Причины возникновения повышенного уровня шума в двигателях

Ремонт электродвигателей в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Челябинск, Пермь, Казань, Красноярск

Повышенный уровень шума в асинхронных двигателях может быть вызван электромагнитными или механическими причинами.

К электромагнитным причинам относятся следующие факторы:
ослабление прессовки активной стали сердечника, что приводит к возрастанию вибрации корпуса статора. Вибрация листов активной стали сердечника приводит к развитию контактной коррозии металла и выбросу наружу красного порошка, который является продуктом окиси железа. Контактная коррозия разрушает изоляцию листов активной стали, что приводит к замыканию и дополнительному нагреву сердечника. При общем ослаблении прессовки активной стали сердечник необходимо перешихтовать. При местном ослаблении производят уплотнение забивкой гетинаксовых или текстолитовых клиньев между листами шихтовки в зубцах. Клинья перед забивкой в зубцы предварительно окунают в один из изоляционных клеящих лаков (№ 88, МЛ-92);
перевернута одна фаза (катушечная группа или катушка). При этом возникает отличный от обычного шум в двигателе, и в перевернутой фазе повышается ток. Необходимо правильно выполнить соединение фазы (катушечной группы или катушки), т. е. исключить «переворачивание» при подключении указанных элементов обмотки;
обмотка статора соединена треугольником, имеет параллельные ветви. При обрыве в отдельных катушках в двигателе, возникнет повышенный уровень шума. То же повторится при разном количестве витков в катушках.
Если соединить все катушки обмотки последовательно, а фазы — в звезду, гудение станет нормальным, но сила тока по фазам будет различной;
обмотки статоров выполнены с дробным числом пазов на полюс и фазу, т. е. когда q = 2 1/2, 3 1/2, 4 1/2 и т. д.;
большое магнитное насыщение зубцов сердечника, что может быть результатом высокого магнитного потока, принятого в процессе проектирования двигателя;
совпадение или близкое соотношение числа пазов сердечника статора и ротора может вызвать пульсации магнитного потока и, следовательно, высокий уровень шума. Для устранения этого явления следует заменить ротор с другими соотношениями зубцов статора и ротора или перемотать статорную обмотку с сокращением шага (например, для устранения 7-й гармоники надо сокращать шаг до 6/7);
большой эксцентриситет воздушного зазора, что может привести к возрастанию и несимметрии токов в фазах в режиме холостого хода. Эксцентриситет воздушного зазора не должен превышать 10%.

К механическим причинам, изменяющим шум в двигателе, относятся:
криволинейные «каналы подачи воздуха в двигатель, что особенно заметно в двигателях с частотой вращения 1500 и 3000 об/мин. Вентиляционный шум снижают, изменяя лопатку вентиляторов и конфигурацию щитов, что приводит к уменьшению вихреобразования. Однако такие изменения следует согласовать с заводом-изготовителем;
неисправности подшипников качения. Здесь могут быть следующие дефекты, вызывающие повышенный шум: большой натяг при посадке подшипника на вал, появление усталостных отслоений на контактной поверхности беговых колец, выработка и проседание сепаратора, сколы в буртиках беговых колец. Такие подшипники следует заменить;
резонирующие отдельные части двигателей, когда частота их собственных колебаний совпадает с частотой вращения ротора.
Эти явления устраняют в машине приваркой ребер жесткости на конструктивных элементах щитов, воздухопроводов, фундаментных плит.

Источники вибрации и шума электрических машин описаны здесь.

Источник: Н.К. Мандыч. Ремонт электродвигателей

    Рекомендованные материалы:
  1. Перегрев обмотки статора асинхронного электродвигателя
  2. Перегрев обмотки ротора АД
  3. Обрыв в обмотках АД
  4. Искрение щеток машины постоянного тока
  5. Пониженный вращающий момент АД
  6. Причины вибрации электродвигателя
  7. Неисправности подшипников электрических машин
  8. Подшипниковые токи и способы их устранения
  9. Работы по ТО и ремонту электрических машин