Подшипниковые токи и способы их устранения

Ремонт электродвигателей в городах: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Самара, Челябинск, Пермь, Казань, Красноярск

В валах крупных электрических машин переменного и постоянного тока наводится ЭДС, а в цепи вал — подшипники — фундаментная плита циркулирует ток, от действий которого возникает точечная эрозия на шариках и роликах, на беговых кольцах подшипников качения, а также на баббитовой поверхности подшипников скольжения.

От электролиза смазка чернеет, подшипники греются. При этом, если не принять срочных мер, возможно выплавление баббита. Индуктируемая в валах ЭДС в зависимости от магнитной асимметрии достигает 0,1—10 В. При напряжении на валу свыше 1,5 В может возникнуть аварийная ситуация. Поверхность вкладыша начинает разрушаться при токе около 0,2 А/см², поверхность вала подвергается электрической эрозии при более высоких уровнях тока.

Значение подшипниковых токов может достигнуть 50—600 А.

Причиной появления подшипниковых токов является асимметрия магнитного поля электрической машины, возникающая в переходных контактах магнитопроводов, в сегментированных сердечниках статоров. У малых машин переменного тока (диаметром до 990 мм) сердечники статоров выполняют из цельных листов, потоки рассеивания таких машин и ЭДС валов незначительны, подшипники не подвергаются разрушению.

Для того чтобы прекратить разрушительное действие подшипниковых токов, необходимо прервать цепь, по которой может циркулировать ток.

Для этого подшипник 1 с противоположной стороны привода 2 и муфты маслопровода изолируют. В агрегате 3 одну сторону всех подшипников также изолируют. В процессе эксплуатации изоляцию подшипников следует систематически очищать от грязи, а торцы изоляционных прокладок и муфт маслопроводов покрывать (воздушная сушка) маслостойкой изоляционной эмалью СВД.

Периодически, по специальному графику, электротехническая лаборатория предприятия должна производить замер уровня напряжения на валах крупных машин.

Источник: Н.К. Мандыч. Ремонт электродвигателей

    Рекомендованные материалы:
  1. Перегрев обмотки статора асинхронного электродвигателя
  2. Перегрев обмотки ротора АД
  3. Обрыв в обмотках АД
  4. Искрение щеток машины постоянного тока
  5. Пониженный вращающий момент АД
  6. Причины возникновения повышенного уровня шума в двигателях
  7. Причины вибрации электродвигателя
  8. Неисправности подшипников электрических машин
  9. Работы по ТО и ремонту электрических машин