Термины и определения на букву «Л»

Электротехнический словарь-справочник.
Алфавитный указатель:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Я

ЛЕНТОЧНЫЙ СЕРДЕЧНИК (англ. WOUND CORE) — шихтованный сердечник, составленный из одной или нескольких непрерывных наложенных друг на друга лент, навитых спиралью. СТ МЭК 50 (151) -78.

ЛЕНТОЧНЫЙ ТОРМОЗ — механическая часть тормозного устройства. Ленточный тормоз выполнен в виде стальной ленты, охватывающей тормозное колесо, благодаря чему при сравнительно небольших усилиях, прикладываемых к ленте, обеспечивается большой тормозной момент вследствие большой площади соприкосновения рабочих поверхностей ленты и колеса. Тормозной момент зависит от направления вращения тормозного колеса, установленного на валу электродвигателя.

ЛИНЕЙНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ — активное сопротивление, напряжение на зажимах которого прямо пропорционально протекающему через него току.

ЛИНЕЙНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ — напряжение между началами обмоток (линейными проводами) в трехфазной системе.

ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (1 inear power drive system) — электропривод, в котором в качестве электродвигателя используется линейный двигатель. Используется в механизмах, исполнительный
орган которых должен по технологии осуществлять поступательное движение (конвейеры, транспортеры, механизмы подачи станков, манипуляторы, поршневые машины, электротранспорт, микроскопы и
др.). Позволяет исключить механическую передачу для преобразования вращательного движения в поступательное (винт-гайка, шариковинтовая передача, шестерня-зубчатая рейка, кривошипно-шатунная
передача и др.).

ЛИНИИ МАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ, магнитные линии — графическое изображение магнитного поля. Направление касательной в каждой точке линии должно совпадать с вектором магнитной индукции и, следовательно, с направлением поля.

ЛИНИИ НАПРЯЖЕННОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ — графическое изображение электрического поля. Вектор напряженности поля должен быть направлен вдоль касательной к ней в этой точке. Линия напряженности электрического поля, которая начинается на положительном электрическом заряде и оканчивается на отрицательном, является замкнутой.

ЛИНЕЙНАЯ НАГРУЗКА ВРАЩАЮЩЕЙСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ — отношение арифметической суммы действующих значений токов всех проводников обмотки якоря вращающейся электрической машины к длине окружности по поверхности якоря. ЛИНЕЙНАЯ НАГРУЗКА (кр-ф.). ГОСТ 27471-87 (СТ СЭВ 169-86).

ЛИНЕЙНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ — электрическая цепь, электрические сопротивления, индуктивности и электрические емкости участков которой не зависят от значений и направлений токов и напряжений в цепи. ГОСТ 19880-74.

ЛИНЕЙНЫЙ ВРАЩАЮЩИЙСЯ ТРАНСФОРМАТОР — вращающийся трансформатор, на однофазной выходной обмотке которого вырабатывается напряжение с амплитудой, линейно зависящей от углового положения ротора. ГОСТ 27471-87 (СТ СЭВ 169-86).

ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ — разновидность асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, совершающим поступательное, а не вращательное движение.
Магнитная система статора линейного двигателя выполнена в виде шихтованного основания с пазами, в которых уложена трехфазная обмотка переменного тока. Напротив пазов, на некотором расстоянии от основания расположена вторая часть магнитной системы статора, служащая для замыкания магнитного потока. В образованном неподвижными частями магнитной системы статора зазоре перемещается ротор, выполненный из медной или алюминиевой детали. При подключении обмотки статора к трехфазному переменному току на указанную деталь действует механическая сила, направление которой зависит от последовательности чередования фаз питающей сети. При этом деталь перемещается влево и вправо. Скорость перемещения детали зависит от частоты напряжения питающей сети, числа полюсов обмотки статора и скольжение Как и в асинхронном двигателе, реверс линейного двигателя осуществляется переключением двух фазных проводов питающей сети.

ЛИСТОВАЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКАЯ СТАЛЬ — деформируемый (ковкий) сплав железа с кремнием. Кремний улучшает магнитные свойства железа, увеличивает магнитную проницаемость и удельное электрическое сопротивление (уменьшаются вихревые токи), уменьшает коэрцитивную силу и потери от гистерезиса. Стали с высоким содержанием кремния (3… 5%) используются при промышленной и повышенной частотах, а также при необходимости иметь малые потери от гистерезиса и вихревых токов или высокую магнитную проницаемость в слабых и средних полях. Стали с низким содержанием кремния уменьшают магнитную проницаемость, увеличивают индукцию насыщения и удельные потери энергии. Применяются при постоянном и переменном токах низкой частоты и высоких значениях магнитной индукции.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ — элемент цифровой системы управления, сигнал на выходе которого определяется совокупностью входных сигналов.
Простейший элемент имеет два входа и один выход. В качестве источника энергии используется электрический ток, воздух или жидкость, обладающие некоторым давлением. Различают контактные и бесконтактные логические элементы. К первым из них относятся электромагнитные, ко вторым — электронные или полупроводниковые реле. Для двухвходового элемента логическим 0 или 1 на выходе соответствует определенное сочетание из аналогичных сигналов на входе. К элементарным относятся логические элементы ИЛИ, И, НЕ, НЕ—ИЛИ, поскольку любая логическая функция может быть реализована на базе указанных элементов.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ И — один из основных элементов системы автоматического регулирования. Логический элемент И реализует логическую операцию конъюнкцию, сигнал логической 1 на выходе этого элемента появляется только при наличии сигналов логической 1 на всех его входах. При наличии хотя бы на одном входе сигнала логического 0 на выходе будет такой же сигнал.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ ИЛИ — один из основных логических элементов, сигналу логической 1 на выходе которых соответствует сигнал логической 1 на любом входе. При использовании электромеханических реле элемент ИЛИ реализуется посредством двух включенных параллельно замыкающих контактов.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ НЕ — один из основных логических элементов (отрицание), используемых в дискретных системах автоматики. При наличии на его входе сигнала логического 0 или 1 на выходе появляется сигнал соответственно логической 1 или 0. Может быть реализован с помощью электромеханического реле с размыкаемыми контактами.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ НЕ-И — один из основных логических элементов, предназначенных для использования в дискретных цифровых системах автоматики.
Сигнал логической 1 на выходе данного элемента появляется при наличии сигнала логического 0 на всех входах. Этот логический элемент может быть реализован на базе электромеханических и полупроводниковых ключей.

ЛОГИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ НЕ-ИЛИ — один из основных логических элементов, сигналу логической 1 на любом из входов которых соответствует сигнал логического 0 на выходе. Он может быть реализован как на контактных, так и на бесконтактных реле.

Литература.
1.Электрические машины: 1000 понятий для практиков: Справочник: Шпаннеберг X. 1988.
2.Электрические машины: Словарь-справочник. Сост. Лавриненко В.А. 2006.
3.Словарь-справочник по электротехнике, промышленной электронике и автоматике. Бензарь В.К. 1985.
4.Электрический привод. Термины и определения. Под ред. Козырева С.К. 2015.