные устройства управляющей микропроцессорной системы: центральный процессор, постоянное запоминающее устройство, различные устройства сопряжения с объектом (устройства для ввода и вывода дискретных сигналов, аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи для ввода и вывода аналоговых сигналов, контроллеры последовательного интерфейса для связи с промышленной коммуникационной сетью, контроллеры индикаторов различного типа для отображения режимов работы и др.), генераторы импульсных последовательностей, различного типа таймеры и т.д.

МИКРОПРОЦЕССОРНАЯ СИСТЕМА (microprocessor system) в электроприводе — совокупность устройств с электронными компонентами, осуществляющая сбор, преобразование информации и передачу ее в цифровом виде с целью управления (регулирования) координатами электропривода и технологическими координатами средствами электропривода. Типовая микропроцессорная система содержит центральный процессор, постоянное запоминающее устройство, оперативное запоминающее устройство, устройство ввода/вывода информации и др.

МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СРЕДСТВА (microprocessors) — внешние или встроенные в отдельные компоненты электропривода микропроцессорные устройства, обеспечивающие сбор, обработку и передачу данных о координатах электропривода и технологического процесса, регулирование координат электропривода или технологических координат средствами электропривода, автоматическую настройку регуляторов, решение задач защиты и диагностики, визуализацию и связь с системой верхнего уровня и другими исполнительными устройствами технологической установки. Микропроцессорные средства лежат в основе таких устройств, как программируемые логические контроллеры, промышленные контроллеры и промышленные компьютеры. Основным микропроцессорным элементом, используемым в электроприводе, является микроконтроллер, составляющий основу встраиваемого промышленного контроллера.

МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД — электропривод, электродвигательное устройство которого содержит несколько электродвигателей.
Многодвигательные электроприводы широко используются для приводов конвейеров, транспортеров, прокатных станов и т. п. В указанных устройствах частота вращения всех электродвигателей, как правило, поддерживается одинаковой. Известны и такие электроприводы, в которых заданное отношение частот вращения отдельных электродвигателей поддерживается постоянным. Большое распространение получили электроприводы, в которых электродвигатели работают на одну нагрузку. В этом случае момент, создаваемый отдельными электродвигателями, суммируется. Для изменения частоты вращения или торможения, например в двухдвигательном варианте, один из электродвигателей оставляют работать в том же режиме, а другой реверсируют, благодаря чему можно не только обеспечить снижение значения суммарного момента, но и изменить его знак.

МНОГОКООРДИНАТНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (multicoordinate power drive system) — электропривод, обеспечивающий независимые перемещения исполнительного органа рабочей машины по различным пространственным координатам. Известны двухкоординатные электроприводы — планарные, линейно-поворотные и поворотные. С использованием композиций указанных электроприводов строятся многокоординатные электроприводы, обеспечивающие сложные движения исполнительного органа рабочей машины в пространстве.

МНОГОМАССОВАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПРИВОДА (multimass power drive system) — система, в которой двигатель, передаточное устройство и исполнительный орган рабочей машины представлены в виде элементов с сосредоточенными параметрами, т.е. когда ротор двигателя и отдельные элементы механизма (исполнительный орган рабочей машины, зубчатые колеса, муфты и т.п.) представляются в виде материальных точек, обладающих определенными массами или моментами инерции, а идеализированные безынерционные связи между ними не обладают массой и характеризуются только упругостью с постоянными коэффициентами жесткости. Внешние силы или моменты приложены к сосредоточенным массам. Неразветвленные расчетные механические схемы в большинстве случаев за счет выделения главных масс и жесткостей сводятся к двухмассовой или одномассовой системам электропривода.

МНОГОФАЗНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ — совокупность электрических цепей, в которых действуют синусоидальные э.д.с. одной и той же частоты, сдвинутые относительно друг друга по фазе и создаваемые общим источником энергии. Обычно многофазная система может быть создана на базе синхронного генератора с гальванически не связанными обмотками якоря. К наиболее распространенным многофазным системам относится трехфазная сеть переменного тока, которая находит применение при передаче и распределении электроэнергии. Однофазные сети переменного тока используются только при передаче незначительной мощности, а также в измерительных приборах и системах.

МНОГОДИАПАЗОННЫЙ ТРАНСФОРМАТОР ТОКА (НАПРЯЖЕНИЯ) — трансформатор тока (напряжения) с несколькими коэффициентами трансформации.

МНОГООБМОТОЧНЫЙ ТРАНСФОРМАТОР — трансформатор, имеющий более трех основных гальванически не связанных обмоток. ГОСТ 16110-82.

МНОГОПОЛЮСНАЯ МАШИНА (англ. НЕТЕROPOLAR MACHINE) — машина, имеющая последовательные физические или действующие полюса различной полярности. СТ МЭК 50(411)-73.

МНОГОСКОРОСТНОЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (англ. MULTI-SPEED MOTOR) — вращающийся электродвигатель, который при заданной нагрузке может работать при двух или более частотах вращения ротора ГОСТ 27471-87.

МНОГОСЛОЙНАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ КАТУШЕЧНАЯ ОБМОТКА — катушечная обмотка, каждая катушка которой представляет собой многослойную цилиндрическую обмотку. ГОСТ 16110-82.

МНОГОФАЗНАЯ МАШИНА (англ. POLYPHASE MACHINE) — машина, которая генерирует или потребляет многофазный переменный ток CT MЭK 50(411)-73.

МНОГОФАЗНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ТОКОВ — совокупность синусоидальных электрических токов одной частоты, сдвинутых друг относительно друга по фазе, действующих в многофазной системе электрических цепей.
Примечание. Аналогично определяются многофазные системы э.д.с. и напряжений. ГОСТ 19880-74.

МНОГОФАЗНАЯ ТРАНСФОРМАТОРНАЯ ГРУППА — группа однофазных трансформаторов, обмотки которых соединены так, что в каждой из обмоток группы может быть создана система переменного тока с числом фаз, равным числу трансформаторов. Примечание. Многофазная трансформаторная группа, имеющая три однофазных трансформатора, называется трехфазной трансформаторной группой. ГОСТ 16110-82.

МНОГОФАЗНАЯ ЦЕПЬ (POLYPHASE CIRCUIT) — многофазная система электрических цепей, в которой отдельные фазы электрически соединены друг с другом. ГОСТ 19880-74.

МНОГОФАЗНЫЙ КОЛЛЕКТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ С ДВОЙНЫМ КОМПЛЕКТОМ ЩЕТОК (ТИПА ШРАГЕ) (SCHRAGE MOTOR) — многофазный коллекторный двигатель с жесткой характеристикой, у которого ротор имеет две обмотки: одна из них питается от источника переменного тока через контактные кольца, а другая соединена с коллектором, коллектор имеет два комплекта щеток, имеющих возможность перемещаться, от которых на каждую отдельную фазу статора подаются регулируемые напряжения, для изменения скорости и потребляемой из сети реактивной мощности. СТ МЭК 50(411)-73.

МНОГОХОДОВАЯ ВИНТОВАЯ ОБМОТКА — обмотка, состоящая из двух или более одноходовых обмоток, взаимно расположенных подобно ходам резьбы многоходового винта. ГОСТ 16110-82.

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ИНВЕРТОР НАПРЯЖЕНИЯ (multilevel voltage inverter) — инвертор напряжения, состоящий из силовых полупроводниковых приборов, соединенных последовательно в каждом вентильном плече для снижения напряжения на каждом из приборов. В многоуровневом инверторе напряжения к методу широтно-импульсной модуляции добавляется еще и метод амплитудной модуляции, что улучшает условия формирования выходного напряжения инвертора. Последнее возможно при наличии нескольких уровней напряжения у входного источника питания. Число уровней выходного напряжения n = m +1, где m — число последовательно включенных силовых приборов в вентильном плече.

МОДАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (modal control) — управление, при котором для регулирования координат электропривода в качестве управляющего устройства используется модальный регулятор. Модальный регулятор представляет собой устройство с характеристикой суммирующего усилителя, на вход которого подаются обратные связи с соответствующими коэффициентами передачи как по выходной, так и по всем промежуточным координатам электропривода. Коэффициенты передачи выбираются из условия получения переходной функции с желаемыми показателями (быстродействие, перерегулирование, время переходного процесса и т.д.).

МОДУЛЯЦИЯ — изменение параметров электромагнитной волны или электрических колебаний с частотами, значительно меньшими частоты самой волны или электрических колебаний. Модулируемая волна (сигнал) и ее частота называются несущими. В зависимости от способа изменения параметров несущей частоты различаются три основных вида модуляции: амплитудная (АМ) — изменяется только амплитуда сигнала, частотная (ЧМ) — частота несущего сигнала (применяется для передачи речи, музыки и др.), импульсная (ИМ) — изменяется начальная фаза волны (используется в многоканальных системах связи).

МОМЕНТ ДИНАМИЧЕСКИЙ (dynamic torque) — момент, представляющий алгебраическую сумму электромагнитного момента электродвигателя и момента нагрузки электропривода. Момент динамический определяет величину ускорения в переходных процессах.

МОМЕНТ ИНЕРЦИИ НАГРУЗКИ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — приведенный к валу электродвигателя момент инерции сочлененного с ним механизма. Примечание. Устанавливается как наибольшее значение момента инерции, при котором параметры вращающегося электродвигателя должны сохраняться в пределах установленных норм. МОМЕНТ ИНЕРЦИИ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

МОМЕНТ ИНЕРЦИИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (inertia) — сумма моментов инерции всех движущихся масс электропривода при приведении их к элементу приведения — как правило, к валу электродвигателя.

МОМЕНТ НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРОПРИВОДА (load torque of electric drive) — суммарный момент нагрузки, создаваемый исполнительным органом рабочей машины с учетом потерь мощности в передаточном устройстве и механических потерь в электродвигателе, после приведения его к элементу приведения (чаще всего валу электродвигателя).

МОМЕНТ ПУСКОВОЙ (starting torque) — электромагнитный момент, развиваемый электродвигателем при скорости, равной нулю. Одна из важных эксплуатационных характеристик электродвигателя при использовании его в условиях, допускающих прямой пуск двигателя. Например, в каталогах асинхронных короткозамкнутых двигателей указывается кратность пускового момента по отношению к номинальному моменту. С целью увеличения пускового момента изготавливаются асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором с увеличенным сопротивлением ротора (двойная беличья клетка, глубокопазный ротор).

МОМЕНТ ТРОГАНИЯ (break-away torque) — момент нагрузки электропривода в начале движения (при скорости, равной и близкой к нулю). Представляет собой реактивный момент, возникающий как реакция на движущий момент, развиваемый двигателем. Действует в направлении, противоположном движению электропривода, и изменяет свое направление при изменении знака скорости. Момент трогания, обусловленный силами сухого трения, как правило, превышает момент нагрузки при начале движения, что должно учитываться при пуске двигателя.

МОМЕНТ ТРОГАНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ — минимальный вращающий момент, который необходимо развить вращающемуся электродвигателю для прохода от состояния покоя к устойчивому вращению МОМЕНТ ТРОГАНИЯ (кр.ф.). ГОСТ 27471-87.

МОМЕНТ СТАТИЧЕСКОГО ТРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — наименьший вращающий момент, прикладываемый к валу вращающейся электрической машины для приведения его в устойчивое вращение из любого положения при отсутствии тока на обмотках. ГОСТ 27471-87.

МОМЕНТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — вращающийся электродвигатель, предназначенный для создания вращающего момента при ограниченном перемещении, неподвижном состоянии или медленном вращении ротора ГОСТ 27471-87.

МОМЕНТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ — электрический двигатель, работающий в режиме короткого замыкания и преобразующий подводимое к нему напряжение или ток управления в пропорциональный им вращающий момент. С учетом того, что моментный двигатель не вращается, подводимая к нему из сети электрическая энергия почти полностью выделяется в виде тепла в обмотках. Различают моментные двигатели переменного и постоянного тока. При одинаковых габаритах двигатель постоянного тока способен развивать значительно больший момент (на два порядка). В качестве моментного двигателя постоянного тока применяется коллекторный двигатель с постоянными магнитами и вентильный двигатель. В качестве МД переменного тока используются двухфазные асинхронные двигатели с полым немагнитным или ферромагнитным омедненным ротором, а также трехфазные с внешним короткозамкнутым ротором. К МД предъявляются следующие требования: большой вращающий момент; линейность зависимости вращающего момента от величины управляющего сигнала; отсутствие самохода; малая потребляемая мощность; малые габариты и масса; большая надежность. Большого вращающего момента добиваются за счет увеличения числа полюсов, поэтому МД имеет большой диаметр и малую аксиальную длину. Часто МД не имеет собственных подшипников и является встроенной. Применяется как коррекционный в гироскопах, акселерометрах, в качестве стабилизирующего в системах управления положением антенн, телескопов, роботов, как силовой компенсатор в измерительных системах с отрицательной обратной связью, в качестве электрических пружин, натяжных устройств, поворотных электромагнитов. Выпускаются на моменты от нескольких десятитысячных до нескольких тысяч Нм при потребляемой мощности от долей Вт до десятков кВт, массе до сотен кг, длине до 0,3 м и диаметре до 1,2 м.

МОЩНОСТЬ — энергетическая характеристика, равная отношению работы к интервалу времени ее совершения. В электрических машинах выделяют электромагнитную, электрическую и механическую мощности (см. соответствующие статьи). В свою очередь, в цепях переменного тока различают мгновенную, активную, реактивную и полную электрические мощности (см. соответствующую статью). Единица мощности в СИ — ватт (Вт).

МОЩНОСТЬ ОБМОТКИ ТРАНСФОРМАТОРА — полная мощность, подводимая к этой обмотке от внешней цепи или отводимая от нее во внешнюю цепь. ГОСТ 16110-82.

МОЩНОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ (slip power) — активная мощность, выделяющаяся в обмотке ротора асинхронного двигателя при работе его с нагрузкой. Мощность скольжения равняется произведению электромагнитной мощности на скольжение.

МОЩНОСТЬ ТРЕХФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА — мощность трехфазной сети переменного тока, определяемая через действующие значения линейных или фазных токов и напряжений и коэффициенты связи между ними.
Мощность сети зависит от схемы соединения обмоток (звезда или треугольник) трехфазной машины переменного тока. При переключении нагрузки со схемы звезды на схему треугольника потребляемая нагрузкой мощность увеличивается в 3 раза.
По аналогии с однофазным в трехфазном переменном токе выделяют:
полную мощность S=sqrt{3}UI, единица измерения — вольт-ампер (ВА);
активную мощность P=sqrt{3}UIcos{varphi}, единица измерения — ватт (Вт);
реактивную мощностьQ=sqrt{3}UIsin{varphi}, единица измерения — вольт-ампер реактивный (вар),
где U, I — действующие значения линейных напряжения и тока.

МОТОР-ГЕНЕРАТОР — электромашинный агрегат, содержащий не менее двух электрических вращающихся машин, соединенных механически и не имеющих гальванической связи.
Вследствие многократного преобразования энергии мотор-генератор имеет сравнительно низкое значение КПД, определяемое как произведение КПД отдельных машин. Мотор-генераторы изготовляются на базе различных электрических машин, сопрягающихся по электрическим и механическим параметрам.

МОТОРНЫЙ ПРИВОД — привод, предназначенный для включения и отключения мощных силовых выключателей с помощью электродвигателя.
Обычно привод содержит электродвигатель, вал которого через редуктор и эксцентричную шайбу связан с валом исполнительного механизма силового выключателя, приводящим в движение его контактную систему. Время срабатывания моторного привода существенно больше времени срабатывания других типов проводов, например электромагнитных. Для устранения этого недостатка кинематическая схема исполнительного механизма обеспечивает скачкообразное изменение положения подвижных контактов. В мощных выключателях моторный привод позволяет накапливать потенциальную энергию в возвратной пружине, которая используется затем для отключения выключателя.

МУЛЬТИПЛЕКСОР — устройство (микросхема) для последовательного опроса логических состояний большого числа переменных и передач их на один выход. При помощи адресных входов можно выбрать один из двух информационных сигналов и реализовать любые логические функции. Для этого на информационные входы необходимо подать постоянные сигналы, соответствующие требуемым значениям логической функции.

МЭДП, МЭ-2П — двигатели постоянного тока с постоянными магнитами используются для привода электрифицированных детских игрушек. Напряжение питания 1,2 — 12 В, частота вращения 3 — 10 тыс. об/мин.

МЭС-300 — тип синхронного шагового двигателя.

МЯГКАЯ ВНЕШНЯЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА — падающая внешняя характеристика электротехнического устройства, отличающаяся тем, что при изменении тока, протекающего через нагрузку от нуля до номинального значения, напряжение на выводах электротехнического устройства значительно уменьшается. ГОСТ 18311-80.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.