Новости электроэнергетики за 31/10/11

ОАО «ФСК ЕЭС» поставило под напряжение заходы линии электропередачи 220 кВ Калужская-Латышская на новую подстанцию 220 кВ Созвездие
Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – Магистральные электрические сети (МЭС) Центра – поставил под рабочее напряжение заходы линии электропередачи 220 кВ Калужская – Латышская на подстанцию 220 кВ Созвездие. Работы велись в рамках инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС». Ввод в работу линии повысит функциональную надежность сети 220 кВ Калужской области, надежность энергоснабжения потребителей Обнинского района Калужской области, создаст условия для подключения и ввода подстанции 220 кВ Созвездие филиала «Калугаэнерго» ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
Реконструкция линии электропередачи 220 кВ Калужская – Латышская с образованием линий электропередачи 220 кВ Калужская – Созвездие, Созвездие – Метзавод, Метзавод – Латышская было осуществлено в кратчайшие сроки, в течение двух месяцев. Включение оборудования под рабочее напряжение является наиболее ответственным этапом комплекса пусковых работ, позволяющим учесть все особенности работы нового оборудования перед вводом в эксплуатацию.
Строительство заходов на подстанцию 220 кВ Созвездие от существующей воздушной линии Калужская – Латышская началось в сентябре текущего года. Общая протяженность вновь смонтированного участка линии 220 кВ Калужская – Созвездие составляет 1,9 км. Длина провода – 5,7 км. При строительстве заходов было поставлено 10 опор. Необходимость строительства заходов обусловлена вводом в эксплуатацию новой подстанции 220 кВ Созвездие, имеющей высокую важность для обеспечения динамичного роста экономики области.
Решение о строительстве заходов на подстанцию 220 кВ Созвездие было принято в рамках Соглашения между Правительством Калужской области и ОАО «ФСК ЕЭС» по вопросам развития Единой национальной электрической сети для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий для подключения к энергосистеме потребителей региона.
В зону обслуживания МЭС Центра входят 19 субъектов Российской Федерации с населением более 39,6 млн человек. В эксплуатации филиала находятся 188 подстанций 35-750 кВ суммарной мощностью 94,2 тыс. МВА и 29668,4 км линий электропередачи.

МЭС Центра провел соревнования профессионального мастерства служб релейной защиты и автоматики
В филиале ОАО «ФСК ЕЭС» — Магистральные электрические сети (МЭС) Центра — завершились соревнования персонала служб релейной защиты и автоматики (РЗА). Соревнования проходили на базе Центра подготовки персонала «Белый Раст» (Московская область, Дмитровский район). За звание победителя сражались специалисты восьми предприятий МЭС Центра. Лучшей стала бригада Волго-Донского предприятия, второе и третье место заняли Волго-Окское и Верхне-Доское предприятия.
Специалисты РЗА работают с устройствами, необходимыми для защиты подстанционного оборудования и линий электропередачи от коротких замыканий. Применение устройств релейной защиты и автоматики снижает вероятность технологических нарушений, которые могут привести к сбоям в работе энергосистемы.
Соревнования продолжались три дня — с 24по 27 сентября. В ходе состязаний специалисты Вологодского, Валдайского, Волго-Окского, Волго-Донского, Верхне-Донского, Московского, Приокского и Черноземного предприятий МЭС Центра демонстрировали свое мастерство в работе с различными устройствами РЗА, знание нормативных документов и правил охраны труда.
«В последние годы в российской энергетике всё более широко внедряются цифровые системы релейной защиты. Поэтому на соревнованиях мы значительное количество этапов проводим с использованием новой цифровой техники», — подчеркнул заместитель генерального директора – главный инженер МЭС Центра Сергей Демин.
Победившая в региональных соревнованиях команда Волго-Донского предприятия МЭС Центра примет участие в аналогичных межрегиональных соревнованиях ОАО «ФСК ЕЭС», которые пройдут осенью этого года.
МЭС Центра уделяют большое внимание повышению профессионального мастерства своих сотрудников и пропаганде передового опыта персонала по обслуживанию электрооборудования подстанций. Филиал регулярно проводит соревнования, тренинги, противоаварийные тренировки, инструктажи и стажировки персонала. Подобные мероприятия позволяют специалистам не только проверить свои знания, но и обменяться опытом, пообщаться со своими коллегами.
В зону обслуживания МЭС Центра входят 19 субъектов Российской Федерации с населением более 39,6 млн человек. В эксплуатации филиала находятся 188 подстанций 35-750 кВ суммарной мощностью 94,2 тыс. МВА и 29668,4 км линий электропередачи.

ИнформСистем: Инструменты оптимизации ТЭП электростанции
ООО “Фирма ИнформСистем” разработала и выпустила Инновационную Самонастраиваемую MES-Систему «MES-T2 2010» v.6.313.71 для реализации БЕЗЗАТРАТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ экономии топлива и для увеличения энергоэффективности тепловых электростанций при интеллектуальной автоматизации расчётов ТЭП в реальном времени, и которая призвана обеспечить полную оптимизацию ресурсов ТЭЦ и ГРЭС.
Необходимость оптимизации ТЭП на электростанциях определяется наличием многовариантности принятия управляющего технологического решения эксплуатационным персоналом. Перед электростанцией стоит, казалось бы, простая задача: Выполнить план поставки электроэнергии и тепла на существующем работающем оборудовании при минимуме затрат топлива. В настоящее время до сих пор эту задачу пытается выполнять человек без оперативного учёта ПЕРЕРАСХОДА топлива, т.е. абсолютно впотьмах. Из этого следует, что главенствующая целевая функция по минимизации расхода топлива абсолютно не выполняется.
Здесь следует отметить, что и наличие мощной оптимизации не решает данной проблемы без текущего учёта ПЕРЕРАСХОДА топлива на получасовых интервалах. Оптимизация в данном случае говорит, как надо сделать, а учёт показывает, что же в результате управления получилось, т.е. учёт является обратной связью. Но в настоящее время нет этой обратной связи, следовательно, и нет оптимального управления. А с другой стороны даже при учёте ПЕРЕРАСХОДА топлива, но при отсутствии оптимизации также не может быть этого оптимального управления. Получается очень мрачная картина сегодняшнего дня: нет ни оптимизации ресурсов, ни учёта ПЕРЕРАСХОДА топлива. Отметим также, что учёт ПЕРЕРАСХОДА топлива – это получасовые расчёты фактического расхода топлива минус нормативный расход в реальном времени с предоставлением мониторинга с аналитикой на БЩУ.
А сейчас об инструментах оптимизации ТЭП подробнее. Существует два подхода к оптимизации: участковая и общая. Участковая оптимизация рассматривает только часть оборудования без увязки с другой частью, например, оптимизация загрузки турбин. Общая оптимизация оперирует сразу всей моделью электростанции. Безусловно, общая оптимизация наиболее правильно определяет наилучшее решение, т.к. рассматривает все процессы во взаимосвязи. В MES-Системе реализована именно общая оптимизация.
К инструментам оптимизации можно отнести: Линейную оптимизацию на симплексном методе, Динамическую оптимизацию и ХОП оптимизацию.
ЛИНЕЙНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ. Задача для данной оптимизации представляет собой систему линейных уравнений и целевую функцию. Данная задача не существует где-то в стороне, а непосредственно включается в математическую модель электростанции. Кстати, таких задач линейной оптимизации в расчётах может быть сколько угодно, объединённых в единую модель электростанции для оперативного расчёта в реальном времени фактических и нормативных ТЭП. Все эти системы линейных уравнений решаются модернизированным симплекс-методом, который обязательно приводит к конкретному решению. В этом случае присутствуют две модели: для оптимизации и для учёта.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ. Данная оптимизация хотя и не присутствует в самом теле математической модели электростанции, но оперирует именно всей этой моделью. Динамический оптимизатор содержит данные определяющих факторов, для которых задаются возможные минимальные и максимальные значения, и данные минимаксной стратегии, для которых задаются минимальные или максимальные значения с ранжированием их по приоритету. Суть динамической оптимизации заключается в том, что для всех определяющих факторов попеременно с определённым шагом задаются значения от минимального до максимального и рассчитываются результирующие показатели на полной модели с их фиксацией. Таким образом, проверяются все сочетания определяющих факторов. Вторым этапом является выбор оптимального варианта из всего многообразия в соответствии с минимаксной стратегией.
ХОП ОПТИМИЗАЦИЯ. Данный вид оптимизации также оперирует с полной моделью электростанции. И в этом, и в выше описанных вариантах модель электростанции представляет собой полный набор расчётов фактических и нормативных ТЭП. ХОП или Характеристика Относительных Приростов это график дифференциалов показателя (dy/dx) от минимального до максимального значения (x), а оптимизация это определение экстремума этого графика. Формулируется же задача следующим образом: Найти такое распределение ресурсов, при котором для увеличения мощности электроэнергии на определённую величину потребуется наименьшее увеличение затрат топлива.
Инновационная MES-Система по всем этим видам оптимизации имеет настраиваемые инструменты, т.е. они не реализованы “в лоб”, а могут легко изменяться в процессе эксплуатации.
Но следует особо остановиться на долях влияния на экономию топлива оптимизации ресурсов и учёта ПЕРЕРАСХОДА топлива. Так, оптимизация ресурсов может дать экономию топлива всего в 3%, а учёт ПЕРЕРАСХОДА топлива имеет возможность сэкономить более 10% топлива. Здесь вырисовывается интересная картина, что при реализации оптимизации ресурсов и без учёта ПЕРЕРАСХОДА топлива даже эти 3% можно и не достичь, т.к. всё может съесть бесконтрольный ПЕРЕРАСХОД топлива. А вот, совместная реализация и учёта ПЕРЕРАСХОДА топлива, и оптимизации ресурсов легко даст экономию топлива в 13%.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ Технологии увеличения энергоэффективности электростанций (экономии топлива) на MES-Системе «MES-T2 2010», позволяющей УДВОИТЬ прибыль ТГК и ОГК, размещено на сайте: http://www.Inform-System.ru.
ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ВЕРСИЯ инновационной MES-Системы «MES-T2 2010» с расчётами фактических и нормативных ТЭП, с минутными и получасовыми расчётами перерасхода топлива и с оперативной аналитикой размещена на сайте: http://www.Inform-System.ru.